Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«А-1»
(бывшая «АГ-23», «имени тов. Троцкого», «Незаможный», «Шахтер»)

подводная лодка типа Американский Голланд

    Построена в 1916 году американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль», где перезаложена 29 апреля 1917 года под обозначением «АГ-23».

    Из-за начавшейся Гражданской войны и иностранной военной интервенции постройку корабля прекратили. Подводная лодка продолжала стоять на стапеле, пока в Николаеве калейдоскопически менялась власть. С 14 января 1918 года здесь были Советы, 17 марта город заняли немцы, в конце года их сменила Антанта, 14 марта 1919 года Николаев снова стал советским, но 18 августа в него вступили войска Добровольческой Армии Деникина, которые продержались здесь до 31 января 1920 года, когда части Красной Армии вновь отбили город. Строительство подводной лодки возобновлено только весной 1920 года. Осмотр стапеля, проведенный начальником Механической части Управления подводного плавания Главного Технического Управления Морских сил Республики В.Я. Солдатовым показал, что субмарина находится в достаточно высокой степени готовности и ввод в стой корабля не потребовал бы больших материальных и людских затрат в разоренной Смутой стране. В апреле 1920 года командиром «АГ-23» назначен бывший лейтенант Императорского флота Александр Алексеевич Иконников.


Подводная лодка «АГ-23» («имени тов. Троцкого») в день подъема Военно-морского флага 22 сентября 1920 г. Подводные лодки «Политрук», «Шахтер», «Коммунист», «Марксист», «Политработник». Одесса, 1920-е г.г. Председатель ВЦИК М.И. Калинин на борту ПЛ «АГ-23» («имени тов. Троцкого»), ноябрь 1920 г. Председатель ВЦИК М.И. Калинин на борту ПЛ «АГ-23» («имени тов. Троцкого»), ноябрь 1920 г. Председатель ВЦИК М.И. Калинин на борту ПЛ «АГ-23» («имени тов. Троцкого»), ноябрь 1920 г.

Подводная лодка «АГ-23» («имени тов. Троцкого») в день подъема Военно-морского флага 22 сентября 1920 г.
Подводные лодки «Политрук», «Шахтер», «Коммунист», «Марксист», «Политработник». Одесса, 1920-е г.г.
Председатель ВЦИК М.И. Калинин на борту ПЛ «АГ-23» («имени тов. Троцкого»), ноябрь 1920 г.

    1 июня 1920 года подводная лодка под новым названием «имени тов. Троцкого» спущена на воду. На церемонии присутствовали представитель ЦК ВКП(б) нарком просвещения А.В. Луначарский и командующий Морскими силами Юго-западного фронта Измайлов.

    В сентябре подводная лодка приступила к ходовым испытаниям в Днепро-Бугском лимане, а затем перешла в Одессу, где, совершив несколько пробных выходов в Одесский залив, 21 октября 1920 года окончательно вступила в строй. Она стала первой советской подводной лодкой на Черном море.

    Субмарина приняла активное участие в заключительном этапе Гражданской войны, совершив 5 боевых походов в район Одессы и Каркинитского залива (октябрь 1920), к берегам Крыма (середина ноября 1920) и Кавказа (против вооруженных сил меньшевистской Грузии, февраль 1921. 19 февраля подводной лодкой безуспешно атакован французский миноносец.). В ноябре 1920 года, когда корабли Белого флота навсегда покидали Крым «АГ-23» находилась в море. На лодку был отдан приказ: атаковать караван, но он не был выполнен, так как, по воспоминаниям инженера-механика «АГ-23» Д. Водяницкого, вместо радиста на лодку прислали железнодорожного телеграфиста, который не был знаком с аппаратурой.

    В конце ноября 1920 года подводную лодку посетил Председатель ВЦИК М.И. Калинин. В начале ноября 1921 года субмарина вместе со своим систершипом «имени тов. Луначарского» («АГ-24») сопровождала советскую делегацию во главе с М.В. Фрунзе в Турцию.

    31 декабря 1922 года подводная лодка получила наименование «Незаможный», а с 12 июня 1923 года – «Шахтер» (№ 12). В 1928-1929 году субмарина прошла капремонт, после которого, в начале октября 1930 года нанесла визит в Стамбул. В 1932-34 году «Шахтер» вновь на капремонте.

    15 сентября 1934 года подводная лодка получает обозначение «А-1». В 1941 году её снова ставят на капремонт и модернизацию на завод № 201 в Севастополе где она встречает 22 июня 1941 года в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. В это время подводной лодкой командовал старший лейтенант Цуриков Сергей Антонович. 3 ноября 1941 года командиром «А-1» назначен капитан-лейтенант Буянский Бенциан Соломонович.


подводная лодка «Шахтер» подводная лодка «Шахтер» подводная лодка «А-1» подводная лодка «А-1»

подводная лодка «А-1» («Шахтер») в разные периоды службы

    Чтобы не отвлекать силы судоремонта от помощи современным кораблям, вскоре ремонт «А-1» прекращен, а подводная лодка законсервирована, тем более, что еще до начала войны электромоторы субмарины были направлены на Харьковский электромеханический завод.

    В ходе боев за Севастополь подводная лодка была неоднократно повреждена в ходе авианалетов и артобстрелов противника, и 26 июня 1942 года была взорвана личным составом, в виду угрозы захвата неприятелем и невозможности выйти в море.

    В апреле 1945 года подводная лодка поднята и 24 апреля 1945 года сдана на слом.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru