Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«Щ-201» («Сазан»)

подводная лодка V-бис серии

    Заложена 14 (по другим данным 24) августа 1933 года на заводе № 194 в Ленинграде. Заводской номер 183. В 1934 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод № 200 в Николаев, где 3 апреля 1934 спущена на воду под заводским номером 1026. 5 августа 1935 года «Сазан» вступил в строй и 3 сентября 1935 вошел в состав Черноморского флота.


подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201»

    Торжественная церемония подъема военно-морского флага. Выступает комдив Седельников Ф.С., по правую руку от него стоит комбриг флагман 2 ранга Васильев Г.В, у тумбы командир «Щ-201» Скородумов Л.А., ниже, вероятно, комиссар дивизиона. Севастополь, Южная бухта, 3 сентября 1935 г.
    Подводная лодка «Щ-201». Вероятно, торжественное построение на День ВМФ. Конец 1930-х - 1940 г.

    22 июня 1941 года «Щ-201» встретила в Новороссийске в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ. Командовал кораблем капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Стрижак Александр Иванович. На «Сазане» только-только закончили текущий ремонт.

    Уже 2 июля подводная лодка приступает к выполнению боевых задач по несению дозора в районе Новороссийска и у входа в Керченский пролив. Отдаленность позиций от коммуникаций противника обуславливало отсутствие целей. Враг был встречен только раз, когда 16 сентября у Новороссийска подводники услышали шумы винтов румынской субмарины «Дельфинул», которая совершала разведывательный поход. Приняв их за шумы торпеды и посчитав себя атакованным, командир «Щ-201» от атаки уклонился.

    В октябре 1941 года «Щ-201» встала в Новороссийске на текущий ремонт, в ходе которого получила незначительные повреждения в результате налета немецкой авиации, но уже в декабре продолжила выходы в море к берегам Крыма. Целью первого декабрьского похода «Щ-201» стал сбор сведений о противодесантной обороне противника в интересах предстоящей Керченско-Феодосийской операции советских войск. В конце декабря подводная лодка привлекается к навигационному обеспечению операции в роли плавмяка. 28 декабря в 10 милях к юго-западу от мыса Чауда «Сазан» устанавливает два светящихся буя, а ночью 29 и 30 декабря огнями белого и красного цвета указывает кораблям с десантом путь на входной фарватер Феодосии. В дальнейшем «Щ-201» не раз привлекают к выполнению навигационных задач: 15 и 24 января «Щ-201» обеспечивает высадку десанта в Судаке, а с 18 по 24 февраля в районе мыса Киик-Атлама выводит корабли ЧФ для обстрела побережья. Список задач не совсем свойственный подводным лодкам дополняет поход 29 января -1 февраля 1942 года, когда субмарина проводила безрезультатный поиск пассажиров и экипажа самолета «Дуглас», пропавшего над морем в районе Варны.


подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» Командир «Щ-201» П.И. Парамошкин у перископа.

Подводная лодка «Щ-201»
Командир «Щ-201» П.И. Парамошкин у перископа.

    В апреле 1942 года «Щ-201» встала на ремонт в Новороссийске. Нормальному ходу работ мешали частые налеты немецкой авиации, в ходе которых подводная лодка получила дополнительные повреждения. Сняв с субмарины аккумуляторную батарею, которая понадобилась для срочного ремонта «Щ-203», ее отбуксировали сначала в Туапсе, потом в Поти и, наконец, 19 сентября в Батуми, где подводная лодка простояла до конца января 1943 года.

    29 декабря 1942 года командиром «Щ-201» стал капитан-лейтенант Парамошкин Павел Иванович. Прежний командир корабля 1 сентября 1942 года был снят с должности, арестован и осужден на 10 лет лагерей. К счастью, приговор был вынесен с отсрочкой исполнения, и уже в августе 1943 года Стрижак командует «М-113», а в конце войны - гвардейской «Щ-215».


подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201»
Подводная лодка «Щ-201». Швартовка. Вероятно, Туапсе.

    В свой первый боевой поход с новым командиром «Щ-201» вышла 22 июня 1943 года. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир дивизиона капитан 2 ранга Роман Романович Гуз. Район патрулирования подводной лодки определен командованием между мысом Тарханкут и Евпаторией. 30 июня "Щ-201" обнаружила мотобот. Сняв с него 6 рыбаков и 2 немцев, суденышко, чтобы не тратить боезапас потопили, пробив днище ломом. 7 июля, воспользовавшись данными воздушной разведки, «Щ-201» вышла в атаку на румынский конвой. Шесть торпед, выпущенные подводной лодкой по транспорту «Ардял» и эсминцу «Марашешти» прошли мимо, а сама субмарина подверглась полуторачасовому преследованию кораблей эскорта, в ходе которого на «Сазан» было сброшено 31 глубинная бомба. В итоге на подводной лодке вышли из строя некоторые приборы и механизмы, поврежден правый гребной электродвигатель. Вернувшись из похода «Щ-201» встала на ремонт, который продлился полтора месяца.

    Следующий боевой поход «Щ-201» проходил в районе западнее Севастополя. 19 октября подводная лодка четырьмя торпедами атаковала германский конвой, и, хотя командир субмарины доложил о вспышке и взрыве, противник атаку «Щ-201» не зафиксировал.


Торжественное построение на подводных лодках «Щ-201», «Щ-209» и «Щ-202». 1943 год. Торжественное построение на подводных лодках «Щ-201», «Щ-209» и «Щ-202». 1943 год. Экипаж подводной лодки «Щ-201» во главе со своим командиром П.И. Парамошкиным. подводная лодка «Щ-201» подводная лодка «Щ-201»

Торжественное построение на подводных лодках «Щ-201», «Щ-209» и «Щ-202». 1943 год.
Экипаж подводной лодки «Щ-201» во главе со своим командиром П.И. Парамошкиным
Подводная лодка «С-201» (бывш. «Щ-201»). Поти, 1952 г.
Построение на подводной лодке «С-201» (бывш. «Щ-201»). Севастополь, 1953 г.

    19 ноября «Сазан» снова выходит на позицию в район между Мысом Тарханкут и Ак-Мечетью. Утром 4 декабря «Щ-201» из надводного положения четырьмя торпедами атаковала группу быстроходных десантных барж, после чего с корабля наблюдали взрыв, но успех подводной лодки германская сторона не подтверждает. Немцы направили в район атаки группу противолодочных кораблей, которые обнаружили субмарину и подвергли ее яростной бомбардировке. На «Щ-201» вышли из строя глубиномеры и шумопеленгатор; через лопнувшие швы топливных цистерн начало вытекать топливо. К счастью, подводная лодка смогла оторваться от преследования. 11 декабря «Щ-201» обнаружила судно в сопровождении сторожевого катера. При попытке выйти на боевой курс «Сазан» был замечен гидросамолетом, а затем контратакован кораблем-ловушкой «Uj-103», которое командир подводной лодки принял за транспорт. Удача вновь сопутствовала «Сазану». 66 глубинных бомб сброшенные охотником не нанесли подводной лодке никакого вреда, хотя повреждений на корабле уже и так хватало. Вернувшись с позиции «Щ-201» снова встала на ремонт.

    Свой последний боевой поход подводная лодка совершила в рамках операции по освобождению Крыма. Сразу после выхода из базы на субмарине вышел из строя зенитный перископ, что не помешало ей продолжить поход. Атаковать врага удалось только 6 мая, когда «Щ-201» выпустила 4 торпеды по транспорту «КТ-26» из состава конвоя «Бальдур», но промахнулась. С тем же результатом закончилась 2-х торпедная атака конвоя «Астра» 11 мая, когда торпеды с «Щ-201» прошли мимо сторожевика «Uj-105». В обоих случаях подводная лодка контратаковалась и получила новые повреждения: нарушена центровка линии валов, образовались трещины в топливных цистернах, вышли из строя некоторые приборы, но «Щ-201» продолжала оставаться на позиции. Утром 12 мая «Сазан» перехватывает еще один конвой. Две торпеды, выпущенные подводной лодкой, по оценкам многих исследователей поразили поврежденный транспорт и буксирующий его лагом тральщик. Взрыв был такой силы, что на субмарине произошло замыкание электростанции главного двигателя и разбилось несколько плафонов освещения. Жертвой «Щ-201» до последнего времени считался транспорт «Гейзерикс» в 1.309 брт из состава конвоя «Бруммер». Этого же мнения придерживается А. Хильгрубер в своей работе «Эвакуация из Крыма в 1944 году». По данным М.Морозова безрезультатной атаке «Щ-201» подвергся поврежденный советской авиацией венгерский транспорт «Тисса» в 961 брт и буксирующий его тральщик «R-196» из состава конвоя «Профет». К гибели «Гейзерикса» (по данным М. Морозова судно имело водоизмещение 712 брт), «Сазан» не имеет никакого отношения, так как место гибели парохода удалено от позиции подводной лодки на 70 миль. «Гейзерикс» стал жертвой самолетов «Ил-2» 8-го гвардейского авиаполка и затонул в результате полученных повреждений. Сильный взрыв можно объяснить тем, что торпеды взорвались вблизи от подлодки не дойдя до цели. («Щ-201» применила торпеды с неконтактными взрывателями). Последние две торпеды «Сазан» выпустил вечером того же дня. Оценить результат атаки не представилось возможным из-за плохой видимости. Может быть, последним залпом «Сазана» была повреждена быстроходная десантная баржа «F-568». Израсходовав боезапас, «Щ-201» 17 мая благополучно вернулась на базу. Больше в боевых действиях она не участвовала.

    10 июня 1944 года командиром «Щ-201» стал капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович, но уже 1 сентября того же года на корабль вернулся его прежний командир капитан 3 ранга Парамошкин. По официальным данным за время войны "Сазан" потопил 6 и повредил 2 судна противника. 5 ноября 1944 года «Щ-201» награждена Орденом Красного Знамени.


Кадр из к/ф «В мирные дни». Подводные лодки у пирса. Кадр из к/ф «В мирные дни». Сигнальщики. Кадр из к/ф «В мирные дни». Расчет орудия 21-КМ. Кадр из к/ф «В мирные дни». Большая приборка. Кадр из к/ф «В мирные дни». Носовая часть.

Кадр из к/ф «В мирные дни». Носовая часть. Кадр из к/ф «В мирные дни». Мостик подводной лодки. Кадр из к/ф «В мирные дни». Мостик подводной лодки. Кадр из к/ф «В мирные дни». Подводная лодка «Щ-201». Кадр из к/ф «В мирные дни». Подводная лодка «Щ-201».

Кадр из к/ф «В мирные дни». Расчет орудия 21-КМ. Кадр из к/ф «В мирные дни». Кадр из к/ф «В мирные дни». Кадр из к/ф «В мирные дни».

Подводные лодки в кино. Кадры из к/ф «В мирные дни» (Киевская киностудия, 1950 г.). В роли подлодок «ПК-8» и «ПК-2» снимались «Щ-201» и, вероятно, «Щ-205»:

    Подводные лодки у пирса. Сигнальщики. Расчет орудия 21-КМ. Большая приборка.
    «Щ-201»; Носовая часть.На форштевне проступает старое имя корабля - «Сазан». Мостик подводной лодки, рубочный люк открыт.
    Подводная лодка «Щ-201»

    19 июля 1945 года сильно изношенный корабль выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой в Балаклаве. 4 февраля 1946 года "Севморзавод" начал на «Щ-201» капитальный ремонт, который продлился 3 года. 16 июня 1949 года отремонтированный корабль получил обозначение «С-201».

    29 декабря 1955 года подводная лодка разоружена и 18 января 1956 года расформирована. В этом же году предназначенная на слом субмарина затонула у причала в Поти, но была поднята и разделана на металл в Инкермане.


13 Боевых походов:
02.07.1941 - 07.07.1941
08.07.1941 - 22.07.1941
05.08.1941 - 21.08.1941
14.09.1941 - 05.10.1941
04.12.1941 - 07.12.1941
14.12.1941 - 17.12.1941
25.12.1941 - 31.12.1941
14.01.1942 - 27.01.1942
29.01.1942 - 01.02.1942
18.02.1942 - 24.02.1942
14.03.1942 - 30.03.1942
22.06.1943 - 11.07.1943
28.09.1943 - 29.10.1943
19.11.1943 - 19.12.1943
19.04.1944 - 17.05.1944

Результаты:
8 торпедных атак (выпущено 24 торпеды),
1 малое судно потоплено абордажной партией.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru