Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«А-4» (бывшая «АГ-26», «Политработник»)

подводная лодка типа Американский Голланд

    Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Канаде по заказу Великобритании. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». 21 августа 1917 года корабль официально зачислен в списки Российского флота под обозначением «АГ-26».

    События октября 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война и иностранная интервенция не дали достроить корабль. Все Смутное время подводная лодка простояла на территории завода в Николаеве в том виде, в каком она была доставлена в Россию. Только окончательно утвердившиеся у власти большевики приняли решение достроить корабль. 23 октября 1920 года подводная лодка, названная «имени товарища Каменева», перезаложена в Николаеве на заводе «Россуд». При закладке корабля присутствовал Главком Вооруженных сил Советской республики С.С. Каменев и Нарком здравоохранения Н.А. Семашко. 24 февраля 1923 года подводная лодка спущена на воду, и 11 июля 1923 года вошла в состав Морских сил Черного моря. 4 мая 1923 года субмарина переименована в «Политработник», 15 сентября 1934 года получила обозначение «А-4».


Подводная лодка «Политработник» Подводная лодка «Политработник» Подводная лодка «Политработник» Подводная лодка «А-4»
Подводная лодка «А-4» («Политработник»).

    До появления на Черном море подводных лодок, спроектированных и построенных при советской власти, «агешки» активно эксплуатировались. В августе – сентябре 1929 года «А-4» под флагом комдива Г.В. Васильева нанесла визит в Турцию. В 1930 – 1931 и 1936 – 1938 (по другим данным в 1934 – 1935) году подводная лодка прошла капремонт и модернизацию.

    22 июня 1941 года «А-4» встретила под командованием капитан-лейтенанта Касаткина Александра Петровича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в Поти. Накануне начала войны подводная лодка закончила ремонт, поэтому числилась в оргпериоде. Сделав всего один выход на дозорную позицию юго-западнее Поти, «А-4» 29 июня из-за трещины вала потеряла правый гребной винт, и до 1 сентября находилась в аварийном ремонте.

    Вновь вступив в строй, подводная лодка в сентябре 1941 – январе 1942 года еще четырежды выходила в дозор в районы на подходах к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти, при своей автономности «малютки» и «агешки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь. 18 февраля 1942 года «А-4» прибыла в Севастополь, откуда через три дня вышла в район Фидониси (позиция № 32). Противник встречен не был, и вечером 3 марта подводная лодка ошвартовалась в базе. В следующий боевой поход подводная лодка вышла с новым командиром. Им стал старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Трофимчук Сергей Артемьевич. «А-4» патрулировала тот же район, что и в предыдущем походе. В этот раз утром 23 марта подводная лодка обнаружила шхуну в охранении сторожевого катера, но от атаки отказалась, посчитав цель недостойной торпеды.

    1 апреля подводная лодка возвратилась на Кавказ, а с середины июня ее привлекли к снабжению Севастополя, куда «А-4» совершила три транспортных рейса, доставив защитникам города 30,6 тонн боеприпасов, 5,2 тонн продовольствия и эвакуировав на обратном пути 34 человека. Утром 18 июня на переходе Севастополь – Новороссийск в точке 44°17' с.ш./ 33°13' в.д. «А-4» была атакована итальянской сверхмалой подводной лодкой «CB-2». К счастью, торпеда, пущенная «итальянкой», не попала в цель. (На «агешке» лишь зафиксировали сильный взрыв, произошедший на большом удалении от подводной лодки).

    После того, как Севастополь пал, подводная лодка два месяца находилась в кавказских базах, осуществляя ремонт и докование, и в следующий боевой поход для действий в районе Одессы (позиция № 41) «А-4» вышла только 2 сентября. Патрулирование прошло безрезультатно, противник не был встречен. Так же закончились выходы к Ялте (позиция № 47) в конце октября – начале ноября, острову Федониси (позиция № 48) в первой половине декабря, в район Ялта – Феодосия (позиции № 47 и № 48), в конце января 1943 года и северо-западнее мыса Тарханкут (позиция № 72) в конце марта. Противник был встречен только однажды, когда днем 11 ноября 1942 года «А-4» обнаружила германский конвой, но из-за большой дистанции и неправильных действий командира атаковать не смогла.

    1 мая 1943 года подводная лодка встала на капремонт, который продлился до конца июня 1944 года, практически до момента, когда боевые действия на Черном море подходили к концу. 12 апреля 1944 года командиром корабля вновь стал капитан-лейтенант Касаткин Александр Петрович.

    24 августа «А-4» вышла на позицию № 45, нарезанную севернее Бургасского мыса. Противник встречен не был. Лишь на переходе в базу днем 6 сентября подводная лодка не смогла атаковать обнаруженную субмарину противника – цель вовремя погрузилась. (Обнаружена одна из немецких подводных лодок – «U-19», «U-20» или «U-23» из состава 30-й флотилии, оставшиеся у немцев после взятия советскими войсками Констанцы). Это был последний контакт с противником и последний боевой поход подводной лодки. В начале сентября 1944 года боевые действия на Черном море завершились.

    22 февраля) 1947 года подводная лодка выведена из боевого состава флота и 3 марта 1947 года сдана на разборку.


16 боевых походов

23.06.1941 – 27.06.1941
03.09.1941 – 07.09.1941
08.10.1941 – 15.10.1941
12.12.1941 – 19.12.1941
01.01.1942 – 07.01.1942
21.02.1942 – 03.03.1942
17.03.1942 – 28.03.1942
16.06.1942 – 19.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
20.06.1942 – 25.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
27.06.1942 – 30.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
02.09.1942 – 15.09.1942
26.10.1942 – 08.11.1942
02.12.1942 – 15.12.1942
23.01.1943 – 01.02.1943
15.03.1943 – 29.03.1943
24.08.1944 – 08.09.1944

В атаки не выходила. Побед нет.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru