Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-138»

подводная лодка X-бис серии

    Заложена 28 октября 1938 года на заводе № 194 в Ленинграде. В 1939 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке, производилась её сборка. 22 июля 1940 года субмарина спущена на воду, и 8 января 1942 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Командиром «Щ-138» назначен капитан-лейтенант Гидульянов Владимир Иванович.

    В 7 часов утра 18 июля 1942 года на стоянке у мола в Николаевске-на-Амуре на подводной лодке произошел взрыв четырех запасных торпед во 2-м отсеке (специалисты оценили силу взрыва в 1200 кг тротила). В результате носовая часть субмарины по 34 шпангоут была полностью уничтожена, часть механизмов из I, II, III и IV отсеков разлетелось на 500 – 1000 метров вокруг. То, что осталось от корабля, практически мгновенно оказалось на грунте («Щ-138» затонула на ровном киле, на поверхности воды осталась только часть рубки). Стоявшая рядом «Щ-118» получила пробоины и также затонула до рубки. Во флотских кругах циркулировала версия о диверсии, целью которой служил достраивающийся крейсер «Калинин». Подозрения в ее организации пали на помощника командира «Щ-138» лейтенанта Егорова Павла Семеновича, который, по слухам, застрелился у себя на квартире при попытке его ареста вечером в день катастрофы. Комиссия, расследовавшая причину взрыва, пришла к выводу, что его причиной послужил специальный заряд весом не менее 600 гр, приложенный вплотную к торпеде, или вложенный в оболочку ее запального заряда стакана.

    8 августа продуванием трех оставшихся неповрежденными отсеков подводной лодки ее с помощью понтонов и плавкрана подняли и приготовили к букировке в Советскую Гавань. На этом злоключения корабля не закончились. 18 августа аварийная субмарина вновь затонула в Амурском лимане, из-за начавшегося шторма лопнули стропы поддерживающих корабль на плаву понтонов. При этом трое моряков из перегонной команды не сумели сразу покинуть тонущую подводную лодку. Им удалось подняться на поверхность с глубины 9 метров, даже не используя приборы ИСА-М, так как они были выгружены в ходе подготовки корабля к буксировке.


Подводные лодки «Щ-138» и «Щ-118». Подводная лодка «Щ-138», спасательные работы. Подводная лодка «Щ-138», спасательные работы. Подводная лодка «Щ-138», спасательные работы.
Подводные лодки «Щ-138» и «Щ-118» после взрыва 18 июля 1942 г.
Аварийно-спасательные работы на «Щ-138», конец июля - начало августа 1942 г.

    Итоговые спасательные работы на «Щ-138» начались только через год. 28 июня 1943 года специалисты 73-го аварийно-спасательного отряда на спасательном буксире «Тельман» продули понтоны, закрепленные за гребные валы субмарины. Корма подводной лодки всплыла. Начавшийся шторм прервал работы, которые удалось завершить только 11 июля.

    Повреждения «Щ-138» оказались настолько обширными, что решением специальной комиссии восстановление корабля было признано нецелесообразным, и вскоре то, что осталось от субмарины разобрали на металл.

    Моряки, погибшие при взрыве подводной лодки, похоронены на городском кладбище Николаевска-на Амуре.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru