Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Д-4» («Революционер»)

подводная лодка I серии.

    Заложена 25 марта (по другим данным 14 апреля) 1927 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под строительным номером 27/192. 6 апреля 1929 года (по другим данным 16 апреля 1929 или 21 марта 1930) подводная лодка спущена на воду. 30 декабря 1930 года субмарина вступила в строй, и 5 января (по другим данным 3 февраля) 1931 года вошла в состав Морских сил Черного моря. Первым командиром «Революционера» назначен В.С. Сурин.

Один из черноморских «Декабристов». Один из черноморских «Декабристов». Подводная лодка «Революционер». Подводная лодка «Революционер».

Один из черноморских «Декабристов».
Подводная лодка «Д-4».

    В конце октября 1933 года подводная лодка нанесла визит в Стамбул, а в сентябре 1934 года она получила литерно-цифровое обозначение «Д-4», но старое название «Революционер» продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах. В декабре 1938 года «Д-4» встала на Севморзаводе в Севастополе на капитальный ремонт и модернизацию.


подводная лодка «Д-4». подводная лодка «Д-4». подводная лодка «Д-4». подводная лодка «Д-4».

Подводная лодка «Революционер».
«Д-4» в Стамбуле.

    22 июня 1941 года подлодка встретила под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Израйлевича Иосифа Семеновича в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. По завершению ремонта 27 сентября 1941 года, «Д-4» вместе с другими лодками дивизиона перебазировалась в Поти, откуда 29 сентября 1941 года вышла на дозорную позицию в район юго-западнее Севастополя (позиция № 2). Встреч с кораблями противника подводная лодка не имела. Вечером 10 октября «Д-4» прибыла в Севастополь.

    С 29 октября по 5 ноября подводная лодка патрулировала в районе мыса Шаблер (позиция № 20), но противник и в этот раз встречен не был. По ошибке подводная лодка не приняла приказ о возвращении в Поти, поэтому прибыла в Севастополь. После перехода в Поти, где субмарина прошла навигационный ремонт, «Д-4» вечером 23 ноября вышла в море с заданием обстрела войск противника в районе Ялты. Вечером 25 ноября подводная лодка с дистанции 54 кбт начала обстрел города, но спустя 10 минут после 40 выстрелов 100-мм орудие субмарины из-за заводского брака стало давать осечки. Сделав еще два залпа, подводная лодка прекратила выполнение задачи, погрузилась и направилась в Севастополь, куда прибыла в ночь на 26 ноября.


подводная лодка «Д-4». 102-мм орудие Б-2 на одном из черноморских «Декабристов». рубка ПЛ «Д-4» после модернизации.

Подводная лодка «Революционер».
102-мм орудие Б-2 на одном из черноморских «Декабристов» до модернизации.
Рубка ПЛ «Д-4» после модернизации.

    В четвертый боевой поход в район мыса Шаблер (позиция № 4) «Д-4» вышла вечером 29 ноября. Утром 1 декабря к востоку от мыса Калиакра подводная лодка тремя торпедами атаковала румынский конвой из двух транспортов в сопровождении эсминцев. Через 1 минуту после пуска торпед на подводной лодке услышали два взрыва, после чего подводная лодка подверглась контратаке румынских эсминцев «Реджеле Фердинанд I» (Regele Ferdinand I) и «Реджина Мария» (Regina Maria), которые сбросили на «Д-4» 36 глубинных бомб. Впрочем, разрывы «глубинок» не нанесли субмарине каких-либо серьезных повреждений. Было выбито несколько предохранителей, рубильников и автоматов. Так же безрезультатно завершились и атака подводной лодки – судно «Карпати» прибыло в место назначения. 11 декабря «Д-4» прибыла в Поти, где до середины января 1942 года она проходила навигационный ремонт.

    В январе и марте 1942 года «Д-4» два раза выходила в район восточнее мыса Эмине (позиции № 28 и № 36). Оба похода проходили в сложных погодных условиях. В мартовском походе во время шторма, когда крен подводной лодки достигал 40°, из 15 аккумуляторных баков частично вылился электролит. Сопротивление аккумуляторов упало до нуля, поэтому «Д-4» была вынуждена прервать патрулирование и вернуться в базу.

    С мая 1942 года, когда под Севастополем шли тяжелые бои, и остро встал вопрос о снабжении крепости, «Д-4» привлекается к транспортным перевозкам для доставки защитникам города боеприпасов и продовольствия.

    Всего в мае-июне 1942 года «Д-4» совершила пять рейсов по снабжению Севастополя, доставив в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов, 38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировав на Кавказ 78 человек.

    В третьем транспортном походе днем 27 мая 1942 года в районе мыса Ай-Тодор лодка была атакована катерами противника, а в четвертом подводная лодка трижды атакована авиацией. Вечером 29 мая в районе мыса Утриш у Новороссийска «Д-4» атаковал гидросамолет, утром 30 мая южнее Керченского пролива подводной лодке пришлось уклоняться срочным погружением от бомбардировщика Ju-87, а днем 31 мая у мыса Херсонес по подводной лодке отбомбился еще один самолет, сбросивший на субмарину 5 бомб. К счастью, «Д-4» избежала повреждений и, выполнив задание, благополучно вернулась в базу, по пути выдержав бомбежку нескольких сторожевых катеров, сбросивших на подводную лодку 22 глубинных бомбы.

    В пятом транспортном походе «Д-4» снова испытала действие вражеской ПЛО, осуществляющей блокаду крепости. Днем 6 июня на пути в Севастополь у мыса Ай-Тодор, когда субмарина шла в подводном положении, на нее было сброшено 10 авиабомб. При возвращении утром 10 июня на протяжении четырех часов субмарину преследовали сторожевые катера, сбросившие на подводную лодку 15 глубинных бомб.

    Шестой транспортный поход завершился неудачно. Сильная ПЛО противника не позволила «Д-4» доставить груз (44 т боеприпасов, 6.200 или 5.300 кг продовольствия, 900 кг других грузов). Только в течение дня 1 июля в районе мыса Херсонес в ходе неоднократных атак сторожевых катеров и авиации на подводной лодке насчитали 506 разрывов бомб. Утром 3 июля в подходной точке фарватера № 3 Севастополя «Д-4» была обнаружена и атакована итальянскими торпедными катерами «MAS-570», «MAS-571» и «MAS-573». Подводная лодка успела погрузиться, после чего противник сбросил на нее 95 глубинных бомб. Понимая, что при таких условиях выполнить поставленную задачу невозможно, командир субмарины принял решение не разгрузившись вернуться в Новороссийск. К этому времени организованное сопротивление советских войск в Севастополе было сломлено и крепость пала.

    С 9 по 19 августа подводная лодка патрулировала в районе мыса Куру-бурну (позиция № 37). Противник встречен не был. По возвращении в Поти «Д-4» встала на текущий ремонт, который продлился до начала февраля 1943 года.

    С середины февраля по начало апреля «Д-4» сделала два выхода в море (севернее и юго-восточнее мыса Тарханкут, позиции № 53 и № 73). Встреч с кораблями противника подводная лодка не имела. Указанный в ряде источников в качестве жертвы «Д-4» болгарский пароход «Родина» в 4.158 брт не может расцениваться в качестве таковой, так как в момент гибели судна 20 марта 1943 года подводная лодка находилась в Поти.

    Вечером 22 мая «Д-4» снова вышла в море. Подводной лодке предстояло действовать в районе мыса Тарханкут (позиция № 82/82-а). По пути в назначенный район, днем 25 мая у южного берега Крыма, подводная лодка обнаружила конвой быстроходных десантных барж противника, но атака сорвалась. Днем 1 июня в точке 45°05' с.ш./ 32°51' в.д. подводная лодка атаковала эсминец из состава эскорта конвоя. Через минуту после пуска торпед на подводной лодке услышано два взрыва, но торпеды, оснащенные неконтактным взрывателем, не дошли до эсминца «Марашти» (Marasti) и взорвались преждевременно. Эскорт контратаковал субмарину, сбросив 14 глубинных бомб, от разрывов которых на подводной лодке нарушилась герметичность швов топливных цистерн. Спустя три часа «Д-4» удалось атаковать танкер из состава того же конвоя. Через 27 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышали взрыв. В момент атаки субмарина не смогла удержаться на глубине, показала из под воды рубку и была обстреляна артиллерией с эсминцев, после чего они сбросили на на подводную лодку 2 глубинных бомбы. Ответным огнем неприятеля на «Революционере» в двух местах был прострелен зенитный перископ. Спустя час после атаки командир подводной лодки наблюдал танкер с дифферентом на корму и креном на левый борт, а еще через двадцать минут гибель судна. На самом деле атакованный «Д-4» конвой, включающий в себя итальянский танкер «Челено» (Celeno) в 3.741 брт ушел с места боя без потерь. Утром 11 июня подводная лодка прибыла в Поти.


100-мм орудие Б-24ПЛ и орудийный расчет ст. 1 ст. Левина. Митинг на борту «Д-4», слово представителя политуправления капитана 1 ранга В.И. Сёмина Командир «Д-4» И.Я. Трофимов докладывает командиру бригады ПЛ ЧФ капитану 1 ранга А.В. Крестовскому о завершении боевого похода.

ПЛ «Д-4». 100-мм орудие Б-24-ПЛ и орудийный расчет ст. 1 ст. Левина.
Митинг на борту «Д-4», слово представителя политуправления капитана 1 ранга В.И. Сёмина
Командир «Д-4» И.Я. Трофимов докладывает командиру бригады ПЛ ЧФ капитану 1 ранга А.В. Крестовскому о завершении боевого похода.

    9 мая 1943 года командиром «Д-4» стал капитан-лейтенант Трофимов Иван Яковлевич, который до этого командовал ПЛ «Д-5». В первом же походе с новым командиром подводная лодка открыла счет. С утра 8 августа «Д-4» патрулировала район у мыса Тарханкут (позиция № 82). Вечером 10 августа «Революционер» атаковал судно из состава конвоя. Через 125, 145 и 165 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышаны три взрыва. Результатом этой атаки считается гибель транспорта «Бой Федерсен» (Boy Feddersen), бывшего советского «Харькова» в 6.689 брт. Подводная лодка выпускала торпеды в правый борт судна. Необходимо отметить, что в это время пароход был атакован тремя торпедоносцами «Ил-4» из состава 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ, которые добились торпедного попадания в кормовую часть левого борта судна. Спустя 10 минут за транспорт взялись 2 бомбардировщика «А-20» из 36-го минно-торпедного авиаполка, сбросивших на судно 8 авиабомб. Именно их разрывы на подводной лодке зафиксированы как взрывы глубинных бомб. Судно затонуло на следующий день. 11 августа подводная лодка дважды не сумела лечь на боевой курс, зато утром 20 августа одна из торпед, выпущенных «Д-4» по транспорту из состава конвоя нашла цель. На дно ушел болгарский пароход «Варна» в 2.141 брт с грузом боеприпасов. На судне погибло 3 человека. Утром 28 августа подводная лодка прибыла в Поти.


Подводная лодка «Д-4». Новороссийск, весна - лето 1942 г. Боцман ПЛ «Д-4» мичман И.Г. Литвинюк. Болгарский транспорт «Варна», потопленный «Д-4» 20 августа 1943 года. На заднем плане транспорт «Бой Федерсен».

Подводная лодка «Д-4». Новороссийск, весна - лето 1942 г.
Боцман ПЛ «Д-4» мичман И.Г. Литвинюк.
Болгарский транспорт «Варна», потопленный «Д-4» 20 августа 1943 года. На заднем плане транспорт «Бой Федерсен».

    В свой последний боевой поход «Д-4» вышла вечером 11 ноября 1943 года. Подводной лодке предстояло действовать в районе мыс Тарханкут – Евпатория (позиция № 94). Утром 15 ноября при попытке атаковать направляющуюся на минную постановку группу кораблей противника, «Д-4» была обнаружена и подверглась безрезультатному преследованию. 17 ноября западнее Севастополя подводная лодка атаковала конвой. В результате атаки, по докладу командира, был повреждено неприятельское судно, но по данным противника конвой, включающий в себя транспорты «Данубиус» и «КТ-25» потерь не понес. Через 20 часов безуспешной атаке «Д-4» подвергся конвой «МТ-1», включающий в себя большой охотник «Ксантен» и 3 больших охотника типа «KFK». Данные о том, что в результате атаки «Д-4» в районе Евпатории 23 ноября потоплен транспорт «Санта Фе» (Santa Fe) в 4.627 брт, скорее всего, не соответствуют действительности. Командир подводной лодки не докладывал об успешной атаке в этот день. Само судно действительно погибло 23 ноября юго-западнее Евпатории в результате внутреннего взрыва или подрыва на мине. Вечером 1 декабря командир «Щ-209» наблюдал рубку подводной лодки, которая с помощью выдвижной радиоантенны проводила сеанс связи. Он был последний, кто видел «Д-4». Больше на связь подводная лодка не выходила и в базу не вернулась. Среди возможных причин гибели субмарины можно назвать подрыв на мине заграждения «S-47» или «S-50», а так же атаку сил ПЛО противника, которые в днем 2 декабря в квадрате с координатами 45°10' с.ш., 45°15' с.ш./32°30' в.д., 32°40' в.д. преследовали подводную лодку и наблюдали признаки ее уничтожения. До последнего времени считалось, что «Д-4» погибла 4 декабря, когда после атаки у мыса Урет десантной баржи «№ 566» подводная лодка была контратакована противолодочными кораблями «Uj-102», «Uj-103», «Uj-307», «Uj-2305» и «Uj-2308» и уничтожена ими. На самом деле объектом атаки противолодочных кораблей была «Щ-209». На борту «Д-4» в последний поход вышло 53 моряка.


16 боевых походов
29.09.1941 – 10.10.1941
28.10.1941 – 07.11.1941
23.11.1941 – 26.11.1941
29.11.1941 – 29.12.1941
14.01.1942 – 24.01.1942
09.03.1942 – 22.03.1942
07.05.1942 – 09.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
15.05.1942 – 21.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
23.05.1942 – 28.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
29.05.1942 – 04.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
05.06.1942 – 12.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
29.06.1942 – 05.07.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
06.08.1942 – 22.08.1942
14.02.1943 – 05.03.1943
23.03.1943 – 12.04.1943
22.05.1943 – 11.06.1943
03.08.1943 – 28.08.1943
11.11.1943 – +

7 торпедных атак (всего выпущено не менее 18 торпед). В результате потоплено 1 судно (2.141 брт).

20.08.1943. ТР «Варна» (2.141 брт)
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru