Построена американской фирмой «Electric Boat & Co» в Канаде по заказу Великобритании в 1916 году. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки российского флота под обозначением «АГ-24».
    Начавшаяся революция и Гражданская война не позволили достроить корабль. Подводная лодка перезаложена 1 июня 1920 года (по другим данным 22 ноября 1919) в присутствии представителя ЦК ВКП(б) наркома просвещения А.В. Луначарского и этот же день в честь высокого гостя получила новое название в духе времени – «имени тов. Луначарского». 2 апреля 1921 года субмарина спущена на воду и 22 июля 1921 года под командованием краскома Шредера Георгия Августовича вошла в состав Морских сил Черного моря. Это была вторая советская подводная лодка в Черном море. В 1921 – 1922 году субмарина нанесла визиты в Инеболу и Самсун, а 31 декабря 1922 года переименована в «Коммунист». В 1927 – 1928 и 1932 – 1934 годах подводная лодка прошла капремонт. В октябре 1930 субмарина нанесла визит в Стамбул.
Спуск на воду подводной лодки «АГ-24 им. товарища Луначарского». Николаев, 2 апреля 1921 г.
Подводные лодки типа «АГ» в Севастополе. На переднем плане - «Коммунист». 1925 - 1926 гг.
У бота линкора «Парижская коммуна» подводные лодки «Коммунист» (№ 13) и «Политработник» (№ 15), 1930 г.
Подводная лодка «Коммунист», 1920-е г.г.
Подводные лодки «Коммунист» (№ 13) и «Политработник» (№ 15). Одесса, вторая половина 1920-х гг.
    В декабре 1935 года «А-2» совершила 2-х недельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, первой из черноморских подлодок вдвое превысив нормы автономного плавания.
    22 июня 1941 года субмарина встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Чебышева Константина Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. Субмарина находилась на севастопольском заводе № 201 в капитальном ремонте (начат 10 февраля 1939, окончание работ планировалось на 1 августа 1941 года). С окончанием ремонта 18 августа «А-2» перешла в Поти, откуда с сентября по декабрь подводная лодка пять раз выходила в дозор на подходы к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь.
    7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе (позиция № 31). В первом по настоящему боевом походе противник встречен не был. Второе патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для окончательного восстановления боеспособности.
    Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя. Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р. Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, (подводники насчитали около 200 взрывов), но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. С большим трудом разгрузившись, (тяжелые ящики со снарядами пришлось таскать через всю лодку), субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.
Подводные лодки «Коммунист» (№ 13) и «Политработник» (№ 15). Батуми, осень 1929 г.
Подводная лодка типа «АГ».
Подводные лодки типа «АГ» и плавбаза «Эльбрус»
Подлодка «Коммунист» (№ 13) и канонерская лодка «Красная Грузия», вторая половина 1920-х гг.
Подлодка «Коммунист» (№ 22) выходит из Южной бухты Севастополя, начало 1930-х гг.
    Вскоре субмарина возобновила свои выходы к Одессе (позиция № 31). Утром 4 августа обнаружив конвой состоявший из речных буксиров и лихтеров под охраной десантных барж, из-за безграмотного использования перископа и неправильного маневрирования, подводная лодка оказалась за кормой цели и едва не попала под таранный удар корабля охранения. Десантная баржа «F-132» сбросила на подлодку 6 глубинных бомб, после чего поспешила за конвоем. В результате разрывов глубинок «А-2» получила ряд повреждений и легла на грунт (глубина 24 м). Хуже в данной ситуации было то, что командир субмарины проявил растерянность и ряд его приказов пришлось отменять комиссару. В итоге, а борьбу за живучесть возглавил инженер-механик. Пробыв на дне 10 часов, подлодка всплыла и продолжила патрулирование. По прибытии в базу командир «А-2» был снят с должности (впоследствии, попав под действие приказа № 227, осужден, разжалован и списан в морскую пехоту), а на его место назначен капитан 2 ранга Зайдулин Измаил Мотигулович. Подводная лодка перешла в Поти, где встала на аварийный ремонт. 18 сентября командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Буянский Бенциан Соломонович.
    С новым командиром подводная лодка во второй половине октября патрулировала район Ялты (позиция № 47), но противника не встретила. Следующие выходы субмарины были связаны с выполнением спецзаданий. Вечером 22 ноября «А-2» вновь направилась для действий на вражеских коммуникациях у Ялты, имея приказ о высадке разведгруппы в районе мыса Никиты. 27 ноября при попытке высадить разведчиков, подводная лодка подверглась обстрелу с берега. В дальнейшем из-за сложных погодных условий группу высадить так и не удалось. В течение января и в начале февраля 1943 года «А-2» выполняет ряд спецзаданий в рамках проведения десантной операции у Южной Озерейки – Мысхако. Подводная лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. После упорных тренировок под наблюдением гидрографа капитан-лейтенанта Сахоткина, который принимал участие в предыдущих разведывательных выходах субмарины, вечером 3 февраля «А-2» быстро и четко выполнила поставленную задачу. (На установку каждого буя полагалось затратить 40 минут, в реальных условиях все вышло куда быстрее – оба буя поставлены за 55 минут).
    Во второй половине февраля подводная лодка патрулировала район мыс Сарыч – Судак (позиция № 7, с 26 февраля действовала в пределах позиции № 61, сектор мыс Опук – меридиан 36°), но кораблей противника не встретила. Первая торпедная атака субмарины состоялась только 20 июня. В это день субмарина находилась на позиции в районе Киик-Атлама – мыс Опук (позиция № 86 – запасная). После того, как в точке 44°53,4' с.ш./ 35°56,3' в.д. «А-2» выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя, на подводной лодке были зафиксированы два взрыва. Противник не подтверждает успешность атаки подводной лодки, отмечая, что десантная баржа «F-307» наблюдала след одной из торпед.
Орудийный расчет 47-мм орудия Гочкиса.
Подводная лодка «Коммунист» (№ 13). Севастополь, середина 1920-х г.г.
Подводная лодка «А-2», первая половина 1930-х гг.
Подводная лодка «А-2». Новороссийск, 1942 год.
Подлодка «А-2» в Севастополе, май 1949 г. Слева подводные лодки «Щ-209», «Щ-202» и трофейная итальянская «И-42».
    Вторая попытка открыть счет произошла только после безрезультатного патрулирования района между Севастополем и Феодосией (конец июля – начало августа 1943, позиции № 83, 84 и 86-запасная), когда 16 сентября «А-2» в точке 44°45,5' с.ш./34°45,6' в.д. (пределы позиции № 84) атаковала конвой из десантных барж. Торпеды в цель не попали, а одна из них прошла рядом с десантной баржей «F-369». Удача сопутствовала подводной лодке лишь в следующем боевом походе, когда она действовала в районе позиции № 97 у южного побережья Крыма. Днем 10 октября одна из торпед «А-2» попала в борт десантной баржи «F-474», которая следовала в составе крупного конвоя, проводящего эвакуацию Кубанского плацдарма. Корабль с грузом военного имущества затонул в точке 44°28' с.ш./34°13' в.д., погиб 1 человек. Противник контратаковал субмарину, безуспешно сбросив на нее 21 глубинную бомбу.
    Последний боевой поход «А-2» состоялся в первой половине декабря 1943 года. «А-2» патрулировала район позиции № 92 на коммуникации Севастополь – Констанца. Утром 7 декабря субмарина из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать конвой, а в ночь на 9 декабря она была переразвернута в пределы позиции № 94 (район мыс Тарханкут – Евпатория), где снова в результате неправильного маневрирования не сумела выпустить торпеды по группе кораблей противника. С 14 по 18 декабря «А-2» находилась у южного берега Крыма (позиции № 97, 98), но там никого не встретила.
    Вернувшись в Поти, «А-2» встала на текущий ремонт, который завершился 15 июля 1944 года. Вступившая в строй подлодка вскоре перешла в Батуми, где 27 сентября при маневрировании на внешнем батумском рейде она попала в противолодочную сеть и подорвалась на подрывном патроне и снова на 6 месяцев вышла из строя. К моменту вступления «А-2» в строй боевые действия на Черном море закончились.
    В марте 1947 году подводная лодка выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию (по другим данным субмарина продолжала оставаться в строю, и 16 июня 1949 года получила обозначение «М-52»). В конце ноября 1950 года подводная лодка исключена из списков и передана для разборки на металл.
20 боевых походов
16.09.1941 – 24.09.1941
23.10.1941 – 30.10.1941
12.11.1941 – 20.11.1941
04.12.1941 – 10.12.1941
23.12.1941 – 30.12.1941
11.04.1942 – 23.04.1942
07.05.1942 – 22.05.1942
29.06.1942 – 05.07.1942
28.07.1942 – 10.08.1942
16.10.1942 – 29.10.1942
22.11.1942 – 05.12.1942
09.01.1943 – 12.01.1943
20.01.1943 – 23.01.1943
02.02.1943 – 05.02.1943
19.02.1943 – 04.03.1943
16.06.1943 – 01.07.1943
28.07.1943 – 12.08.1943
04.09.1943 – 19.09.1943
05.10.1943 – 21.10.1943
30.11.1943 – 20.12.1943
3 торпедных атаки (выпущено 6 торпед), потоплена 1 быстроходная десантная баржа.
10.10.1943. БДБ «F-437»