Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Б-2»

(до 31 декабря 1922 «Пантера»,
до 15 сентября 1934 «Комиссар» № 5)

подводная лодка типа «Барс»

    Заложена 3 июля 1914 года на заводе Нобблеснера в Ревеле. 16 (по другим данным 13) апреля 1916 года подводная лодка спущена на воду, и 23 июля 1916 года вошла в состав Российского Императорского флота.

    В ходе Первой Мировой войны «Пантера» под командованием капитана 2 ранга Г.М.Палицына 1-го входила в состав 2-го дивизиона ПЛ БФ. 9-13 октября 1916 года «Пантера» вышла в свой первый боевой поход. Лодка патрулировала у Ландсорта. 11 октября в районе банки Арчебадан «Пантера» атаковала и по оценке командира потопила судно противника. При возвращении в базу подводная лодка по вине штурмана М. Соколова коснулась банки Шмит-Грунд, но была благополучно снята с мели.

    Экипаж субмарины принимал активное участие в событиях февраля и октября 1917 года. С 7 по 16 апреля 1918 года лодка принимала участие в Ледовом походе – переходе кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

    В 1918 году в составе специального отряда Балтийского флота подводная субмарина переведена на Ладожское озеро, где под командованием Ю.В.Пуаре в конце августа совершила 1 боевой поход с целью разведки мероприятий немецких и финских войск по подготовке наступления на Петроград со стороны Ладоги.

    С конца 1918 года «Пантера» в составе Действующего отряда Балтийского флота (ДОТ). Под командованием А.Н.Бахтина подводная лодка принимала участие в обороне Петрограда. В конце декабря 1918 года штаб Балтийского флота на основании личного указания Л.Д. Троцкого разработал печально известный план набеговой операции кораблей ДОТа на Ревель. 23 декабря «Пантера» вышла из Кронштадта с целью ведения разведки на подходах к Ревелю. С помощью ледокола подводной лодке с большим трудом удалось выйти на чистую воду. Поход проходил в крайне тяжелых метереологических условиях. На море шел шторм. Компас и пеленгатор на мостике обледенели настолько, что штурман не мог определить местонахождение корабля. Перископы так же обледенели, что исключало их использование в подводном положении. Под тяжестью льда оборвалась антенна, и подводная лодка лишилась связи. В этих условиях «Пантера» не смогла выполнить поставленной задачи и 26 декабря вернулась в Кронштадт. По возвращению А.Н. Бахтин докладывал: «С обледенелыми люками, которые нужно расхаживать и разогревать перед погружением, бездействующим радиотелеграфом, ненадежными торпедными аппаратами, замерзающими перископами и нестреляющими пушками, лодка делается совершенно бессильной при встрече с неприятелем не будучи в состоянии не только атаковать его, но даже своевременно погрузиться. Движущиеся ледяные поля делают походы окончательно невозможными».

    13 мая 1919 года с территории Эстонии начала наступление на Петроград армия Юденича. С моря ее поддерживал флот Антанты, большинство кораблей которого принадлежало Великобритании. 23 июля «Пантера» вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район «Пантера» двумя торпедами пыталась поразить две подводных лодки противника, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель. «Пантера» повторила атаку, выпустив по одной из субмарин еще две торпеды, но и они прошли мимо. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но так же безуспешно. Вскоре после атаки «Пантера» в подводном положении отошла к Шепелевскому маяку, где всплыла, и в надводном положении направилась в Кронштадт, куда прибыла 24 июля.

    Утром 31 августа «Пантера» вышла из Кронштадта в район Бъёрке – Копороский залив с задачей атаковать английские корабли, которые блокировали выход из Кронштадта и обстреливали советское побережье в Копорском заливе. На траверзе Толбухина маяка подводная лодка погрузилась и продолжила переход в подводном положении. В 15 часов субмарина прибыла в указанный район. Всплыв под перископ, командир «Пантеры» при осмотре горизонта обнаружил эсминец, вышедший из Копорского залива. Учитывая тот факт, что глубина хода на торпедах «Пантеры» была установлена на расчет атаки крейсера, командир субмарины отказался от атаки. Он решил отойти к банке Средняя, чтобы ночью произвести зарядку батареи. В 17 ч. 50 мин. «Пантера» обнаружила все тот же эсминец, который шел параллельным с подводной лодкой курсом. Вскоре обнаружился и второй эсминец, следующий в том же направлении. Посчитав зарядку у банки Средней опасной, Бахтин направился в Копорский залив, чтобы быть ближе к своему берегу. В 18 час. 15 мин. подводная лодка повернула назад, но через 45 минут при осмотре горизонта командир «Пантеры» обнаружил, что эсминцы встали на якорь у острова Сескар. Бахтин решил атаковать. Сблизившись с противником со стороны острова, в 21 час. 19 мин. подводная лодка выпустила из носовых аппаратов две торпеды по одному из кораблей. Вскоре послышался взрыв. Эсминец «Vittoria» в результате попадания торпеды затонул. Эта атака стала первой победой советских подводников. Уклоняясь от контратаки противника, «Пантера» пробыла под водой 28 часов, пройдя 75 миль, что являлось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. За эту атаку командир лодки А.Н. Бахтин был удостоен ордена Красного Знамени, а 18 членов экипажа именными часами.

    Летом 1922 года «Пантеру» посетил Председатель ВЦИК М.И. Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна. В 1920 и 1924 году лодка вставала на капремонт, а в 1933-1935 годах на ней проведена модернизация. 10 января 1940 года «Б-2» выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую подводную лодку.


Подводная лодка «Пантера». Подводная лодка «Пантера». Подводная лодка «Б-2».

Подводная лодка «Комиссар» («Пантера»), 1934 г.
Подводная лодка «Б-2» («Пантера»)

    22 июня 1941 года «Б-2» под командованием капитан-лейтенанта Быховского Израиля Адольфовича встретила в составе Учебного отряда подплава. По некоторым данным в середине июля 1941 года выходила на позицию в районе Котка. По возвращении из похода 16 июля 1941 года в Финском заливе «Б-2» столкнулась с подводной лодкой «П-3». В результате аварии последняя с пробоиной в цистерне главного балласта была поставлена в док «им. Трех эсминцев» в Кронштадте.

    С 19 февраля по август 1942 года кораблем командовал капитан-лейтенант (по другим данным старший лейтенант) Лошкарёв Лев Александрович.


Дополнительно: Тактико-технические характеристики ПЛ «Б-2» (1940).

    8 августа 1942 года «Б-2» законсервирована и сдана в Кронштадский военный порт на долговременное хранение, но 7 мая 1943 года она была разоружена и после переформирования в плавучую зарядовую станцию (с 16 мая 1949 года «ПЗС-1») возвращена в бригаду подплава. До конца войны она обеспечивала базирование подводных лодок КБФ в Ленинграде и Кронштадте. В качестве ПЗС лодка прослужила до 22 июля 1955 года, когда она была исключена из списков и 18 августа того же года сдана на разборку.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru