Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«А-5» (бывшая «Металлист», «АГ-21»)

подводная лодка типа Американский Голланд

    Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией, и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль», где 28 марта 1917 года заложена под обозначением «АГ-21». Работами по сборке корабля руководили представители американской фирмы инженер-механик Р. Гилмор и инженер-электрик Т. Грейвс. Незадолго до начала революции в октябре 1917 года подводная лодка спущена на воду. В результате начавшейся Смуты и последовавшей Гражданской войны, а затем иностранной интервенции подводная лодка стремительно меняла хозяев: в апреле 1918 года уже вступивший в строй корабль не смог уйти из Севастополя и попал в руки немцев, после их ухода из Крыма субмарина вошла в состав Морских сил Юга России, после чего 24 ноября 1918 года она была захвачена англо-французскими интервентами.

    26 апреля 1919 года во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования «АГ-21» в числе других 11 русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя. Подводную лодку вывели на рейд с помощью буксира «Елизавета», и, открыв люки и пробив борт, затопили.


Подводная лодка «Металлист», начало 1931 г. Торжественная церемония подъема Военно-морского флага на подводной лодке «Металлист». Севастополь, 3 февраля 1931 года. Вступление в строй подводной лодки «Металлист» после аварии. Севастополь, 1 января 1932 года. Подводные лодки «Металлист», «Политработник» и «Коммунист». Одесса, 1933 г. Подводные лодки «А-5» и «А-2» в Севастополе.

Подводная лодка «Металлист», начало 1931 г.
Торжественная церемония подъема Военно-морского флага на подводной лодке «Металлист». Севастополь, 3 февраля 1931 года.
Вступление в строй подводной лодки «Металлист» после аварии. Севастополь, 1 января 1932 года.
Подводные лодки «Металлист», «Политработник» и «Коммунист». Одесса, 1933 г.
Подводные лодки «А-5» и «А-2» в Севастополе.

    В 1926 году субмарина была найдена на дне судоподъемной партией ЭПРОН. Она лежала на дне близ Севастополя, сильно засосанная в ил, с креном 40° на глубине 50 м. Судоподъемные работы продолжались достаточно долго (с конца 1926 по первую половину 1928 года); несмотря на то, что у подводной лодки в борту зияла пробоина в 0,5 м, «АГ-21» стала единственной из потопленных англичанами русских подводных лодок, которая после подъема подлежала восстановлению.

    21 мая (по некоторым данным 5 января) 1928 года подводная лодка наконец-то поднята ЭПРОН, восстановлена, и 30 декабря 1930 года субмарина под командованием Бебешина Михаила Ивановича вошла в состав Морских сил Черного моря. 3 февраля 1931 года она получила наименование «Металлист» (бортовой № 16).

    8 июня 1931 года подводная лодка выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем-целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине 28 метров у устья реки Бельбек. В момент аварии на борту эсминца находились будущие адмиралы – штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов. При аварии погибло 24 человека из экипажа подлодки. Девятерым удалось спастись; шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели субмарины (помощник командира А.А. Кузнецов, боцман В. Чулошников, старшина торпедистов А.Д. Мезенцев, старший рулевой М.С. Дацюнов, рулевой П.Д. Майстрюк и трюмный Ф.К. Татаринов), троих (старшину электриков А. Мамутова, старшину мотористов В. Нижнего и вестового Н. Бабарыкина) извлекли спустя 42 часа из кормового отсека уже после подъема корабля. Командир подводной лодки Бибешин и еще два члена экипажа, пытаясь выйти на поверхность, пропали без вести. Очевидно, они погибли при всплытии. Следствием было установлено, что причиной катастрофы стали допущенные командиром субмарины грубые ошибки в управлении лодкой и экипажем в создавшейся критической ситуации. Через два дня подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 года под командованием Кудряшова Сергея Сергеевича была вновь введена в строй. В сентябре 1932 года на «Металлисте» проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского.


Экипаж ПЛ «Металлист».

Экипаж ПЛ «Металлист» незадолго до аварии 8 июня 1931 года.

    15 сентября 1934 года субмарина получила обозначение «А-5», а в 1936 – 1938 году она прошла капремонт и модернизацию.

    22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ, находясь в ремонте в Севастополе. С вступлением корабля в строй 27 июня командиром «А-5» назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Кукуй Григорий Аронович.

    2 августа 1941 года, закончив ремонт, «А-5» перешла к месту постоянного базирования в Поти, откуда приступила к обслуживанию дозорных позиций на подходах к Поти и Батуми.

    27 февраля 1942 года субмарина прибыла в Севастополь, откуда 5 марта направилась в район Одессы (позиция № 32). 12 марта ударами штормовых волн на подводной лодке сломано перо кормовых горизонтальных рулей и погнут баллер, что заставило ее прервать патрулирование и досрочно вернуться в базу, а затем идти в Поти для проведения аварийного ремонта.

    Восьмой боевой поход был отмечен успехом. С вечера 10 июня «А-5» патрулировала район позиции № 31 у Одессы. В светлое время суток подводная лодка маневрировала на подходах к порту, а с наступлением темноты выходила в восточную часть позиции для зарядки аккумуляторной батареи. Днем 11 июня 1942 года в «А-5» атаковала транспорт из состава конвоя и добилась попадания в него торпеды. К счастью для румынского судна «Ардеал» (5695 брт) с грузом имущества Люфтваффе, оно сумело выброситься на отмель, и вскоре было поднято, а после восстановления введено в строй. Сопровождающие «Ардеал» немецкие катера-тральщики подвергли атаковавшую подводную лодку 20-минутному преследованию, сбросив 18 глубинных бомб. Спустя час после атаки подводники, наблюдая ее результат, снова были обнаружены, катер сбросил 3 глубинные бомбы. В результате бомбежек на «А-5» вышел из стоя гирокомпас, деформирован запор крышки рубочного люка, повреждены ряд измерительных приборов. Субмарина оставалась на позиции еще неделю, после чего благополучно прибыла в Туапсе.

    В следующий, девятый, боевой поход «А-5» вышла 18 июля 1942 года. Она должна была сменить на позиции «А-3». Район действия – подходы к Одессе лодке был хорошо знаком. Утром 25 июля, когда субмарине оставалось находиться на позиции лишь двое суток, она подорвалась на противотральной трубке одной из мин заграждения «S-33». (На этих минах, выставленных румынскими заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года – 260 германских мин UМВ, 24 августа погибла подводная лодка «М-33», а 26 сентября «М-60»). В момент взрыва «А-5» шла в подводном положении. После чего на субмарине почти везде погас свет, заклинило вертикальный и кормовые горизонтальные рули, правую линию вала. Немедленно была объявлена боевая тревога, но через две минуты «А-5» легла на грунт на глубине 23 метра. К вечеру практически все повреждения внутри прочного корпуса были устранены. С наступлением темноты были осушены все трюмы; днем этого не сделали, опасаясь появления на поверхности масляного пятна. Ночью «А-5» перешла в позиционное положение. До берега было всего 7 миль. Ночь была тихая и звездная; с берега морскую поверхность освещали прожектора. Командир «А-5» решил прежде всего уйти дальше в море. Сразу на лодке смогли дать ход под левым мотором, но тут выяснилось, что корабль не слушается руля и катится вправо, а при остановке двигателя – влево. Так толчками «А-5» смогла уйти еще на две мили мористее. За это время экипаж сумел провентилировать внутренние помещения. Вскоре взошла луна, и на мостике лодки услышали шум двигателей самолета. Оставаться на поверхности больше было нельзя, и «А-5» погрузилась на глубину 25 метров.


Подводная лодка «А-5». Подводная лодка «А-5». Подводная лодка «А-5». Подводная лодка «А-5». Подводная лодка типа «АГ».
Подводная лодка «А-5».

    На следующую ночь подводная лодка всплыла. В приборах «ИСА-М» командир БЧ-5 и боцман спустились под воду и выяснили характер повреждений. Правое перо кормовых горизонтальных рулей вместе с баллером и ограждением были загнуты вниз под углом около 60 градусов; нижняя половина пера вертикального руля вместе с ограждением свернуты влево; одна из лопастей правого гребного винта оказалась загнутой в корму и задевала за правое перо кормовых горизонтальных рулей.

    Чтобы «А-5» смогла дойти до базы, требовалось обрубить загнутую часть лопасти винта и отвести горизонтальные рули на всплытие. Создав максимально возможный дифферент на нос, экипаж приступил к исправлению повреждений. Время от времени водное пространство освещалось прожекторами с берега, несколько раз в небе был слышен звук мотора пролетающего самолета. К счастью, подводная лодка не была замечена противником, иначе «А-5» пришлось бы срочно погрузиться, и люди, работающие в корме, погибли бы.

    Вскоре удалось провернуть левую линию вала. Подводная лодка дала ход и отошла от берега еще на 4,5 мили, где легла на грунт до следующего наступления темноты.

    Связь с базой, где «А-5» уже считали погибшей, удалось восстановить только 1 августа. Оценив ситуацию, командование отправило на помощь подводной лодке тральщик «Т-204» («Щит»); под его эскортом на рассвете 4 августа «А-5» вернулась в Очемчири.

    Аварийный ремонт лодки занял 22 месяца. За это время на ней сменился командир. 3 октября 1942 года капитан-лейтенант Кукуй назначен командиром на «Щ-212», а 29 декабря 1942 года командиром «А-5» стал капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович.

    Первый боевой поход после ремонта «А-5» совершила в феврале 1944 года. Подводная лодка действовала у южного побережья Крыма (позиции № 108 и 109). Для молодого командира «первый блин вышел комом» – встретив в ночь на 21 февраля конвой из пяти судов, подводная лодка так и не смогла провести атаку.

    В дальнейшем действия подводной лодки были более агрессивными; приняв активное участие в операции по освобождению Крыма, «А-5» совершила три боевых похода, в которых провела шесть торпедных атак с выпуском десяти торпед (больше чем любая другая из черноморских подводных лодок, действовавших на коммуникациях противника в апреле-мае 1944 года).

    Утром 14 апреля «А-5», действовавшая западнее мыса Херсонес (часть позиции № 7), атаковала десантную баржу «F-342», шедшую в Севастополь. На подводной лодке вскоре зафиксировали взрывы, но две торпеды, выпущенные подводной лодкой с дистанции всего 3,5 кабельтовых, прошли под корпусом мелкосидящего корабля. В ответ подводная лодка была контратакована, к счастью, 30 глубинных бомб разорвались в безопасном удалении от корабля. Длительное преследование катеров и авиации противника «А-5» испытала и утром следующего дня, когда за пять часов на нее сбросили 72 глубинных бомбы. Утром 23 апреля «А-5» атаковала большой охотник «Uj-103» в тот момент, когда его бомбила советская авиация. Вероятно, взрывы авиабомб и отсутствие преследования на подводной лодке посчитали как признак поражения цели.

    2 мая «А-5» вновь выходит в море для действий западнее мыса Херсонес (южная часть позиции № 7), но на следующий день подводная лодка повредила винт о неизвестный плавающий предмет и была вынуждена вернуться в базу. Уже 8 мая после проведения короткого ремонта подводная лодка направилась в район к юго-западу от мыса Сарыч (позиция № 10). Цель не заставила себя ждать. Всего через 9 часов после того, как 11 мая субмарина приступила к патрулированию позиции, в точке 43°35' с.ш./ 32°10' в.д. «А-5» произвела торпедную атаку по одиночной десантной барже. На подводной лодке зафиксировали взрыв, но противник не комментирует результат атаки, возможным итогом которой могло стать повреждение десантной баржи «F-568» (потоплена при налете советской авиации на Констанцу 20 августа 1944), либо уничтожение баржи «F-581» (обстоятельства гибели в мае 1944 не установлены). При попытке всплыть, подводная лодка была атакована самолетом. Сброшенные им бомбы слегка повредили кормовые горизонтальные рули субмарины. Через два с половиной часа, поднявшись на поверхность, субмарина обнаружила в месте атаки плавающие обломки и брошенную шлюпку. Впрочем, это могли быть следы других неудачников немецкой эвакуации Севастополя.

    На следующий день «А-5» дважды ложится на боевой курс. Утром «А-5» безуспешно атаковала венгерский транспорт «Касса», а днем торпеды были выпущены по большому охотнику «Uj-318». В обоих случаях торпеды не попали в цель, так же как и сброшенные в ответ глубинные бомбы. В ряде источников объектами атак «А-5» 12 мая называют румынский транспорт «Дуростор» (1309 брт) и немецкую шхуну «Зеелферд»; оба судна погибли у берегов Крыма под ударами советской авиации 12 мая и 13 апреля 1944 года.

    Ночью 13 мая 1944 года «А-5» безрезультатно с дистанции 15 кабельтовых выпустила по врагу последнюю оставшуюся торпеду. Для нее это была последняя торпеда в войне.

    Прибыв в базу «А-5» встала на ремонт, к этому времени война на Черном море подошла к концу. В июне 1944 года командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Малов Николай Петрович. 6 марта 1945 года подводная лодка «А-5» награждена орденом Красного Знамени.

    27 августа (28 июля) 1945 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-8». 6 марта 1947 года (по другим данным середине 1950-х) окончательно судно исключено из списков и сдано на слом.


13 боевых походов.
25.08.1941 – 01.09.1941
14.09.1941 – 16.09.1941
02.10.1941 – 08.10.1941
16.10.1941 – 23.10.1941
05.11.1941 – 12.11.1941
20.11.1941 – 28.11.1941
09.12.1941 – 23.12.1941
05.03.1942 – 16.03.1942
07.06.1942 – 20.06.1942
18.07.1942 – 04.08.1942
05.02.1944 – 25.02.1944
11.04.1944 – 27.04.1944
02.05.1944 – 05.05.1944
08.05.1944 – 16.05.1944

    В семи торпедных атаках (выпущено 11 торпед) потоплено 1 судно (5.695 брт), уничтожение одного корабля нуждается в подтверждении.

11.07.1942 ТР «Ардеал» (затонул на мелководье, поднят противником и снова введен в строй).

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru