
Подводные лодки типа «АГ»
А-1  
А-2  
А-3  
А-4  
А-5

Подводные лодки типа «H» (пр. 602) фирмы «Holland»
    Подводные лодки типа «H» фирмы «Holland» являлись одним из самых удачных и массовых проектов своего времени. Они служили во флотах семи государств, а количество кораблей в серии в то время уступало только массовому производству германских лодок «UB-III» типа (110 единиц).
    На момент вступления в состав Российского Императорского флота субмарины этого типа, получившие литерное обозначение «АГ», являлись наиболее совершенными русскими подводными лодками. Одним из главных достоинств «агешек» являлась большая живучесть, обеспечиваемая разделением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков. Субмарины отличала хорошая мореходность и надежность всех механизмов и конструкций.
    В 1930-х годах советские подводные лодки типа «АГ» подверглись модернизации и приняли активное участие в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны. Как окончательно устаревшие советские субмарины фирмы «Holland» исключены из состава флота в середине 1950-х годов, таким образом, переслужив все свои зарубежные систершипы.
    Всего фирмой «Holland» была построена 71 подводная лодка аналогичная русским субмаринам типа «Американский Голланд» (АГ). 35 единиц построены для Великобритании, 2 – для Канады, 8 – для Италии, 6 – для Чили (переданы Великобританией 3 июля 1917 года в счет реквизированных чилийских кораблей), 11 – для России и 9 – для США (включая те 6 единиц, от которых отказалась Россия). Еще 10 кораблей, которые предназначались для Великобритании, остались недостроенными.
    43 единицы заказано Великобританией. Лодки строились двумя сериями. Первая серия («Н-1»… «Н-20») строилась и собиралась фирмой «Канадиан Виккерс» в Монреале, так как закон о нейтралитете не позволял США поставлять вооружение воюющим странам. Подводные лодки прибывали в Великобританию из Америки своим ходом (10 единиц в мае-июне 1915, еще 10 субмарин – в 1917 году).
    Подводные лодки второй серии («Н-21» … «Н-34», «Н-42» … «Н-44», «Н-47… «Н-52») строились непосредственно в Великобритании разными фирмами в 1917-1919 годах.
    В ходе Первой мировой войны погибло 3 лодки этого типа под Британским флагом. «Н-3» 15 июля 1916 года в районе Катаро (Адриатическое море) подорвалась на мине. «Н-10» 19 января 1918 года пропала без вести в районе Смитс-Кнол в Северном море (предположительно подорвалась на мине). «Н-5» 2 (по другим данным 6) марта 1918 года потоплена по ошибке таранным ударом парохода «Rutherglen», который принял ее за немецкую субмарину в заливе Карнавон (Ирландское море).
    Кроме того, «Н-6» 18 января 1916 года села на мель в проливе Фрисхе-Зеегат (у острова Схирмоннингкоог) близ побережья Голландии. На следующий день подводная лодка была интернирована голландскими властями и 4 мая 1916 года официально продана Нидерландам, в составе ее флота получившая обозначение «О-8». Лодка дожила до начала Второй Мировой войны и в 1940 году стала трофеем немцев, в третий раз за свою карьеру сменив флаг. В составе Кригсмарине субмарина получила обозначение «UD-1». 3 мая 1945 года она была затоплена немцами в Киле.
    Из английских подлодок первой серии 2 единицы («Н-14» и «Н-15») были переданы Канадскому флоту, а остальные в 1921-1922 году сданы на слом.
    Часть подводных лодок второй серии приняли участие во Второй Мировой войне. В борьбе с фашизмом Великобритания потеряла две субмарины данного типа. Ещё три были потеряны в межвоенный период в результате аварий: «Н-42» погибла в результате столкновения с эсминцем «Versatile» в районе Гибралтара 23 марта 1922 года; «Н-29» затонула 9 августа 1926 года в результате поступления воды внутрь корпуса на верфи в Девонпорте непосредственно у причальной стенки, при этом погибли пятеро рабочих и матрос. Подьем лодки занял четыре дня. «Н-47» погибла 9 июля 1929 года в результате столкновения с подводной лодкой «L-12» в Ирландском море.
    В ходе Второй Мировой войны погибли: 18 октября 1940 года «Н-49» потоплена охотниками за подводными лодками «Uj-116», «Uj-118» и «Uj-127» в районе острова Тексел в Северном море; «Н-31» 20 декабря 1941 года погибла на мине в Бискайском заливе.
    К 1945 году все британские подводные лодки фирмы «Голланд» сданы на слом.
    В июле 1917 года шесть подводных лодок («Н-13», «Н-16» … «Н-20») Великобритания передала Чили в счет компенсации за корабли, которые строились для этой страны на английских верфях, но из-за начавшейся войны были конфискованы английским правительством. В чилийском флоте эти субмарины получили обозначения «Н-1» … «Н-6», а в конце 1930-х годов – имена: «Гуакольда», «Тегуальда», «Рукумилья», «Куидора», «Фрезия» и «Гуале».
    «Н-3» («Рукумилья») затонула в результате аварии в 1927 году (в некоторых источниках приводится другая дата – 2 июня 1919), но была поднята и снова введена в строй.
    Все чилийские лодки благополучно пережили Вторую Мировую войну и исключены из состава флота в 1945-1953 годах.
    В составе флота США служили 17 подводных лодок рассматриваемого типа, причем шесть из них были заказаны Россией («АГ-17» … «АГ-20», «АГ-27» и «АГ-28»), но пришедшее к власти после падения монархии Временное Правительство отказалось оплачивать работы, и корабли вошли в состав ВМС США под обозначениями: «Н-4» (SS-147), «Н-5» (SS-148), «Н-6» (SS-149), «Н-7» (SS-150), «Н-8» (SS-151), «Н-9» (SS-152). Кроме этих подводных лодок ВМС США имели еще 11однотипных кораблей: «Н-1» «Сивульф» (SS-28), «Н-2» «Наутилус» (SS-29), «Н-3» «Гарфиш» (SS-30), «К-1» «Хэддок» (SS-32), «К-2» «Кашалот» (SS-33), «К-3» «Орка» (SS-34), «К-4» «Уолрус» (SS-35), «К-5» (SS-36), «К-6» (SS-37), «К-7» (SS-38), «К-8»(SS-39).
    Из этих лодок «К-1», «К-2», «К-4» и «К-6» приняли участие в Первой Мировой войне в составе противолодочного патруля у Азорских островов.
    «Н-1» погибла в результате навигационной аварии у острова Санта Маргарита в Мексиканском заливе 12 марта 1920 года. Остальные лодки сданы на слом в 1931 году (кроме «Н-3», которую разобрали в 1922).
    Восемь подводных лодок фирмы «Голланд» служили в составе итальянского флота. Они строились в США и собирались в Канаде в 1916-1917 году.
    В ходе Первой Мировой войны итальянцы потеряли одну лодку этого типа – «Н-5». Она была потоплена по ошибке английским систершипом «НВ-1» («В» добавлена, чтобы не путать «англичанок» с итальянскими субмаринами) 16 апреля 1918 года в южной части Адриатического моря. Из оставшихся семи итальянских «голландов» две единицы («Н-3» и «Н-7») были сданы на слом в 1930-е годы. Остальные пять лодок приняли участие во Второй Мировой войне, в которой Италия потеряла две подводные лодки данного типа. «Н-31» (бывшая «Н-6») погибла в 1943, а «Н-49» (бывшая «Н-8») – в 1945 году. Оставшиеся три «голландовские» лодки Италия пустила на слом в 1947 году.
Подводные лодки типа «АГ» в Российском и Советском ВМФ.
    Первоначально эти лодки строились фирмой «Electric Boat & Co» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании, но были перекуплены Россией. По договоренности с американской фирмой «Holland», которая разработала проект, субмарины строились в виде отдельных секций, после чего в 1916 году на пароходе они были перевезены во Владивосток, а затем по железной дороге были доставлены к месту сборки – 5 единиц на Балтийский завод в Петроград и 6 – на завод «Наваль» в Николаев.
    Помимо этих 11 единиц Россией в 1916 году были заказаны еще 6 кораблей, но правительство Керенского, пришедшее к власти после революции, отказалось оплачивать работы.
    Балтийские лодки в сентябре – ноябре 1916 года вошли в состав Балтийского флота и под обозначением «АГ-11»,…, «АГ-15» приняли участие в 1 Мировой войне. Подводная лодка «АГ-13» в июле 1917 года поменяла «несчастливый» номер на «АГ-16».
    «АГ-15» (командир лейтенант М.М.Максимович) 8 июня 1917 года затонула в районе Люма в результате аварии. Погибло 18 человек. 16 июня 1917 года лодка поднята спасательным судном «Волхов» и снова введена в строй.
    «АГ-14» под командованием А.Н. фон Эссена – сына знаменитого адмирала, погибла в июле 1917 года в районе Либавы на немецкой мине. Весь экипаж «АГ-14» – 25 человек, погиб.
    Зиму 1917/18 годов балтийские лодки типа «АГ» находились в Гангэ (Финляндия). За это время по России пронесся смерч революции, развал Армии и Флота, позорный Брестский мир. После провозглашения независимости Финляндии в стране началась гражданская война. В апреле 1918 года германские войска высадились в Финляндии. Так как лодки стояли с разобранными механизмами и не могли покинуть Гангэ, их экипажи взорвали свои корабли, чтобы они не достались немцам.
    Позже финны подняли лодки, и даже, по некоторым данным, одну из них – «АГ-16» - ввели в состав своего флота. Но в 1929 году лодка была сдана на слом, тем более что в состав финского флота намечался ввод в строй новых субмарин «Ветехинен» и «Весихииси».
    К Черноморским лодкам судьба была более благосклонна. Хаос революции и Гражданской войны помешал их достройке и вводу в строй, что уберегло корабли от гибели. В строй успели ввести только две подводные лодки «АГ-21» в 1918 и «АГ-22» в 1919 году. Корпуса двух субмарин – «АГ-23» и «АГ-24» оставались на стапелях, а секции и механизмы «АГ-25» и «АГ-26» - в ящиках, в том виде, как их доставили из Америки.
    «АГ-21» вошла в состав белогвардейских Морских сил Юга России, но позже захвачена английскими интервентами и по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя 26 апреля 1919 года. 25 мая 1928 года «АГ-21» поднята и после ремонта вошла в строй Советских Морских Сил Черного моря.
    Судьба «АГ-22» сложилась трагично. Войдя в состав Морских Сил Юга России, лодка в ноябре 1920 года вместе с другими кораблями и судами бывшего Черноморского флота уведена Врангелем в Бизерту (Тунис), где 29 декабря 1920 года интернирована французскими властями. 29 октября 1924 года «АГ-22» была официально признана собственностью СССР, но на Родину корабль так и не вернулся, и в 1930 году подводная лодка была сдана на слом.
    Уже в мае 1920 года советское правительство приняло решение о достройке четырех подводных лодок, оставшихся в Николаеве. Руководил строительством начальник механической части управления подводного плавания при Главном управлении Морских Сил Я.С.Солдатов. Сроки ввода в строй двух первых подводных лодок были предельно сжаты, поэтому в помощь судостроителям были откомандированы в Николаев 72 моряка с подводных лодок, действовавших на Каспии. Восемь из них получили назначение на «АГ-23», остальные расписаны по другим лодкам. Большую роль в достройке «АГ-23» сыграла созданная на корабле коммунистическая ячейка.
    1 июня 1920 года «АГ-23» была спущена на воду. В этот же день была заложена «АГ-24». Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание строительству подводных лодок на Черном море. Показателем этого является тот факт, что на церемонии спуска «АГ-23» присутствовал Уполномоченный ЦК ВКП(б) А.В.Луначарский. Впоследствии подводные лодки неоднократно посещали Председатель ВЦИК М.И. Калинин, начальник Штаба РККА М.И. Тухачевский, начальник Политического управления РККА А.С. Бубнов, начальники Морских Сил РККА Э.С. Панцержанский, В.И. Зоф, Р.А. Муклевич, начальник ВВС РККА П.И. Баранов, Председатель Закавказского ЦИК М.Г. Цхакая и другие видные партийные, военные и государственные деятели.
    Совет Труда и Обороны постановил признать достройку подводных лодок задачей боевой важности, и работы на них велись круглосуточно. Последняя из черноморских лодок Голланда – «АГ-26» вступила в строй 11 июля 1923 года. За досрочное выполнение правительственного задания VII Всеукраинский съезд Советов наградил коллектив Николаевского судостроительного завода орденом Трудового Красного Знамени.
    25 мая 1928 года Черноморской партией ЭПРОН была поднята затопленная англичанами «АГ-21». После восстановительного ремонта лодка 30 декабря 1930 года вошла в состав Морских Сил Черного моря под именем «Металлист» (№16), позже «А-5».
    В ходе Великой Отечественной войны черноморские лодки Голланда, к тому времени носившие обозначения «А-1»,…,«А-5» совершили 68 боевых походов, общей продолжительностью 658 суток, уничтожив в 13 торпедных атаках 2 судна (9.188 брт) и 1 корабль противника. За образцовые выполнения заданий командования подводная лодка «А-5» (бывшая «АГ-21») награждена орденом Красного Знамени.
    В ходе Великой Отечественной войны погибли две лодки типа «АГ»: «А-1» взорвана экипажем при падении Севастополя из-за невозможности ухода корабля из осажденного города; «А-3» (бывшая «АГ-25») потоплена силами ПЛО противника в октябре 1943 года.
|