Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Финнланд»


    Данный документ - отчет о гибели 15 сентября 1942 года транспорта "Финнланд" командира немецкого конвоя Брехфогеля. Опубликован в сборнике "Тайны подводной войны -6". Перевод и публикацию подготовил А.В.Овчаренко (Буча, Украина, 2000).



    "11.06. Координаты 59° 38' с.ш., 21° 10' в.д. Торпедное попадание в "Финнланд", в правый борт, в район ходового мостика. След торпеды не наблюдался. Объявлена подводная тревога. Vp 307 подошел к "Финнланду", пытаясь помочь, подняв сигнал.

    11.15. - 11.21. Vp 310 с левого фланга ордера полным ходом перешелна правый и пытался сбросом двух глубинных бомб воспрепятствовать повторной атаке. Транспорты "Мальгаш" и "Ариан" полным ходом и переменными курсами пошли в Утэ.

    11.31. Радиограмма с Vp 307: "Подводная тревога в Утэ, "Финнланд" тонет", Командир конвоя отправил это донесение при быстром крене судна на правый борт. Капитан судна приказал всем находящимся на борту солдатам покинуть судно. Не все плоты и шлюпки достигли воды, поэтому часть солдат сразу же после отдания приказа попрыгала в воду. Судно продолжало крениться на правый борт, дрейфуя на юг. Vp 302получил приказ с Vp 307приступить к спасательным работам, спасательное судно "Адлер" приступило к спасению с "Финнлада" людей. После того, как Vp 307 подошел к правому борту парохода "Финнланд", с кормы транспорта легкая зенитка открыла огонь по замеченному перископу в направлении близкому к месту взрыва глубинных бомб с Vp 310. С Vp307 так же был замечен перископ, возвышающийся на ? метра над поверхностью воды и перемещавшийся с востока на запад. Vp 307 произвел пять выстрелов из 88-мм орудия иувеличил ход в строну перископа. После первых попаданий перископ исчез. На курсе 240 Vp 307 сбросил 4 глубинные бомбы по предполагаемому курсу подводной лодки. Затем Vp 307 застопорил ход и, дрейфуя правым бортом, начал прослушивание гидрофоном, прослушав шумы в направлении взрывов первых бомб. Vp 307 возобновил ход и сбросил еще 4 глубинные бомбы. Командир намеревался продолжить бомбометание, однако оно должно было проводиться близко от спасательного судна "Адлер" и спасавшихся, что создавало для них опасность от взрывов.
  После второго захода Vp 307 застопорил ход. Лодочные шумы больше не прослушивались. Нефтяные пятна или какие-либо другие последствия взрыва не наблюдались.

    Вскоре после попадания торпеды капитан судна "Финнланд" доложил о прекращении поступления воды, но солдаты продолжали прыгать в воду.

    12.03. Исходящая радиограмма с Vp 307: "В 11.06. в 59 35,5 с.ш., 21 12 в.д. торпедное попадание в "Финнланд". Экипаж перешел на "Адлер", пароходы "Ариан" и "Мальгаш" ушли в Утэ. Вел бой с подводной лодкой, применил артиллерию и глубинные бомбы, результата не наблюдал. "Финнланд" имеет крен на правый борт, осадка увеличилась на 1,5 метра. Просьба прислать спасательный пароход".

    12.08. Vp 310 находится у борта "Финнланда" и принял около 400 солдат, кроме того, подобрано около 50 человек, находившихся в воде. Vp 307 ходит вдоль "Финнланда", подбирая солдат. Солдаты получили приказ перейти на "Адлер", у борта которого спущены шлюпки. Vp 302 ходит мористее от места происшествия и время от времени сбрасывает глубинные бомбы и прослушивает гидрофоном глубины.

    13.10. Vp 310 получил приказ с Vp307 взять "Финнланд" на буксир и вести его в Утэ. Положение буксировки - корма к корме.

    13.45. Спасательное судно "Адлер" со спасенными солдатами под охраной Vp 302 ушло к Утэ, куда прибыло в 14.50. VP 302 вернулся к "Финнланду".

    16.10. 5 миль к югу от Утэ. Vp 302 принимает участие в буксировке. После обрыва буксировочного конца Vp 302 приступил к повторной попытке.

    17.45. Vp 310 буксирует "Финнланд" со скоростью 3 узла. Vp 302 принял финских лоцманов. Финский водоотливной пароход "Ассистанс" подошел своим правым бортом к "Финнланду" и приступил к откачке воды, судно погружается глубже, финский буксир "Геркулес" принимает концы для буксировки, но буксировка сделалась крайне затруднительной, ввиду узкости извилистого фарватера и наступившей темноты.

    20.30. Vp 302 в 250-метровой узкости вынужден был обрубить свой конец, передать лоцмана на буксир "Геркулес" и заняться охраной. Vp 307 так же был вынужден отойти.

    15.09.1942 года. На траверзе Люма, 60° 05,8' с.ш., 21° 34,5' в.д. пароход "Финнланд" погрузился на 11 метров и затонул на глубине 10 м. Vp 307 и Vp 310 подбирают солдат, не попавших на спасательное судно "Адлер".
    07.35. Турку. Vp 307 и Vp 310 прибыли, Vp 302 бросает якорь. После этого капитан "Адлера" доложил о потерях среди перевозимых войск:

-3 погибших,
-3 пропавших без вести,
-10 тяжелораненных,
-80 легкораненных".

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru