![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
«Щ-203» («Камбала»)подводная лодка V-бис серии
    Заложена 10 марта 1933 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 228. В 1933 году подводная лодка секциями по железной дороге перевезена в Николаев на завод № 200 (им. 61 коммунара), где была перезаложена и 29 мая 1934 года под строительным номером 1028 была спущена на воду. 4 сентября 1935 года «Щ-203» вступила в строй, и 30 сентября (по другим данным 29 декабря) 1935 года под командованием Лавинского Михаила Николаевича корабль вошел в состав Черноморского флота. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подводная лодка «Щ-203» Одна из подводных лодок V-бис серии в Севастополе. (3, 4, 5)
    1 июля 1941 года ремонт был закончен; подводная лодка перешла к месту своего постоянного базирования в Новороссийск и уже 16 июля вышла в свой первый боевой поход. До конца ноября «Щ-203» четыре раза выходила в море для несения дозора в районе юго-западнее Новороссийска (позиция № 10), южнее Керченского пролива (позиция № 9) и для разведки в районе Феодосии. 23 ноября подводной лодке пришлось прервать поход, так как при включении батарейного автомата из-за образовавшейся электродуги получил сильные ожоги командир мотористов. После выхода на вражеские коммуникации северо-восточнее Сулины (позиция № 18) в декабре, где кораблей и судов противника встречено не было, «Щ-203» была привлечена к участию в Керченско-Феодосийской десантной операции. 24 декабря подводная лодка была направлена в район Эльчан-Кая. На борту субмарины находились два офицера гидрографического отдела флота – лейтенанты В.Е. Моспан и Д.Г. Выжул. За несколько часов до начала высадки советского десанта в районе горы Опук на камнях Эльчан-Кая эти офицеры должны были поставить манипуляторные огни. Вечером 28 декабря гидрографы были высажены, маяк установлен, но в назначенное время назад на подводную лодку они не вернулись, возможно, перевернувшись в шлюпке в штурмующем море. Есть данные, что лейтенанты были взяты в плен неприятельским патрулем и расстреляны. К счастью, противник не заметил выставленных огней, что позволило успешно провести высадку десанта. «Щ-203» продолжила выполнение поставленной задачи, в ночь на 29 декабря осуществляя навигационное обеспечение кораблей ЧФ. До июня 1942 года субмарина выполняет спецзадания – 26 января она служит плавучим маяком для кораблей, высаживающих десант в Судаке. В дальнейшем «Щ-203», продолжая действовать в Феодосийском заливе, проводит навигационное обеспечение кораблей и ведет разведку побережья, неоднократно подвергаясь артобстрелу и авианалетам противника. К счастью, все обошлось без серьезных повреждений и потерь в личном составе. ![]() ![]() ![]() Подводные лодки «Щ-202» и «Щ-203» в Южной бухте Севастополя, вторая половина 1930-х гг. (3) На мостике подводной лодки «Щ-203». В центре - командир корабля В.И. Немчинов. (2, 3)
    1 августа «Щ-203» прибыла в Туапсе, где встала на текущий ремонт. Вскоре работы на подводной лодке были прерваны, ремонт свернут; 24 августа субмарина вышла из Геленджика в Батуми. Неясно почему, но видимо подводную лодку решили использовать в качестве буксира – за собой она вела баржу. На следующий день в районе Сочи (у мыса Уч-Дере) необычный караван был атакован самолетом. Отдача буксира заняла слишком много времени. Подводная лодка не успела погрузиться и сброшенная с самолета бомба разорвалась неподалеку от субмарины. Теперь «Щ-203» ждал уже не текущий, а капитальный ремонт. В результате взрыва бомбы от сильного сотрясения деформировались крышки входных люков в первом и шестом отсеках, вышла из строя система воздуха высокого давления и ряд приборов. 28 августа подводная лодка встала на капремонт, который продлился до конца марта 1943 года. 18 боевых походов. 16.07.1941 – 05.08.1941 21.08.1941 – 10.09.1941 05.10.1941 – 12.10.1941 20.11.1941 – 23.11.1941 28.11.1941 – 19.12.1941 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 25.01.1942 – 27.01.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 28.01.1942 – 07.02.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 12.02.1942 – 19.02.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 23.02.1942 – 06.03.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 14.03.1942 – 30.03.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ 07.04.1942 – 28.04.1942 07.06.1942 – 14.06.1942 16.06.1942 – 19.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 21.06.1942 – 27.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 29.06.1942 – 04.07.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 16.05.1943 – 04.06.1943 29.06.1943 – 22.07.1943 20.08.1943 – + Возможно, как минимум, одна торпедная атака, время и место которой не известны. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |