Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Данный документ, хранящийся в Центральном архиве ФСБ в Москве. опубликовал в сборнике «Тайны подводной войны» (№ 23) капитан 1 ранга В.В. Шигин. Ниже дается текст в строгом соответствии с оригиналом, с минимальной правкой публикатора.


«Протокол допроса военнопленного командира немецкой подводной лодки №-250Шмидт Вернера. От 8-го августа 1944 года»


    Шмидт Вернер, 1915 года рождения, уроженец гор. Штеттин (Германия), по национальности немец, образование среднее - окончил в 1934 году гимназию в гор. Грейфсвальд, женатый, имеет жену и 2 детей, по социальному происхождению и положению – служащий.

    Допрос начат в « » часов [1] Допрос производился при переводчике с немецкого языка и стенографистке. Допросили: Нач-к 1 отд. ОКР «СМЕРШ» КБФ капитан II ранга Мозгов, Опер уп. переводчик Секрет-та ОКР «СМЕРШ» КБФ лейтенант Мадисова, Стенографировала Слободская. Верно: пом. уп. Секр-та ОКР «СМЕРШ» КБФ Саевич.


    Вопрос: Расскажите о Ваших родственниках?
    Ответ: У меня имеются следующие родственники: 1. Отец - Шмидт, до войны и в настоящее время проживает в г. Грейфсвальде (Германия). До войны он был на пенсии и нигде не работал. С началом войны был мобилизован для работы в городском управлении гор. Грейфсвальд, где выполняет должность 3-го зам. бургомистра города. Имущества никакого не имеет. 2. Сестра - Шредер Карла, 1919 года рождения, замужняя, проживает с родителями в г. Грейфсвальд. Муж сестры по специальности врач, служит в авиации. 3. Сестра - Шмидт, 1924 года рождения, незамужняя, в последнее время проживала в г. Франкфурте на Майне, где работает в клинике.

    Вопрос: С какого года Вы служит во флоте?
    Ответ: В Военно-морском флоте Германии я служу с 1935 года. В 1938 г. закончил лётную школу в г. Штральзун, после чего я был направлен в морскую авиацию, где прослужил до 1943 года. В марте 1943 года меня послали на курсы подводников, которые я закончил в сентябре 1943 года.

    Вопрос: С какого периода Вы работаете командиром подводной лодки?
    Ответ: В ноябре 1943 г. я получил назначение на вновь выстроенную подводную лодку, с декабря 1943 г. лодка начала выполнять боевые задания. Таким образом, с декабря 1943 г. я являюсь командиром подводной лодки.

    Вопрос: За что получили железный крест?
    Ответ: Железный крест я получил за 27 удачных вылетов на бомбёжку городов Англии.

    Вопрос: Какие города Советского Союза Вы бомбили?
    Ответ: В июне 1941 г. четыре раза принимал участие в бомбёжке города Москвы.

    Вопрос: Какие города ещё бомбили?
    Ответ: Кроме Москвы, других городов Советского Союза я не бомбил.

    Вопрос: За что получили награду от царя Болгарии?
    Ответ: За бомбёжку Югославской столицы города Белграда.

    Вопрос: Расскажите об общей численности подводных лодок в германском военно-морском флоте?
    Ответ: На это вопрос ответить точно затрудняюсь, так как всего подводного флота Германии я не знаю. Но мне кажется, что число подлодок германского военно-морского флота равняется 900 - 1000 единицам.

    Вопрос: Расскажите о численности корабельного состава германского военно-морского флота по классам?
    Ответ: В германском военно-морском флоте имеются следующие классы кораблей:
    1. Линкоры – 2 («Тирпиц» и «Гнейзенау»)
    2. Крейсера – 4 («Люца», «Шер», «Принц Евгений» и «Гипер»)
    3. Лёгкие крейсера – 4 («Кёльн», «Лейпциг», «Нюрнберг» и «Эмден» (старый)
    4. Старые уч. линкоры – 2 («Шлезнен [2]» и «Шлезвиг-Гольштейн»)
    5. Эскадренные миноносцы - 12, все они, главным образом, базируются в Норвегии. В начале войны миноносцев было около 22 шт., но во время боёв под Нарвиком, было потоплено, примерно: – 12 миноносцев.
    6. Миноносцы (торпедобот), водоизмещением в 800 тонн, их в начале войны имелось, примерно, около 14 шт. (двухтрубных), но за период военных действий погибло шт. 10 - 11. За последнее время этот тип корабля был восполнен вновь выстроенными однотрубными, но такого же водоизмещения, единицами в количестве 20 шт.
    7. Тральщики (водоизмещением в 600 тонн), их имеется всего около 30 - 40 единиц. Кроме этого используются под миноискатели, рыболовецкие суда, соответствующим образом переоборудованные. О точном количестве их мне неизвестно, но их в германском флоте много.
    8. Торпедные катера – они сведены в флотилии. Какое количество их имеется в германском флоте мне неизвестно.

    Вопрос: Какое количество катеров имеется в флотилиях?
    Ответ: В каждой флотилии находится, примерно 6-7 катеров.

    Вопрос: Расскажите о схеме построения вашего флота?
    Ответ: В последнее время большие корабли в отдельные подразделения не сводятся, так как германский флот очень потрепали. В настоящее время корабли, получая боевое задание, выходят в море в одиночку, а иногда идут по два корабля. Это положение вызвано тем обстоятельством, что мощность кораблей различная и поэтому совместно действовать они не могут, а один два корабля, выходя в море под прикрытием авиации, действуют под командованием старшего командира. Мелкие корабли германского военно-морского флота сведены в флотилии.

    Вопрос: Продолжайте ваши показания по вопросу классификации корабельного состава германского военно-морского флота?
    Ответ: В Германском военно-морском флоте, кроме вышеперечисленных кораблей, имеются ещё катерные тральщики – мелкие корабли. Водоизмещение этих кораблей я не знаю. Длина корабля, примерно 13 м, а ширина - 4 м. Они в основном занимаются тралением мин. Точное количество их я не знаю.

    Вопрос: Сколько имеется подводных лодок в Балтийском море и Финском заливе и место их дислокации?
    Ответ: В Балтийском море имеется, примерно 50 - 60 подводных лодок, а в Финском заливе - 4 - 5. Подводные лодки в Финском заливе базируются в порту Хельсинки (Финляндия), район их боевого действия - между островами, главным образом, придерживаясь Финского побережья. Подводные лодки в Балтийском море дислоцируются: 1. Либава – 3 единицы 2. Мемепь – 10 единиц 3. Пиллау – 10 единиц 4. Готенгафен – от 25 до 30 лодок 5. Штеттин – 5 - 6 единиц 6. Киль – 10 единиц

    Вопрос: Какие задачи выполняют подводные лодки в Финском заливе?
    Ответ: В их задачу входит – охрана Финского побережья, в случае нападения со стороны советского флота.

    Вопрос: Каково назначение подводных лодок в Балтийском море?
    Ответ: Их назначение состоит в боевой подготовке. Задачи боевого характера выполняют подлодки только в Финском заливе. Подводные лодки в Балтийском море проходят учёбу в районе между Либавой и островом Борнгольм, т.к. это место глубокое и существует оперативный простор, и, кроме того, эти воды неминированы английской авиацией.

    Вопрос: Какие №№ флотилий подлодок на Балтийском море?
    Ответ: Мне известны следующие №№ флотилий: - 4, 5, 21, 22 и 24. Часть подводных лодок, действующих в Балтийском море, не сведены в флотилии. Их количество может составить, примерно, 2 флотилии.

    Вопрос: Какое количество подводных лодок входит в флотилию?
    Ответ: В каждой флотилии имеется около 10 лодок.

    Вопрос: В какую флотилию входит Ваша лодка и кто являлся командиром этой флотилии?
    Ответ: Моя подводная лодка входила в 5-ю флотилию. В ней было 10 лодок. Командиром флотилии являлся капитан-лейтенант Кассель. Штаб флотилии размещался в Киле.

    Вопрос: Где размещались штабы остальных 4 флотилий?
    Ответ: Штабы размещались: – в Штеттине, Либаве, Мемеле и Пиллау.

    Вопрос: Расскажите где и какие корабли базировались в Балтийском море и Финском заливе, а также их названия?
    Ответ: Крупные корабли базировались, главным образом, в главной базе германского флота на Балтийском море - в Готенгафене. Линкор «Тирпиц» находится в Норвегии. Больше ничего мне не известно о нахождении надводных кораблей.

    Вопрос: В местах базирования подводных лодок имеются надводные корабли?
    Ответ: В местах дислокации подводных лодок имеются надводные корабли, но преимущественно мелкие, переоборудованные из рыболовецких судов. Иногда крупные корабли заходят в порт Пиллау.

    Вопрос: Где базируются надводные корабли в Финском заливе?
    Ответ: Надводные корабли в Финском заливе базируются в порту Хельсинки и Таллине. Там кораблей мало и преимущественно мелкие (миноискатели, тральщики, торпедные катера и др. подобные им). В 20 числах июля м-ца 1944 г. я видел подводную лодку в порту Хельсинки.

    Вопрос: Когда и какой базы Вы уходили в последний раз на позицию?
    Ответ: В последний раз на позицию я уходил 22 июля 1944 г. из Хельсинки.

    Вопрос: Сколько подводных лодок ушло на выполнение задания в Финский залив?
    Ответ: Я выходил на выполнение задания один. До моего выхода в Финский залив, там уже действовали 4-5 лодок.

    Вопрос: Во время нахождения в Хельсинки какие Вы видели немецкие и финские военные корабли?
    Ответ: За время моего нахождения в Хельсинки я видел одну немецкую подводную лодку, других кораблей я не видел.

    Вопрос: Сколько немецких подводных лодок потоплено в Финском заливе в июле м-це 1944 года?
    Ответ: Кроме моей подводной лодки, потопленных лодок мне больше неизвестно.

    Вопрос: Когда Вы были в Таллине в последний раз?
    Ответ: В Таллине я был три дня в июле м-це 1944 г., когда я шёл на выполнение боевого задания в Финский залив.

    Вопрос: Какие надводные корабли Вы видели в Таллине?
    Ответ: Во время моего пребывания в Таллине я видел: 1 миноносец, 2 тральщика и несколько мелких кораблей, которые имеют на вооружении только по одному зенитному орудию, калибра 20 м/м. Эти мелкие корабли предназначались для траления мин.

    Вопрос: Где базируются финские подводные лодки и в каком количестве?
    Ответ: Количество финских подводных лодок мне неизвестно. Базируются они в порту Хельсинки. Одну финскую лодку я видел между островами, на пол пути от Хельсинки до Выборга, шли они по направлению на Восток [3].

    Вопрос: Какие корабли базируются на острове Гогланд?
    Ответ: На острове Гогланд я не был и поэтому затрудняюсь ответить на этот вопрос.

    Вопрос: Имеется ли взаимодействие между надводными кораблями, подводными лодками и военно-воздушными силами?
    Ответ: Взаимодействия между надводными кораблями, подлодками и ВВС нет. Подводные лодки действуют в одиночку.

    Вопрос: Сколько подводных лодок из вашей 5-й флотилии находятся в Финском заливе?
    Ответ: Из 5[-й] флотилии в Финском заливе, находятся, примерно 4 – 5 подводных лодок. Первые три лодки нашей флотилии вышли в Финский залив между 1-10 июля с. г., примерно около 15 июля вышла ещё одна подводная лодка и после 20 июля вышла в Финский залив моя лодка.

    Вопрос: Какие задачи были поставлены перед подводными лодками в Финском заливе?
    Ответ: Перед подводными лодками в Финском заливе была поставлена задача встречать на коммуникациях русские корабли сообщать об этом в штаб и затем топить их.

    Вопрос: Конкретно, какая задача была поставлена была поставлена [4] перед Вашей подводной лодкой?
    Ответ: Перед моей лодкой была поставлена задача - контролировать район Койвисто.

    Вопрос: Подлодки Вашей флотилии получали задание проникновения в район Кронштадта?
    Ответ: Моя лодка не получала такого задания и я также не слышал, чтобы другие лодки из 5-й флотилии имели такое задание.

    Вопрос: Сколько в настоящее время в германском военно-морском флоте эскадренных миноносцев?
    Ответ: До начала войны германский военно-морской флот имел в своём составе до 20 эскадренных миноносцев, все они были под названием. Во время войны были выстроены новые корабли, но в каком количестве затрудняюсь сказать, в настоящее время эскадренные миноносцы занумерованы – последний номер 36, впереди номера стоит буква [5]

    Вопрос: Как вооружены эскадренные миноносцы?
    Ответ: Эскадренные миноносцы на своём вооружении имеют: 5 пушек 15 снт, калибра, 2 торпедных аппарата по 3 трубы, и кроме того, имеются зенитные орудия, но какого калибра, я не знаю.

    Вопрос: Где базируются в настоящее время эскадренные миноносцы?
    Ответ: В своём большинстве они базируются в Норвежских портах. 2 эскадренных миноносца я видел в Готенгафене.

    Вопрос: В Балтийском море имеются эскадренные миноносцы?
    Ответ: Из общего количества эскадренных миноносцев возможно 5 единиц базируются в портах Балтийского моря, в частности в Готенгафене.

    Вопрос: Расскажите о строительстве подводных лодок, военных кораблей и вспомогательного флота?
    Ответ: Судостроительная промышленность размещена в следующих городах:
    1. в г. Эмдене – строятся подводные лодки. Какое количество выпускает верфь я не знаю. Мне известно, что там верфь небольшая.
    2. в г. Вильгельмсхафене - (большая госуд. верфь) строятся крупные корабли и подводные лодки. Какое количество единиц выпускает эта верфь затрудняюсь сказать.
    3. в Бремене - имеются 2 верфи: а) верфь на реке Бозер [6], строящая крейсера и эскадренные миноносцы, б) верфь «Вулкан» строящая подводные лодки, эскадренные миноносцы и миноносцы.
    4. в Гамбурге – имеются 3 большие верфи: а) Блом и Фос (самая большая верфь в Германии), строящая подводные лодки и крупные корабли типа «Тирпиц». б) Дойче-верфь, строящая, главным образом, подлодки, в) Штулькен - верфь, строящая подлодки.
    5. в Флансбурге (имеется маленькая верфь) строящая, главным образом, подводные лодки.
    6. в Киле-имеются 3 верфи: а) Крун [7]- Германия – строит подводные лодки, б) Дойче-Борке [8] - строит подводные лодки, эскадренные миноносцы, в) Говальд - строит подводные лодки.
    7. В Любеке – имеется одна небольшая верфи, название верфи не знаю, которая строит небольшие корабли (тральщики и др.).
    8. В Штеттине – имеется одна верфь, которая носит название «Одер- Берке [9]», там, главным образом строятся мелкие корабли, миноискатели и некоторые миноносцы. В Штеттине в настоящее время строится новая верфь, но ещё не готова.
    9. Готенгафене - имеется одна морская верфь.
    10. В Данциге – имеется две верфи: а) Шихау – верфь, строит главным образом, подводные лодки. Мне кажется, что эта верфь может выпускать и более крупные корабли, но сейчас этого не делает, б) Данцигская верфь – занимается ремонтом повреждённых кораблей
    11. В Кенигсберге – имеется верфь, но что она производит, мне неизвестно.
    12. В Мемеле – имеется тоже одна маленькая верфь, под названием «Линденау», в основном она строит тральщики.
    Кроме того, все вышеперечисленные верфи строят транспорта. В Германии также имеется много мелких верфей, которые выпускают только мелкие корабли, но местонахождение их мне неизвестно.

    Вопрос: Сколько подводных лодок выпущено германской судостроительной промышленностью за период войны с Советским Союзом?
    Ответ: За этот период выпущено, примерно 500 штук.

    Вопрос: Какова годовая производственная мощность по выпуску подводных лодок в период войны?
    Ответ: Примерно в месяц выпускается 12-13 лодок, что составляет в год 140 - 150 шт.

    Вопрос: Сколько кораблей и каких классов вступило в строй за время войны Германии с Советским Союзом?
    Ответ: За время войны с Советским Союзом крейсера совершенно не строились. Строились в основном эскадренные миноносцы, миноносцы и подводные лодки. Примерно, за последние три года эскадренных миноносца было выпущено не больше 15. Миноносцев строилось больше, их выстроено около 30 шт. Главным образом, за время войны с Советским Союзом строились подводные лодки.

    Вопрос: Сколько кораблей вступило в строй в 1944 году?
    Ответ: В 1944 г. по-моему ни одного эскадренного миноносца не вступило в строй. Миноносцев возможно несколько построили, но сколько, затрудняюсь ответить. Главным образом, строились подводные лодки. Они имеют некоторое преимущество над надводными кораблями. Их действия на всех театрах сказались наиболее эффективными по сравнению с подводным флотом.

    Вопрос: Характер и район действия подлодок в постановке минных заграждений?
    Ответ: Подводные лодки действуют, главным образом, в Финском заливе. Мне ставить не приходилось, а о постановке мин остальными подлодками мне ничего неизвестно, т.к. я в Финский залив попал в первый раз.

    Вопрос: Расскажите о районах минных заграждений и минных полей в Балтийском море и Финском заливе?
    Ответ: Мне известно, что главное сплошное минное начинается в районе Финского залива – от Кайболово, Кисколово, по направлению к острову Большой Тутерсаар и, острову Суурсаари и далее к берегам Финляндии (главное, сплошное минное поле). Кроме основного минного поля, имеется ещё ряд мелких минных групп в районе от побережья Финляндии до острова Лавенсаари. Припомнить все минные поля в Финском заливе я затрудняюсь, т.к. карта, которая была со мной была недостаточно мною изучена, ибо я лично проходил по шхерам вдоль финского побережья. Кроме того, сплошные минные пояса, а также сетевые заграждения, идут от Таллина до Хельсинки.

    Вопрос: Расскажите о конструкции сетевых заграждений и когда они ставились?
    Ответ: Сетевые заграждения представляют собой сплошные стальные сети, сверху их прикрепляют буёк, причём к сетям и между сетями прикреплены мелкие мины. Когда подлодка натыкается на сеть, то мины взрываются и сама сеть начинает колебаться, тогда буёк спускается. Как раз в этот момент, стоящие в боевом охранении сторожевые корабли обнаруживают по движению буйка нахождение подводной лодки, после чего забрасывают лодку глубинными бомбами. В отношении механической и электрической сигнализации мне ничего неизвестно. Когда были поставлены сетевые заграждения, я не знаю.

    Вопрос: Расскажите о действиях подводных лодок на коммуникациях и их дозоры?
    Ответ: Главной задачей подлодок в Финском заливе является контроль наших коммуникаций и потопление русских кораблей на коммуникациях. Местами таких дозоров является район - Койвисто и острова Нарвы [10]. Кроме того, имеются ещё места дозоров, о которых мне ничего неизвестно.

    Вопрос: Расскажите об организации дозоров и поисков русских кораблей в Финском заливе?
    Ответ: Подводные лодки, конечно, по всему Финскому заливу, не курсируют. Каждой лодке предназначен определённый квадрат для дозора и контроля за коммуникациями. Через перископ наблюдения за горизонтом, если покажется неприятельский корабль, то независимо от его водоизмещения, мы атакуем.

    Вопрос: У Вас организованы круглосуточные дозоры?
    Ответ: Да, дозоры организованы круглосуточно.

    Вопрос: Откуда Вам известны места дозоров подводных лодок в Финском заливе?
    Ответ: Мне известны места дозоров, потому что я сам там находился. Приказ о назначении моего места дозора я получил назначение в район Нарвы [10], а затем получил назначение в район Койвисто.

    Вопрос: Где остальные подводные лодки в дозоре?
    Ответ: Где в настоящий момент находятся другие подводные подки я не знаю, мне также неизвестно какое они имеют задание. Каждая лодка в отдельности получает задание по радио. Место стоянки одной лодки не превышает одной недели и по истечении недели она уходит в другое место. Приказы о перемене места дозора мы получаем от штаба, находящегося в Киле. На одной волне стоят Киль и Хельсинки, поэтому затрудняюсь сказать откуда я получил приказ.

    Вопрос: Расскажите об организации ОВРа и дозоров на подходах к немецким и финским портам?
    Ответ: Охрана финских портов, главным образом, производится финскими мелкими сторожевыми кораблями. Патрулируют сторожевые корабли вдоль всего побережья. Германские порты охраняются немецкими сторожевыми катерами, которые курсируют круглосуточно.

    Вопрос: Расскажите о береговой и зенитной обороне портов и баз в Финском заливе?
    Ответ: Во время моего нахождения в Хельсинки, я видел зенитные орудия, расположенные вокруг города. Кроме того, на островах против Хельсинки, имеются укрепления с тяжёлыми артиллерийскими установками, названий островов я не знаю, так как проходил там только один раз. Больше ничего об укреплениях побережья Финского залива мне неизвестно.

    Вопрос: Каким фарватером Вы шли в район Койвисто?
    Ответ: Я вышел на позицию из Киля, по пути заходил в Таллин, из Таллина я взял курс на остров Нэйсар, обошёл его с западной стороны и далее курс держал на Порколан-Колбода. У Порколан мою лодку встретил лоцман, который вёл лодку вдоль Финского побережья до Хельсинки, откуда по шхерному фарватеру пошёл до острова Мустами и от Мустами пошёл по направлению к острову Нервик, где моя лодка задержалась на один день, находилась она в подводном положении. С острова Нервик я снова вернулся к фарватеру около острова Мустами. Здесь я получил приказ по радио – следовать по направлению мыса Коюсерорт и далее в залив Койвисто.

    Вопрос: Для какой цели Вы на один день задержались в районе острова Нерви?
    Ответ: Я имел приказание выждать в этом месте русских кораблей в течение одного дня.

    Вопрос: Расскажите какие имеются повреждения и разрушения от налётов русской авиации в портах и базах: Хельсинки, Таллин, Котка и др?
    Ответ: Во время моего пребывания в портах: Таллин и Хельсинки больших разрушений я не видел. В порту Котка я не был и сказать о имеющихся там разрушениях затрудняюсь. В отношении немецких портов, подвергавшихся налётам английской и американской авиации, могу сказать, что там разрушения очень велики.

    Вопрос: Расскажите, о характере воинских перевозок в Финском заливе, о маршрутах и пунктах назначения.
    Ответ: По этому вопросу я ничего сказать не могу, так как во время моего нахождения в Таллине и Хельсинки, я никаких транспортов в Финском заливе не видел.

    Вопрос: Расскажите о характере подготовки и боеспособности офицерского и рядового состава подводного и надводного флотов?
    Ответ: Офицерский состав германского военно-морского флота прежде всего проходит артиллерийскую подготовку в экипаже ( ) [11], затем он попадает на учебные корабли. На этих кораблях он плавает примерно три месяца, где практически получает морскую подготовку, затем офицерский состав посылается в военно-морское училище, которое находится в гор. Фленсбурге: В этой школе курс обучения рассчитан на 5 месяцев Затем в зависимости от полученного назначения, специализируется на специальных курсах, которые дают общие понятия по специальности. Например, курсы подводников имеются в портах – Готенгафен и Пиллау. Но это ещё не всё. После окончания этих курсов офицерский состав направляется в торпедную школу в г. Фленсбург. После окончания этой школы офицер получает назначение на подводную лодку. В отношении рядового состава. Прежде чем поступить в военно-морской флот, матрос должен пройти подготовку в экипажах. Матросы, которые предназначены для службы в подводном флоте, обязаны пройти специальную школу в Готенгафене или Пиллау.

    Вопрос: Расскажите о типах и сериях подводных лодок?
    Ответ: Подводные лодки в настоящее время строятся трёх типов, разница лишь только в водоизмещении. Самая маленькая лодка имеет водоизмещение в 250 тонн
1. Типа – 2 – водоизмещение 250 тонн
2. Типа – 7 – водоизмещение 500 тонн
3. Типа – 9 – водоизмещение 700 тонн
    Имеются отдельные лодки, но их очень мало, которые имеют водоизмещение 1200 тонн. Эти лодки могут ставить мины. Кроме того, имеются ещё больших размеров лодки, но их насчитывается около 4, водоизмещение их, примерно, 1400 тонн. Район их действия Атлантика.

    Вопрос: Расскажите об основных данных подлодки нового типа?
    Ответ: На протяжении последних 4-х лет, строятся лодки однотипные, преимущественно типа – 7. Внешний вид всех трёх типов подводных лодок совершенно одинаков. Подводные лодки не имеют никаких приспособлений от взрывов мин и глубинных бомб. Длина подводной лодки равна, приблизительно 80 м ширина лодки - 3,5 м осадка - 5 м, скорость хода в надводном положении – 17, а подводном – 9 . Вооружена лодка: артиллерийское вооружение – 1 зенитная установка - калиб 3,7 снт и 4 зенитных пушки 2 снт. Некоторые лодки имеют на вооружении зенитные установки калиб 8,8 снт, торпедных аппаратов имеют 5, из них 4 торпедных аппарата в носовой части и 1 торпедный аппарат в кормовой части. Всего лодка берёт 10 торпед.

    Вопрос: Чем отличаются новые миноносцы различных серий между собой?
    Ответ: Миноносцы типа «Т» от «Т-1» и далее, думаю, их насчитывается не более 18 единиц. Они имели одну трубу, два трёхтрубных торпедных аппарата, одно орудие на корме, калибра 10,5 см. Новые миноносцы типа «Т» имеют две трубы, два трёхтрубных торпедных аппарата и два или три орудия – одно в носовой части, одно – два на корме. Я не уверен, что последние миноносцы носят название «Т» с номерами до 31. Скорость их хода примерно 36 узлов. Первая группа миноносцев водоизмещением 600 тонн вторая группа водоизмещением 800 тонн (примерно). Зенитное артиллерийское вооружение и количество пушек мне неизвестно, но оно состоит из 37 м/м и 20 м/м пушек.

    Вопрос: Какие типы торпедных катеров в германском военно - морском флоте Вы знаете?
    Ответ: Мне известны два типа: более старый имеет торпедный аппарат на палубе, торпедный катер нового типа имеет торпедный аппарат расположенный в борту катера, все катера килевые. Два дизельных мотора имеет каждый катер. Моторы предположительно фирмы «Дейц». Скорость хода до 36-ти морских миль.

    Вопрос: Как проводятся подводными лодками артиллерийские стрельбы и как отрабатывается совместное плавание с надводными кораблями?
    Ответ: Из артиллерийских стрельб проводятся только зенитные по рукаву или самолёту. Совместные учения с надводными кораблями вообще не проводятся. Торпедные стрельбы по кораблям мишеням проводятся в районе Данциг – Либава – Готланд.

    Вопрос: Назовите известные Вам №№ подводных лодок, имена командиров флотилии и отдельных подводных лодок?
    Ответ: Мне известно, что в 5-ю флотилию входила подводная лодка №-679 [12]... Командиром лодки является лейтенант Бреквальд. [13] №№ - остальных лодок я не знаю. Мне известны следующие командиры подводных лодок: лейтенант Штенфлер [14], обер-лейтенант Шунк [15], обер-лейтенант Нильзен [16]. Все перечисленные командиры являются командирами подводных лодок, входящих в состав 5-й флотилии. Мне также известен командир подводной лодки обер-лейтенант Брамер [17], который в настоящее время переведён в другую флотилию, обер-лейтенант Андерсен [18] также переведён в другую флотилию, капитан-лейтенант граф Матушка [19]. Корвет-капитан Рекгаф переведён из 5 флотилии. Командиром 8-й флотилии «Данциг» является корвет-капитан фон-Шмидт [20]. Командиром 24 флотилии (Мемель) является фрегат-капитан Мертен [21].

    Вопрос Расскажите, что вам известно об экспериментальных типах подводных лодок?
    Ответ: Мне известен тип малой подводной лодки, который имеет экипаж в количестве 6-7 человек. Я эту лодку не видел, а слышал от товарищей. Одну малую лодку я однажды видел издали, но не знаю точно она ли. Их всего существует 4. Экспериментальные лодки «Вальтер - боте» держатся в строгом секрете и даже начальники соединений о них ничего не знают. Возможно, что это есть самые маленькие лодки. Они имеют двигатель нового типа «Универсал». Практического применения эти лодки до сих пор не имеют.

    Вопрос: Что Вам известно об учебных артиллерийских кораблях «Брумер» и «Бремзе»?
    Ответ: В начале войны они использовались в качестве минных заградителей, но в дальнейшем оба корабля были потоплены.

    Вопрос: Расскажите о вооружении тральщиков?
    Ответ: Тральщики имеют на вооружении одно орудие, калибра 10,5 снт и зенитное орудие, в каком количестве я не знаю. Некоторые тральщики имеют на вооружении пушки калибра от 8,8 до 10,5 снт.

    Вопрос: Как получают подводные лодки свои номера?
    Ответ: Каждая судостроительная верфь имеет свои серии номеров для соблюдения военной тайны, в частности, У-250 построена на «Германия верфь» (Киль). В приказах лодки называются именами командиров. Часто верфи имеют две серии №№, далеко отстающие друг от друга. Непрерывная нумерация подводных лодок данной постройки была доведена примерно до У-70. Применяются ли № погибших подводных лодок для обозначения №№ лодок мне неизвестно.

    Вопрос: Из каких мин состоят минные заграждения в Финском заливе?
    Ответ: Они состоят большей частью из гальвано-ударных мин.

    Вопрос: Какие типы торпед применяются подводными лодками?
    Ответ: Мне известны следующие типы торпед: «Т-1» – старая торпеда, обычного типа, с двигателем, сжатого воздуха. «Т-2» – торпеда с электрической батареей в качестве двигателя. «Т-3» и «Т-4» - не применяются. «Т-5» – торпеда с электрическим двигателем. «Т-2» имеет две батареи. «Т-5» – одну батарею. «Т-5» – является торпедой, которая проходит по прямой около 1000 метров, далее вступает в действие специальным аппаратом, который ставится на торпеде в запломбированном состоянии. Посредством этого аппарата торпеда притягивается к корпусам цели. Магнитное или акустическое действие имеет аппарат – мне неизвестно. Кроме того, применяются торпеды обычного типа – «Т-1», «Т-2» со специальными установками, которые меняют курс торпеды. После прохода некоторой прямой дистанции на зиг-заг. Расстояние начапа зиг-зага, радиус поворота и длина зиг-зага устанавливаются перед выстрелом (смотри схему...) [22], Существую две длины зиг-зага, приблизительно 300 и 500 метров.

    Вопрос: Какие взрыватели применяются на торпедах?
    Ответ: Применяются большей частью торпеды с комбинированными взрывателями, которые имеют одновременно ударный взрыватель и магнитный взрыватель. В бурную погоду или при волнении моря, вызванного взрывами, магнитный взрыватель включается до выстрела для обеспечения торпеды от преждевременного взрывания. Взрыв торпеды при действующем магнитном взрывателе происходит непосредственно под корпусом корабля. При выстреле пытаются большей частью добиться действия торпеды при помощи магнитного взрывателя. Говорят, что против магнитного взрывателя не существует никакой защиты. Прежние конструкции магнитного взрывателя не действовали против размагниченных кораблей. По моему мнению, эти взрыватели посылали какую-то волну, которая возвращается во взрыватель и вызывает взрыв. Конструкции строго засекречены и самим экипажам подводных лодок неизвестны. Эти взрыватели не могут работать на том принципе, на котором работают радиолокаторы, так как для этой работы в подводном положении необходима очень длинная антенна.

    Вопрос: Как происходит размагничивание подводных лодок
    Ответ: Мне известны два места размагничивания – в Киле и Пиллау. Подводная лодка, или малый корабль, малым ходом проходит над пучками кабелей, соединённых с крупными установками электромоторов на берегу. При проходе производится электромеханическое измерение и устанавливаются данные магнитного поля, необходимые для размагничивания, после этого подводная лодка проходит вновь необходимое количество раз над кабелями, через соответственно создаваемое магнитное поле. Размагничивание действует нормально в течение двух месяцев. При проведении ремонтных работ на лодках уничтожение размагничивания происходит быстрее. Все корабли, (до миноносца) и тральщики включительно, имеют размагничивающие установки. На новых кораблях кабеля размагничивания укладываются в борты корабля при постройке. Старые корабли имеют кабеля, расположенные снаружи.

    Вопрос: Какие приборы существуют для отражения акустических мин?
    Ответ: Для борьбы с акустическими минами применяются шумовые буи, укреплённые под килем корабля, которые издают сильный шум. Я считаю, что это английское изобретение, также как и приборы против магнитных мин. Мины должны взрываться при действии шумов буя, на расстоянии нескольких сот метров от корабля. Я лично никогда не наблюдал действие этого шумового буя.

    Вопрос: Какие акустические приборы Вы имели на Вашей лодке
    Ответ: На моей лодке был акустический аппарат, встроенный в носу под лодкой. Слухач поворачивает штурвал аппарата, добиваясь передвижением детали электроприбора в наличии слышимости, которая позволяет определить направление цели. В основном, слышен шум винтов. Опытный слухач может различить характерные моторные шумы и определить, какой двигатель, дизель или турбина производят этот шум. В Балтийском море, и особенно в Финском заливе, условия слышимости являются исключительно неблагоприятными. В Атлантическом океане слышимость хорошая. Расстояние до цели определяется без всякого вычисления, приблизительно, при этом происходят очень большие ошибки, ошибка может доходить до 1000 метров. В Финском заливе слышимость часто прекращается на 2000 метров. В Атлантическом океане часто слышат (по рассказам) до 15000 метров. Зимой слышимость лучше, чем летом. Я думаю, что это потому, что летом при разности температур различных слоёв воды звуковая волна отклоняется к низу. Радиопеленгаторы применяются только кораблями для связи с самолётами и для плавания в тумане. Радиопеленгаторы имеют старую конструкцию. Новые типы аппаратов подобной конструкции нe строятся.

    Вопрос: Как производятся минные постановки с подлодок?
    Ответ: Каждая подводная лодка может ставить мины специального типа через торпедный аппарат. Однако, минные постановки на Балтийском море подводными лодками не производились. Некоторые большие подводные лодки, построенные в качестве минных заградителей, имеют специальные минные шахты, через которые производится постановка мин специального типа. Данные этих мин мне неизвестны. Через торпедные аппараты ставятся данные [23] мины цилиндрической формы, с закруглёнными краями, с магнитными взрывателями. Мины бывают различных размеров и заряжаются от 2 - 3 в один торпедный аппарат. Торпедная лодка может взять около 20 мин малого типа. Количество мин зависит от водоизмещения лодки и специфических условий плавания в различных морях

    Вопрос: Какие дальномерные приборы имеются на подводных лодках?
    Ответ: Ранее использовались приборы «Гема», которые теперь выведены из употребления, как устаревшие. В настоящее время используются приборы авиационного типа – Гогентвиль, которые работают посредством направленной радиоволны. Отражённой целью волна возвращается в прибор показывает при совпадении вертикальной метки на трубке Брауна, с измерением дистанционной школы, правильно расстояние до цели. Антенна представляет собой плетёнку 1,5 на 2 метра, которая может убираться в надстройку, посредством пневматического механизма. Антенна выдвигается на высоту 2-х метров над мостиком и поворотом её устанавливается направление на цель

    Вопрос: Известны ли Вам специальные механические приспособления на подводных лодках для улучшения горизонта видимости?
    Ответ: Нет, неизвестны.

    Вопрос: Как подаются опознавательные сигналы подводными лодками в Финском заливе?
    Ответ: В Финском заливе применяются финские опознавательные сигналы, состоящие из двух букв: 1 – опознавательные, 2 – ответ, которые меняются каждый день. Для связи с воздухом применяется сигнализация ручным прожектором и звездными ракетами. В немецком флоте, – вне Финского залива, применяется система четырёх букв: –первая – запрос, вторая – ответ, третья – второй запрос, четвёртая – второй ответ. Таблица опознавателей составляется по сложному шифру и доводится до сведения одного из офицеров корабля, который ведёт секретное делопроизводство. На моей лодке этим занимался третий вахтенный офицер. Ракетные сигналы часто действуют в течение двух – трёх ночей и применяются преимущественно для связи с самолётами».



Примечания:


[1] – Время в документе не указано. [назад]

[2] – Имеются в виду тяжёлые крейсера «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Принц Ойген» «Адмирал Хиппер» и учебный корабль «Шлезиен». [назад]

[3] – Так в оригинале. [назад]

[4] – Так в оригинале. [назад]

[5] – В оригинале документа латинская буква «Z» от руки не вписана. [назад]

[6] – Так в документе, правильно, Везер. [назад]

[7] – Так в документе, правильно, Круп. [назад]

[8] – Так в документе, правильно, Дойче Верке. [назад]

[9] – Так в документе, правильно, «Одер - Верке». [назад]

[10] – Так в документе, правильно, Нерва. [назад]

[11] – в оригинале документа в скобках оставлено пустое место. [назад]

[12] – Подводная лодка «U-679» пропала без вести в первой половине января 1945, вероятно погибнув под глубинными бомбами охотника «МО-124» у мыса Пакри 9 января. [назад]

[13] – Обер-лейтенант Фридрих Бревольдт (Friedrich Dreckwoldt), командир ПЛ «U-679» 29 ноября 1943 – 20 октября 1944 г. [назад]

[14] – Вероятно, имеется в виду капитан-лейтенант Отто Штойфлер (Otto Stoeffler), командир ПЛ «U-475». [назад]

[15] – Обер-лейтенант Ганс-Норберт Шунк (Hans-Norbert Schunck), командир ПЛ «U-348». [назад]

[16] – Обер-лейтенант Карл Нильзен (Karl Nielsen), командир ПЛ «U-370». [назад]

[17] – Обер-лейтенант Герберт Брамер (Herbert Bramer), командир ПЛ «U-1060». Погиб со своим кораблем 27 октября 1944 г. в Северном море у берегов Норвегии в результате налета британской и чехословацкой авиации. [назад]

[18] – Обер-лейтенант Клаус Андерсен (Klaus Andersen), командир ПЛ «U-481». [назад]

[19] – Капитан-лейтенант граф Хартмут фон Матушка, барон Топпольчан унд Шпэтген (Hartmut von Matuschka, Fraiher von Toppolczann und Spaetgen), командир ПЛ «U-482», пропал без вести вместе со своим кораблем в конце ноября – декабре 1944 г. [назад]

[20] – Корветтен-капитан Вернер фон Шмидт (Werner von Schmidt), командир 8-й флотилии с января 1943 по апрель 1944 г. [назад]

[21] – Фрегаттен-капитан Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten), командир 24-й (учебной) флотилии. Подводник-ас, кавалер рыцарского креста (13 июня 1942) с дубовыми листьями (16 ноября 1942), награжден Знаком «Подводник» с бриллиантами (30 января 1943). Командуя «U-68» за время боевых действий потопил 27 судов общим водоизмещением 170 151 брт. [назад]

[22] – в оригинале документа отсутствует. [назад]

[23] – так в тексте, очевидно, «донные». [назад]

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru