Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Ракитин Борис Васильевич


Инженер-капитан 1 ранга
Детство, юность
Записки о Ракитина его внука


Детство, юность


  Родился в г. Оренбург 25 октября 1913 года (по старому стилю, т.е 07 ноября по новому)
  Отец Ракитин Василий Петрович, бухгалтер по профессии
  Мать Ракитина Ефимия Петровна (Фима)
  Брат Алька (Олег)
  Сестры Лёля (Ольга) и Тамара
  Был период, когда отец, решил заняться сельским хозяйством, купил дом за городом, двух верблюдов и нанял работника для ведения хозяйства. На этом увлечение сельским хозяйством закончилось, но тем не менее хозяйство функционировало. Работник, а дедушка почему то называл его хозяином, время от времени приезжал в Оренбург, торговать на базаре. Дедушка, а он был по моему классе в третьем, просил оставить ему одного верблюда и после окончания учебной недели отправлялся на верблюде на выходные за город. Проезжая мимо бахчи останавливал верблюда похлопыванием и "волшебным словом" чок-чок , срезал два арбуза, один себе, другой верблюду садился, ел сам и кормил своего горбатого друга. То же самое проделывалось и в бахче с дынями.
  Во время гражданской войны в доме попеременно проживали то "красные", то "белые". Как то маленький дедушка очень просил у одного из "красных постояльцев" револьвер. Револьвер не дали, за то подарили четыре Георгиевских креста, т.е. "полный Георгиевский кавалер". Один раз дедушку в таком "прикиде" увидел "белый" казак, нагнал на лошади, наклонился, поднял малыша за шкирку, сорвал "кресты" и стегнул нагайкой так, что остался шрам.
  Было у пацанов развлечение, ходить за "психами" в дур -доме через щёлочку в заборе наблюдать, а "психи" в щёлочку- прутиком. Пацаны хитрые - щёлочку стеклом прикрывают, а "психи" кидают через забор булыжники, короче война технологий...
  Как то раз маленького дедушку поймали пацаны с соседней улицы, играющие в индейцев, привязали к столбу и собрались расстреливать из самопала. Пока они спорили, кому стрелять, дедушка развязался и убежал.
  Особенно мне запомнился рассказ про лещей, привожу его дословно:
  "Как то мама послала нас с Алькой на станцию собирать уголь. Мы собрали по мешку и вдруг из стоящего рядом бронепоезда вылез суровый усатый красноармеец в галифе с маузером на боку, перепоясанный ремнями. - А ну высыпай всё, сердито буркнул усатый дядька. Пожалейте дяденька, взмолились мы с Алькой. Давай, давай злобно буркнул усатый. Мы высыпали весь уголь, дядька проверил и залез на тендер. А теперь держи, довольно улыбнувшись буркнул усатый дядька и начал сбрасывать нам громадных жирных копчёных лещей. Мы набрали, сколько могли утащить и поблагодарили дядьку. А на бронепоезде лещами топили топку паровоза. Долго мы питались лещами, а кроме того мама меняла их на другие продукты."
  В период с 1929 по 1932 г "перековывался" вместе с отцом в Таджикистане в г. Сталинабад (Душанбе), работая в качестве электромонтёра. О Средней Азии остались наилучшие воспоминания. Сейчас мне кажется, что именно дурацкая "перековка" спасла от репрессий, т.к. в 1935 году был направлен по комсомольской путевке в ВМУ им Дзержинского и соответственно считался "из рабочих".
  Был такой момент: вызвал "на ковёр" начальник политотдела, по случаю систематического сна на лекциях по марксизму-ленинизму. Вопрос ставился примерно так: "вы, что не согласны с учением наших классиков, раз спите на лекциях по марксизму-ленинизму?" На что был дан ответ: "я рабочий парень, привычный к труду, а без движения сразу засыпаю. А сплю я, на всех лекциях." Инцидент был исчерпан, после обещания исправиться. Кстати училище мой дедушка, в отличии от меня закончил "с отличием" и впоследствии окончил ВМА им Крылова с золотой медалью.
  В период с1932 по 1935гг жил в Ленинграде и работал электриком на заводе "Красная Заря", где, кстати познакомился с моей бабушкой Неустроевой Валентиной Андреевной. Предположительно в1934 году, ездил поступать в Московскую сельскохозяйственную академию, но опоздал, т.к. набор был закончен. Обращался за помощью к М.И. Калинину, который принял, внимательно выслушал, позвонил в академию и сказал, что набор закончен, приезжай на следующий год, возьмут... После этого тепло простился и распорядился накормить обедом и поселить в общежитии. Что бы не говорили о руководителях тех времён и лично о Калинине, но этот момент очень показательный. Не могу представить, что бы так мог поступить представитель нашего современного ... руководства.

Записки о Ракитина его внука



  1935- май 1940г. ВВМУ им Дзержинского, факультет дизелистов -подводников. После 1курса - практика на транспорте "Океан" (модель имеется в ЦВММ). Так же была практика на учебном колёсном судне "Яуза" и на ТОФе - на "Щуках". Во время следования на ТОФ, в течение недели кормили консервированными языками, после чего эти деликатесы просто опротивеили до невозможности.
  В период обучения, был чемпионом ВВМУЗ по тяжёлой атлетике, т.к. не было такого веса. Членство в сборной давало привилегии в питании. Давали дополнительные сосиски. Кстати в мои времена сосиски не давали не в Нахимовском, не на лодках. Интересным фактом является наличие справки о том, что не может быстро жевать, что давало право им с лучшим другом - Лёней Сухачёвым, тоже обладателем справки, задерживаться в столовой, где их подчевала официантка - подруга и будущая Лёнина жена. Справки выдали в санчасти училища после того, как они пожаловались, что не могут жевать быстро ( А в мои времена, врачи отвечали, что в армии нет больных и здоровых, а есть живые и мёртвые и гнали больных на занятия и в наряды ). Кстати на Лёниной лодке типа "С" 9- ой серии в 1943 году сняли фильм "Подводная лодка Т-9".
  После выпуска распределился на Ханко на бригаду Пл Пл типа "М" 6-й бис серии. На бригаду попало несколько человек с выпуска в т.ч. и лучшие друзья - Леня Сухачёв и Миша Хабиев. В последствии Лёню перевели на ЧФ, а Мишу на новостройку М-201(15-я серия), которая перешла на СФ. По пути они все купили швейцарские часы Tissot, с которыми дедушка тонул на "М-81" и впоследствии проносил всю жизнь. Часы храняться как семейная реликвия. На Ханко приехала и семья, т.е. мои бабушка и 3-х летняя мама. Жили семьи в маленьких домиках на берегу моря и когда мужья уходили в море, страшно боялись нападения финов. Сначала на ночь для безопасности собирались все в один дом. Ночью вскакивали на каждый шорох, скрип кровати или плачь ребенка и хватались за оставленные мужьями пистолеты.(сейчас точно уже не установить, но мне кажется, что дедушка оставлял бабушке "наган", послу уже в Сормово, у дедушке абсолютно точно был "ТТ") Промучавшись так пару ночей разошлись по своим домам и стали спать спокойно. Интересна первая встреча с командиром кап л-том Зубковым Фёдором Антоновичем, Федей Зубковым. Сразу после приветствия Федя сказал: " ладно, располагайся, после поговорим...". Прекрасный был человек и самый старший по возрасту на лодке - 30 лет. На лодке он спал под штурманским столом в центральном посту по л/б, дедушка напротив в коечке. Федя был толстый и в коечку не влезал. Бабушка рассказывала: "Встречаю Федю, он говорит, привет Валя, хочешь, пирожок и достаёт пирожок из кармана кителя..." В один из дней дивизион "малюток" проводил торпедные стрельбы. Когда отстрелялись, всплыли и запустили дизели, на одной из лодок сошёл с ума матрос: упал на паёлы, начал биться головой и требовать остановить дизели. Во время возвращения в базу разыгрался шторм. На одной из лодок умер матрос, захлебнувшись рвотой. Ошвартовались и остались спать на лодке. Ночью дедушка проснулся от выстрела. Вскочил и командир и сразу бросился на верх, через рубочный люк, но тут же упал в низ с разбитой и окровавленной головой. Дедушка рассказывал: " Я решил, что враги наверху, схватил пистолет и бросился на верх через кормовой люк. Поднимаюсь в рубку и вижу на комингсе сидит Федя, рядом валяется винтовка, а вахтенный матрос (вахтенный у трапа), перевязывает Феде голову и рассказывает, что пришёл к нему погибший накануне матрос и начал зазывать с собой. Он естественно очень испугался, пытался прогнать, выстрелил в воздух и побежал в ограждение рубки, а "мертвец" уже из люка вылезает. Он и треснул его прикладом по голове. Потом увидел, что это командир, помог ему подняться и начал перевязывать". Впоследствии лодки перебазировались в Либаву, ныне Лиепаю.
  Незадолго перед войной по флоту была объявлена боеготовность № 1. Вопреки бытующему мнению напряженности не ощущали, хотя тревоги играли каждую ночь. После первой тревоги боезапас, продукты, топливо не сдавали. 22 июня пришёл оповеститель. Мама спросила: " когда вернёшься?", дедушка ответил: "а сразу же и вернусь". Сели с Федей на велосипед и укатили, один на встречу смерти, второго ждало тяжёлое ранение и долгая разлука с родными. Обоих ждал первый боевой поход в истории этой войны. Прибыли на лодку, сидели в ограждении рубки. Пролетели немецкие самолёты, сделали круг и обстреляли морской завод, на другой стороне гавани в Тосмаре. Реакции никакой, решили, что учения. Когда самолёты, на втором круге, обстреляли лодки, с лодок открыли огонь и под электромоторами начали рассредотачиваться. Вскоре получили приказ на выход в море. При выходе из базы, на мостик поднялся радист и доложил о начале войны. Лодка заняла позицию у г.Мемеля (Клайпеда). Несколько раз бомбили, гас свет, лопались плафоны. Была серьёзная авария с дизелем. Легли на грунт, за ночь отремонтировали. Видели огенное зарево над горящей Либавой.
  01.07.41. Пл "М-81" при переходе в Таллин подорвалась на мине, переломилась в районе центрального поста и затонула около острова Вормси в точке с координатами 59-08-6 СЕВ.22-58-4 ВОСТ. В момент взрыва дедушка находился на мостике, был тяжело ранен (контужен, посечён осколками, при этом правая стопа практически была оторвана и висела на сухожильях).Спас его от верной гибели экипаж тральщика Т - 216, да целый ряд случайностей и совпадений:
  - вышел покурить на мостик
  - чудом уцелел в момент взрыва
  - надувшийся реглан (кожаное пальто), не дал утонуть
  "Пришел в себя на палубе ТЩ, стою на корме, меня держат два матроса. Говорю им, отпустите, могу передвигаться сам, а они показывают на ногу, которая болтается на сухожильях. Оттолкнул матросов, наклонился, вправил ногу и подошел к лежащему на корме командиру. Тронул его за плечо, голова его запрокинулась и черепная коробка, срезанная взрывом открылась, повиснув на коже. Голова была пустая, мозга не было..."Конечно дедушка был в шоке и боли не чувствовал. Его рассказ приведён дословно, я всё еще слышу его голос...
  Т - 216 пр.53 У, типа "Фугас" вступил в строй 24.12.40г. и погиб в результате подрыва на мине 06.07.41г. в 12ч 35м (ш= 59°09'5; Д= 22°37'5) в районе маяка Такхуна, при обеспечении развёртывания подводных лодок, пережив М- 81 всего на пять дней. Выжили ли ребята спасшие дедушку? И вообще остался ли кто ни будь с этого корабля? Маловероятно...
  В 1965 году, лодку подняли. Были торжественные похороны экипажа. Водолазы подарили дедушке пеленгатор от магнитного компаса - ещё одна семейная реликвия. Я вставил в пеленгатор стекло и сканированную на компьютере фотографию "малютки" 6 -ой бис серии и кажется мне, что где то в другом измерении всё так же режет форштевнем воды Балтики М-81,мерно стучит дизель, в центральном посту жужжит гирокомпас, блестят большие медные штурвалы управления горизонтальными рулями, над картой склонился штурман Гоша Ильин , на мостике стоят дедушка и Федя Зубков, а дома ждёт молоденькая бабушка и маленькая мама...

  1943год Сормово, командир БЧ-5 на новостройке С-18, 9-й бис серии. В этот период стажировался на ЧФ на С-33, кстати в том походе была захвачена немецкая десантная баржа. После войны С-18 базировалась в Болдарае, неоднократно стояла на Неве в т.ч. в праздники.
  1948-1952 гг Кронштадтский период службы. Был Флаг мехом Кронштадтской крепости.
  1952-1955 ВМАКВ (академия им Крылова)
  сентябрь 1955г КВМК
  1956-1960 гг Таллин, 5-й институт
  1956 год - первое посещение Камчатки.
  1959 год - учёба в Обнинске. Изучение атомной ЭУ (Первая АПЛ, К-3, пр.627 была сдана флоту в 1958 году). Центр был засекречен, всех обучающихся переодевали в форму КГБ. Имеются фотографии в форме полковника, в папахе. В 1960 году институт переехал в Ленинград. Занимал должность начальника управления автоматики, занимался вопросами живучести ПЛ. В 1962 году получили квартиру на Зайцева 39. Весь микрорайон принадлежал морским офицерам. В нашем доме так же квартиры получили семьи, погибших при взрыве торпед на Б-37 (пр. 641), в Екатерининской гавани в Полярном. Дедушка был в комиссии по расследованию причин взрыва. Насколько мне известно окончательно как и в большинстве подобных случаев остановились на ряде предположений...
  Зимой 1970 года вышел в отставку в звании инженера -капитан 1ранга. Пять раз представлялся к званию контр-адмирала, т.к. находился на адмиральской должности но не получил его из-за сокращения ВС, проводимого ублюдком- кукурузником. Вообще это был первый серьёзный удар по ВС и соответственно по репутации военных. Именно после этих событий люди стали стыдиться формы, перестали носить боевые награды. Поддерживал дружеские отношения с Маринеско А.И, Лисиным С.П., Арвановым З.М., Матиясевичем А.М. Умер 11.02.1987г.
  На похоронах, кроме Хабиева М.Д. (товарищ по училищу, умер летом 2003г.) присутствовали сослужицы по институту, в т.ч. Ковольков В.А., ветеран К-19.
  В 2003г, при участии Чернавина Л.Д. и Мусатенко Р.И, мне удалось собрать в кафе подводников- ветеранов ВОВ, которые знали моего дедушку. Много я услышал хороших слов.


    Фото из личного архива Андрея Оболенского.

 У могилы экипажа «М-81». Памятник экипажу Пл «М-81» Ракитин Б.В. у останков «М-81». Виден центральный пост, шахта, надстройка Останки Пл «М-81»

Кормовая часть Пл «М-81». Сюда спускался В.С. Преображенский и нашел свой ремень. Бывший ком. БЧ-5 Пл «М-81», инженер-ст. л-т : инженер-кап. 1р. Ракитин Борис Васильевич (в форме) и бывший электрик Пл «М-81» ст. краснофлотец : Преображенский Виктор Сергеевич. У останков Пл «М-81». Слева на фото, в форме Ракитин Борис Васильевич.

    У могилы экипажа «М-81»: справа отец и мать командира подводной лодки «М-81» Ф.А. Зубкова, за ними его жена Мария Ефимовна, Виктор Преображенский, сын командира «М-81» Марат. Рига, 1965 год.
    Памятник экипажу ПЛ «М-81».
    Б.В. Ракитин у останков «М-81». Видны центральный пост, шахта, надстройка.
    Останки ПЛ «М-81».
    Кормовая часть ПЛ «М-81». Сюда спускался В.С. Преображенский и нашел свой ремень.
    Бывший командир БЧ-5 ПЛ «М-81», инженер-старший лейтенат: инженер-капитан 1 ранга Ракитин Борис Васильевич (в форме) и бывший электрик ПЛ «М-81» старший краснофлотец Преображенский Виктор Сергеевич.
    У останков ПЛ М-81. Слева на фото, в форме Ракитин Борис Васильевич.





 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru