Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное |
«Щ-201» («Сазан»)подводная лодка V-бис серии
    Заложена 14 (по другим данным 24) августа 1933 года на заводе № 194 в Ленинграде. Заводской номер 183. В 1934 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод № 200 в Николаев, где 3 апреля 1934 спущена на воду под заводским номером 1026. 5 августа 1935 года «Сазан» вступил в строй и 3 сентября 1935 вошел в состав Черноморского флота.     Торжественная церемония подъема военно-морского флага. Выступает комдив Седельников Ф.С., по правую руку от него стоит комбриг флагман 2 ранга Васильев Г.В, у тумбы командир «Щ-201» Скородумов Л.А., ниже, вероятно, комиссар дивизиона. Севастополь, Южная бухта, 3 сентября 1935 г.     Подводная лодка «Щ-201». Вероятно, торжественное построение на День ВМФ. Конец 1930-х - 1940 г.
    22 июня 1941 года «Щ-201» встретила в Новороссийске в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ. Командовал кораблем капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Стрижак Александр Иванович. На «Сазане» только-только закончили текущий ремонт. Подводная лодка «Щ-201» Командир «Щ-201» П.И. Парамошкин у перископа.
    В апреле 1942 года «Щ-201» встала на ремонт в Новороссийске. Нормальному ходу работ мешали частые налеты немецкой авиации, в ходе которых подводная лодка получила дополнительные повреждения. Сняв с субмарины аккумуляторную батарею, которая понадобилась для срочного ремонта «Щ-203», ее отбуксировали сначала в Туапсе, потом в Поти и, наконец, 19 сентября в Батуми, где подводная лодка простояла до конца января 1943 года. Подводная лодка «Щ-201». Швартовка. Вероятно, Туапсе.
    В свой первый боевой поход с новым командиром «Щ-201» вышла 22 июня 1943 года. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир дивизиона капитан 2 ранга Роман Романович Гуз. Район патрулирования подводной лодки определен командованием между мысом Тарханкут и Евпаторией. 30 июня "Щ-201" обнаружила мотобот. Сняв с него 6 рыбаков и 2 немцев, суденышко, чтобы не тратить боезапас потопили, пробив днище ломом. 7 июля, воспользовавшись данными воздушной разведки, «Щ-201» вышла в атаку на румынский конвой. Шесть торпед, выпущенные подводной лодкой по транспорту «Ардял» и эсминцу «Марашешти» прошли мимо, а сама субмарина подверглась полуторачасовому преследованию кораблей эскорта, в ходе которого на «Сазан» было сброшено 31 глубинная бомба. В итоге на подводной лодке вышли из строя некоторые приборы и механизмы, поврежден правый гребной электродвигатель. Вернувшись из похода «Щ-201» встала на ремонт, который продлился полтора месяца. Торжественное построение на подводных лодках «Щ-201», «Щ-209» и «Щ-202». 1943 год. Экипаж подводной лодки «Щ-201» во главе со своим командиром П.И. Парамошкиным Подводная лодка «С-201» (бывш. «Щ-201»). Поти, 1952 г. Построение на подводной лодке «С-201» (бывш. «Щ-201»). Севастополь, 1953 г.
    19 ноября «Сазан» снова выходит на позицию в район между Мысом Тарханкут и Ак-Мечетью. Утром 4 декабря «Щ-201» из надводного положения четырьмя торпедами атаковала группу быстроходных десантных барж, после чего с корабля наблюдали взрыв, но успех подводной лодки германская сторона не подтверждает. Немцы направили в район атаки группу противолодочных кораблей, которые обнаружили субмарину и подвергли ее яростной бомбардировке. На «Щ-201» вышли из строя глубиномеры и шумопеленгатор; через лопнувшие швы топливных цистерн начало вытекать топливо. К счастью, подводная лодка смогла оторваться от преследования. 11 декабря «Щ-201» обнаружила судно в сопровождении сторожевого катера. При попытке выйти на боевой курс «Сазан» был замечен гидросамолетом, а затем контратакован кораблем-ловушкой «Uj-103», которое командир подводной лодки принял за транспорт. Удача вновь сопутствовала «Сазану». 66 глубинных бомб сброшенные охотником не нанесли подводной лодке никакого вреда, хотя повреждений на корабле уже и так хватало. Вернувшись с позиции «Щ-201» снова встала на ремонт. Подводные лодки в кино. Кадры из к/ф «В мирные дни» (Киевская киностудия, 1950 г.). В роли подлодок «ПК-8» и «ПК-2» снимались «Щ-201» и, вероятно, «Щ-205»:     Подводные лодки у пирса. Сигнальщики. Расчет орудия 21-КМ. Большая приборка.     «Щ-201»; Носовая часть.На форштевне проступает старое имя корабля - «Сазан». Мостик подводной лодки, рубочный люк открыт.     Подводная лодка «Щ-201»
    19 июля 1945 года сильно изношенный корабль выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой в Балаклаве. 4 февраля 1946 года "Севморзавод" начал на «Щ-201» капитальный ремонт, который продлился 3 года. 16 июня 1949 года отремонтированный корабль получил обозначение «С-201». 13 Боевых походов: 02.07.1941 - 07.07.1941 08.07.1941 - 22.07.1941 05.08.1941 - 21.08.1941 14.09.1941 - 05.10.1941 04.12.1941 - 07.12.1941 14.12.1941 - 17.12.1941 25.12.1941 - 31.12.1941 14.01.1942 - 27.01.1942 29.01.1942 - 01.02.1942 18.02.1942 - 24.02.1942 14.03.1942 - 30.03.1942 22.06.1943 - 11.07.1943 28.09.1943 - 29.10.1943 19.11.1943 - 19.12.1943 19.04.1944 - 17.05.1944 Результаты: 8 торпедных атак (выпущено 24 торпеды), 1 малое судно потоплено абордажной партией. |
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум |