Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

ПРИКАЗЫ И ДИРЕКТИВЫ

Народного комиссара ВМФ CCCP в 1944 году


  1. 2 февраля 1944 г. ПРИКАЗ О ЗАМЕНЕ ЭКИПАЖЕЙ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СФ И ЧФ ЭКИПАЖАМИ ПОДЛОДОК ТОФ

  2. 14 апреля 1944 г. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕМУ ЧФ ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ НА КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА

  3. 16 апреля 1944 г. ПРИКАЗ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ОТ 13 АПРЕЛЯ 1944 г. ЗА № ГОКО-5619сс ПО ПЕРЕВОДУ 10 ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТИПА «М» С ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА В ЧЕРНОЕ МОРЕ

  4. 30 апреля 1944 г. ПРИКАЗ О ЗАПРЕЩЕНИИ ВЫДАЧИ И РАСПИТИЯ ВИННО-ВОДОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА КОРАБЛЯХ, В ЧАСТЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ВМФ

  5. 5 июля 1944 г. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЧФ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

  6. 30 августа 1944 г. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕМУ КБФ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

  7. 3 сентября 1944 г. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩИМ ЧФ, КБФ, СФ и ТОФ ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЕДИНОНАЧАЛИЯ НА ФЛОТЕ

  8. 12 сентября 1944 г. ПРИКАЗ О ВООРУЖЕНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СРЕДСТВАМИ РАДИОСВЯЗИ НА ПЕРИСКОПНОЙ ГЛУБИНЕ

  9. 6 ноября 1944 г. ПРИКАЗ ОБ ИЗУЧЕНИИ ГЕРМАНСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «У-250» И ОПРЕДЕЛЕНИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  10. 20 декабря 1944 г. ПРИКАЗ О ПРОВЕРКЕ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
  11. 27 декабря 1944 г. ПРИКАЗ О ВЫВОДАХ ПО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ ЗА 1944 г.

  12. 28 декабря 1944 г. ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, ФЛОТИЛИЮ ОФИЦЕРОВ, ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННЫМИ ТРИБУНАЛАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА ДО ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ


  1. ПРИКАЗ О ЗАМЕНЕ ЭКИПАЖЕЙ
    ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СФ И ЧФ ЭКИПАЖАМИ ПОДЛОДОК ТОФ

    № 002
    2 февраля 1944 г.




        1. В целях получения боевого опыта экипажами подводных лодок Тихоокеанского флота и смены наиболее уставших экипажей подводных лодок Северного и Черноморского флотов, заменить:

    а) экипаж подводной лодки «Л-20» Северного флота - экипажем подводной лодки «Л-19» Тихоокеанского флота;
    б) экипаж подводной лодки «Щ-209» Черноморского флота - экипажем подводной лодки «Щ-130» Тихоокеанского флота;
    в) экипаж подводной лодки «М-111» Черноморского флота - экипажем подводной лодки «М-116» Тихоокеанского флота.

        2. Военному совету Тихоокеанского флота:

    а) подготовить экипажи указанных подводных лодок к отправке и не позднее 20 февраля 1944 г. отправить по железной дороге полностью укомплектованными:

    - экипаж подводной лодки «Л-19» - в Полярное, в распоряжение командира бригады подводных лодок Северного флота;
    - экипажи подводных лодок «Щ-130» и «М-11б» - в Поти, в распоряжение командира бригады подводных лодок Черноморского флота;

    б) организовать охрану и уход за материальной частью подлодок «Л-19», «Щ-130» и «М-11б» до прибытия на них экипажей с Северного и Черноморского флотов.

        3. Военному совету Северного флота по прибытии экипажа подлодки «Л-19» с Тихоокеанского флота произвести смену экипажа подлодки «Л-20» и экипаж подлодки «Л-20» направить в г. Владивосток, в распоряжение командира 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

        4. Военному совету Черноморского флота по прибытии экипажей подлодок «Щ-130» и «М-11б» с Тихоокеанского флота произвести смену экипажей подлодок «Щ-209» и «М-111» и экипажи подводных лодок «Щ-209» и «М-111» направить в гор. Владивосток:

    а) экипаж подлодки «М-111» - в распоряжение командира 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота;
    б) экипаж подлодки «Щ-209» - в распоряжение командира 1-го отдельного дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота.


    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 39839, л. 299-300. Подлинник.


    оглавление


  2. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕМУ ЧФ
    ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ НА КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА

    № ОУ-3/98
    14 апреля 1944 г. 19.45.




        Отмечаю, что борьба на коммуникациях противника не достигла необходимого напряжения: ВВС не действует повторными ударами до полного уничтожения или дезорганизации больших и важных для противника конвоев.

        Деятельность ТКА ТКА (Скадовская группа) мало эффективна по своим боевым результатам. Подводные лодки имеют мало боевых успехов, им надо действовать не только торпедами, но по дезорганизованным конвоям и одиночным транспортам артиллерийским оружием. Маневрируйте позициями ПЛ ПЛ в зависимости от обнаруженной основной трассы движения конвоев.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12900, л. 49. Подлинник.


    оглавление


  3. ПРИКАЗ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ОТ 13 АПРЕЛЯ 1944 г. ЗА № ГОКО-5619сс ПО ПЕРЕВОДУ 10 ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТИПА «М» С ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА В ЧЕРНОЕ МОРЕ

    № 0097
    16 апреля 1944 г.




        В целях усиления Черноморского флота Государственный Комитет Обороны постановил перевести с Тихоокеанского флота 10 подводных лодок типа «М» в состав Черноморского флота.

        Переброску 10 подводных лодок типа «М» произвести по железной дороге на специальных транспортерах по маршруту Владивосток - Поти.

        Указанным постановлением Государственный Комитет Обороны обязал НКПС (тов. Кагановича) обеспечить переброску 10 транспортеров из г. Горького во Владивосток и из Владивостока 10 транспортеров с подводными лодками в г. Поти.

        Во исполнение указанного постановления Государственного Комитета Обороны, приказываю:

    I. Военсовету Тихоокеанского флота:

        1) Подготовить к отправке по железной дороге на Черноморский флот 10 подводных лодок типа «М» (с двумя управлениями дивизионов) в три очереди:

        1 очередь - четыре подводных лодки типа «М» - XII серии,;
        2 и 3 очереди - по три подводных лодки типа «М» VI или У1-бис серии, наиболее исправные по техническому состоянию.

        Отправку подлодок произвести в следующие ориентировочные сроки:

        1 очередь - май-июнь 1944 г.
        2 очередь - июнь-июль 1944 г.
        3 очередь - июль-август 1944 г.

        2) Выделить в распоряжение завода № 202 НКСП необходимое количество краснофлотцев, по согласованию с уполномоченным У К ВМФ в г. Владивостоке, для производства демонтажных работ и обеспечить участие всего личного состава отправляемых лодок в работах завода № 202 НКСП.

        3) Обеспечить средствами тыла ТОФ упаковку, погрузку в вагоны и отправку вместе с подлодками всего снятого с них оборудования и запасных частей.

        4) Внести соответствующие изменения в графики II и III кварталов 1944 г. по судоремонту боевых кораблей на заводе № 202 НКСП в связи с производством демонтажных работ подлодок указанным заводом.

        5) В остальном руководствоваться «Инструкцией по техническому обеспечению подводных лодок НКВМФ типа «М», перебрасываемых по железной дороге из состава одного флота в состав другого» 1939 г.

    II. Военсовету Черноморского флота;

        1) Обеспечить базирование 10 подводных лодок типа «М» по прибытии их в Поти.

        2) Обеспечить средствами тыла ЧФ разгрузку из вагонов всего оборудования подлодок в Поти.

        3) Обеспечить участие личного состава в монтаже подлодок и провести контрольные испытания их после восстановительного монтажа, в соответствии с «Инструкцией» 1939 г., уточнив программу испытаний своим приказом, исходя из обстановки.

        4) Внести соответствующие изменения в графике II и III кварталов 1944 г. по судоремонту боевых кораблей на заводе № 201 НКСП в связи с производством восстановительного монтажа подлодок указанным заводом.

        В остальном руководствоваться «Инструкцией» 1939 г.

    III. Начальнику управления кораблестроения ВМФ:

        1) Подготовить 5 транспортеров и отправить их 25 апреля с. г. из Горького во Владивосток для переброски подлодок первой очереди.

        2) По освобождении 4 транспортеров после переброски подлодок XII серии с СФ на ЧФ, отправить их в мае-июне 1944 г. во Владивосток для переброски подлодок 2 очереди.

        3) По освобождении 4 транспортеров после переброски больших охотников из Сарепты в Калач, отправить их в июне-июле 1944 г. во Владивосток для переброски подлодок 3 очереди.

        4) Обеспечить средствами промышленности при участии личного состава спуск 10 подводных лодок с транспортеров на воду и производство восстановительного монтажа в г. Поти.

    IV. Начальнику управления военных сообщений:

        1) Обеспечить перевозку порожних транспортеров в г. Владивосток по заявке начальника УК ВМФ.

        2) Подать подвижной состав во Владивосток для перевозки оборудования подлодок и обеспечить перевозку подводных лодок на транспортерах из Владивостока в Поти по заявке начальника тыла ТОФ.

    V. Начальнику финансового управления:

        Обеспечить финансирование расходов, связанных с переброской 10 подводных лодок типа «М» из Владивостока в Поти.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39840, л. 352-354. Подлинник.


    оглавление


  4. ПРИКАЗ О ЗАПРЕЩЕНИИ ВЫДАЧИ И РАСПИТИЯ
    ВИННО-ВОДОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА КОРАБЛЯХ, В ЧАСТЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ВМФ

    № 0349
    30 апреля 1944 г.




        Запретить выдачу и распитие винно-водочных изделий в кают-компаниях кораблей, столовых и буфетах частей и учреждений, расположенных в служебных зданиях частей и учреждений ВМФ, кроме:

    а) норм и порядка, установленных приказами НКВМФ № 01040-42 г. и № 0888-43 г.;
    б) дней годовых праздников кораблей, частей и учреждений и в отдельных случаях при официальных приемах с разрешения вышестоящего командования;
    в) военно-морских госпиталей, санаториев и домов отдыха ВМФ, где выдачу производить по назначениям врачей и по специально установленным нормам.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39834, л. 141. Подлинник


    оглавление


  5. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЧФ
    ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

    № ОУ-3/184
    5 июля 1944 г. 20.27.
    На № 1550.




        1. С проводимыми мероприятиями согласен. Ускорьте выполнение № ОУ-3/179.
        2. Связывать действия подлодок с действиями флота нецелесообразно в виду того, что подлодки не смогут действовать в районе севернее Констанца из-за неясности в минной обстановке и по мелководности района. Поэтому две подлодки необходимо выслать в намеченные позиции теперь же. В дальнейшем по обстановке увеличивать число подлодок на позициях.
        3. Ускорьте перебазирование подлодок в Балаклаву.
        4. План операции доложите лично 10-15 июля. День выхода согласуйте дополнительно.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12912, л. 42. Подлинник.


    оглавление


  6. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕМУ КБФ
    ОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

    № ОУ-2/531
    30 августа 1944 г. 16.20.
    На № 1003.




        Считаю, что с дальнейшей бездеятельностью подлодок КБФ мириться нельзя, поэтому, учитывая обстановку, создавшуюся в Финском заливе, приказываю:
        1. Немедленно начать действия подлодок типа <М> в Финском заливе до Гогланда, разведывая этот рубеж и вынося в дальнейшем действия лодок всех типов на запад.
        2. На первый выход лодок выслать руководящих офицеров отдела подводного плавания и бригады подлодок КБФ.
        3. При необходимости обеспечивать выходы подлодок надводными кораблями и прикрывать авиацией, выбирая время суток и погоду, наиболее благоприятствующие решению задач. Конкретный план действий и очередность выхода лодок донесите. Выход подлодок начать по готовности, не дожидаясь утверждения плана.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, Д. 12919, л. 57. Подлинник.


    оглавление


  7. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩИМ ЧФ, КБФ, СФ и ТОФ
    ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЕДИНОНАЧАЛИЯ НА ФЛОТЕ

    № 218/ш
    3 сентября 1944 г. 07.30.




        Опыт всей войны показал, что исключительно правильна организация, делающая флоты всесторонне сильными,- когда в руках командующего на флоте в целом и в руках командующего морским оборонительным районом или командира базы сосредоточена власть над всеми видами оружия, входящими в состав флота, района или базы. Между тем представители отдельных родов оружия (авиация, береговая оборона, ПЛ ПЛ), вопреки существующих законоположений, ведут разговоры о самостоятельности этих родов оружия, о необходимости подчинить их не командирам базы, а замкнуть на своего специального начальника. Эти рассуждения каждого со своей колокольни очень вредны и вместо сколачивания в единый боевой организм при едином командовании на флоте, районе и базе, расшатывают его, подрывают уверенность.

        Явно вредные рассуждения, где надо и не надо в недисциплинированной форме не находят должного отпора, а иногда и молчаливо поддерживаются старшим начальником. Придавая большое значение единству взглядов по таким принципиальным положениям, которое достигается не только путем разъяснений, но и дисциплины, предлагаю командующим не допускать на флотах безнаказанно критиковать существующие положения, дискутировать самовольно каждому за то, что ему больше не нравится.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12919, л. 266-267. Подлинник.


    оглавление


  8. ПРИКАЗ О ВООРУЖЕНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
    СРЕДСТВАМИ РАДИОСВЯЗИ НА ПЕРИСКОПНОЙ ГЛУБИНЕ.

    № 0733
    12 сентября 1944 г.




        Проведенные на Северном флоте, во исполнение приказа НКВМФ № 0476 от 12 июня 1944 г.*, испытания перископной антенны («ВАН-ПЗ») показали, что для двухперископных подлодок «ВАН-ПЗ» по своим электрическим данным не уступает образцам выдвижных антенн «ВАН-1» и «ВАН-3» и резко превосходит их по быстроте изготовления и установки на подлодки.

        Учитывая задержку в изготовлении и установке на подводные лодки выдвижных антенн, для ускорения вооружения в текущем году подводных лодок средствами радиосвязии на перископной глубине приказываю:

        1. Одновременно с производным вооружением подлодок устройствами «ВАН-I» и «ВАН-3» вооружать часть лодок, имеющих два перископа, перископными антеннами «ВАН-ПЗ», использовав электрическую часть устройств «ВАН» в следующие сроки:

    - на СФ - 12 подлодок (сверх вооруженных ранее) к 1 ноября;
    - на КБФ - 10 подлодок к 15 ноября;
    - на ТОФ - 10 подлодок к 30 ноября.

        2. Все работы по установке перископных антенн «ВАН-ПЗ» произвести силами мастерских артотделов, отделов связи и мастерских бригад ПЛ ПЛ соответствующих флотов, в соответствии с приложенным перечнем работ. Техническое руководство установкой устройств «ВАН-ПЗ» обеспечивает НИМИСТ ВМФ.
        3. Командующим СФ, КБФ, Чф и ТОФ:

        а) обеспечить своевременную подачу подлодок на заводы для установки на них устройств «ВАН-1» и «ВАН-3»;
        б) обеспечить проведение работ по установке перископных антенн «ВАН-ПЗ» в сроки, указанные в пункте 1.

        4. Начальнику управления связи ВМФ:

        а) выдать наряд связьмортресту НКСП на проведение работ по монтажу и настройке устройств «ВАН-ПЗ»;
        б) обязать НИМИСТ ВМФ обеспечить техническое руководство вооружением подводных лодок устройствами «ВАН-ПЗ» и обучить личный состав самостоятельному проведению этих работ. Первые 5 подлодок на каждом море оборудовать при непосредственном участии НИМИСТа;
        в) изготовить в НИМИСТ необходимые дополнительные узлы и доукомплектовать ими 50 комплектов 2-й партии электрической части устройство «ВАН», для подготовки их к установке на зенитных перископах (устройств «ВАН-ПЗ»), произведя отправку их по флотам в следующие сроки:

    - на СФ
    - 5 комплектов к 15 сентября (без дополнительных узлов);
    - 5 -»- к 1 октября;
    - 5 -»- к 15 октября;

    - на КБФ
    - 5 комплектов к 15 октября;
    - 5 -»- к 1 ноября;

    - на ТОФ
    - 5 -»- к 15 октября;
    - 5 -»- к 1 ноября;
    - 5 -»- к 15 ноября.

        Остальные 10 комплектов подготовить к отправке к 15 ноября;

        г) обязать НИМИСТ ВМФ, наряду с обеспечением технического руководства по вооружению подводных лодок устройствами «ВАН-ПЗ», «ВАН-1» и «ВАН-3», продолжать работу над вопросами подводной связи и в частности над созданием перископной антенны для подлодок, имеющих один перископ.

        5. Начальнику управления кораблестроения ВМФ:

        а) прекратить в текущем году дальнейший запуск в производство устройств, находящихся в производстве, в количестве:

    - «ВАН-1» - 27 комплектов,
    - «ВАН-3» - 43 комплекта;

        б) закончить установку на 10 ПЛ ПЛ устройств «ВАН-1» и «ВАН-3» из числа изготовленных, провести их испытания, собрать опыт эксплуатации и совместно с начальником управления связи ВМФ представить мне к 31 декабря с. г. проект мероприятий по довооружению в 1945 г. всех остальных подлодок средствами радиосвязи на перископной глубине.

        6. Командующему БФ откомандировать в распоряжение начальника НИ-МИСТа сроком с 15 сентября 1944 г. до 1 марта 1945 г. его бывших работников:

        а) ст. техника-лейтенанта тов. Урванцева Георгия Михайловича;
        б) ст. техника-лейтенанта тов. Барановского Якова Самойловича для усиления антенной группы НИМИСТ по работам над подводной связью в соответствии с п. 4 «г» данного приказа.

        7. Пункт 1 «б» приказа за № 0476 от 12.06.44 г. - отменить.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39837, л. 50-52. Подлинник.


    оглавление
  9. ПРИКАЗ ОБ ИЗУЧЕНИИ ГЕРМАНСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «У-250»
    И ОПРЕДЕЛЕНИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

    № 0824
    6 ноября 1944 г.




    Общее руководство по изучению германской техники подводного кораблестроения и определения технического состояния поднятой из воды германской подводной лодки «У-250» на предмет дальнейшего ее использования возложить на начальника управления кораблестроения ВМФ.
    Для непосредственной работы на лодке, в помощь начальнику управления кораблестроения ВМФ назначить комиссию в следующем составе:

    Председателя комиссии - начальника отдела «Е» НТК НКВМФ инженер-капитана 1 ранга тов. Рудницкого М. А.,
    зам. председателя комиссии - начальника штаба ОДСКР ПЛ капитана 2 ранга тов. Юнакова Е. Г.,
    Членов: от УК ВМФ - нач. отделения КПА УК ВМФ на зав. № 194 инженер-капитана 2 ранга тов. Мартынчик,

    - начальника секции НТК НКВМФ инженер-подполковника тов. Петелина,
    - ст. инженера НТК НКВМФ инженер-капитана 2 ранга тов. Цветаева,
    - ст. инж. 2-го отделения III отдела УК ВМФ, инженер-подполковника тов. Хасина,
    от ТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Индейкина,
    от АУ ВМФ - инженер-подполковника тов. Худякова,
    - инженер-подполковника тов. Зорина,
    от МТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Мартыненко,
    - инженер-капитана тов. Саульского,
    от управления связи ВМФ - инженер-подполковника тов. Воронкова,
    - инженер-подполковника тов. Белопольского,
    от гидрографического упр. ВМФ - начальника отделения штурманского
    отдела капитана 2 ранга тов. Градова.

    На комиссию возложить выполнение следующих задач:
    1. Определить техническое состояние подводной лодки «У-250» для принятия решения по ее восстановлению и использованию.
    2. Определить наиболее интересные с технической и тактической стороны узлы лодки в целях их дальнейшего изучения и внедрения в отечественное проектирование и строительство.
    3. Просмотреть всю техническую документацию по кораблю для решения вопроса по ее использованию в проектировании и строительстве.
    Комиссии приступить к работе 10 ноября 1944 г.

    I. Командующему Краснознаменным Балтийским флотом:
    1) Силами Кронштадтского морского завода произвести к 1 ноября 1944 г. на подлодке «У-250» работы, связанные с обеспечением ее плавучести и сохранением корпуса, механизмов, систем, устройств и оборудования.
    2) Перевести подлодку «У-250» до ледостава в г. Ленинград к судостроительному заводу № 196 и поставить в деревянный плавучий док для производства на ней дальнейших работ, а также для ее изучения.
    3) Укомплектовать подлодку «У-250» к моменту перевода в Ленинград личным составом по штату № 4/22Б.
    4) Передать весь найденный на подлодке «У-250» материал (чертежи, инструкции, наставления, книги, личные записки команды подлодки, корабельные журналы, фото и т. д.) председателю комиссии на предмет изучения и через начальника УК ВМФ организованного перевода и размножения.
    5) Выделить из имеемых в Кронштадте деревянный плавдок для постановки подлодки «У-250».

    II. Начальнику управления кораблестроения ВМФ:
    1) Выдать промышленности заказы и оформить договора на производство работ, связанных с сохранением корпуса, систем, устройств механизмов и оборудования, ремонт и консервацию.
    2) Перевести с немецкого языка на русский найденные на подлодке материалы и издать их, а также снабдить ими военно-морские организации.
    3) По имеемым германским чертежам и с натуры изготовить полный комплект чертежей подлодки «У-250» со всеми необходимыми данными.
    4) Совместно с начальником управления подводного плавания ВМФ доложить мне к 1 янврая 1945 г. необходимость и реальные возможности восстановления подлодки «У-250» в боевой корабль, а также целесообразность переноса германской техники в отечественное кораблестроение.

    III. Начальнику минно-торпедного управления ВМФ;
    1) Принять самые срочные меры к изучению германских торпед, находящихся в торпедных аппаратах и на стеллажах подлодки «У-250», на предмет безопасного разоружения и выема их из подлодки.
    2) После изучения германских торпед и торпедных аппаратов, доложить мне преимущества и недостатки их по сравнению с отечественными электрическими и воздушными торпедами и аппаратами.

    IV. Начальнику артиллерийского управления ВМФ:
    Определить необходимость приведения в исправное техническое состояние снятых с подлодки «У-250» артиллерийских систем (37 мм автоматы и 20 мм спаренные автоматы) и перископов и доложить мне к 1 января 1945 г. возможность использования их для проектирования и изготовления отечественных установок.

    V. Начальнику управления связи и начальнику гидрографического управления ВМФ:
    Принять меры к восстановлению снятого с подлодки «У-250» радио, гидроакустического и навигационного оборудования для переноса опыта в изготовлении отечественной аппаратуры и приборов.

    VI. Начальнику технического управления ВМФ:
    До ухода подлодки в Ленинград в аккумуляторных мастерских ТО КБФ произвести обработку аккумуляторной батареи, снятой с подлодки «У-250», приняв все меры к восстановлению ее.

    VII. Начальнику химического управления ВМФ:
    По представленным председателем комиссии материалам изучить найденные на подлодке «У-250» приборы и химические вещества спасения и опознавания (спасательные маски, патроны регенерации, красящие вещества и т. д.) и доложить мне к 1 января 1945 г. целесообразность и реальные возможности внедрения их для нашего подводного флота.

    VIII. Начальнику управления вещевого и шхиперско-хозяйственного снабжения ВМФ:
    1) По представленным председателем комиссии материалам изучить найденное на подлодке «У-250» обмундирование немецких подводников и доложить зам. народного комиссара ВМФ генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву возможности обеспечения специальной одеждой личный состав наших подводных лодок.
    2) Обеспечить управление кораблестроения ВМФ необходимым количеством бумаги для печатания переводимых материалов, а также издать их в случае необходимости в типографском исполнении.

    IX. Начальнику управления продовольственного снабжения ВМФ:
    Обследовать ассортимент пищи, употребляемой на германских подводных лодках, а также тару хранения ее и доложить заместителю народного комиссара ВМФ генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву о возможности введения на снабжение наших подводных лодок подобной пищи и тары.

    X. Начальнику разведывательного управления ГМШ ВМФ:
    Оказать необходимую помощь управлению кораблестроения ВМФ в переводе материалов с немецкого языка на русский и изготовлении фото.

    XI. Для концентрации германского опыта в одном центре и более рационального использования его сосредоточить весь имеемый материал по подлодке «У-250» в управлении кораблестроения ВМФ, а также разрешить снятие с подлодки механизмов и другого оборудования только с ведома и согласия последнего.
    XII. До окончательного определения дальнейшего использования подлодки «У-250» числить ее в составе отдельного дивизиона строящихся и капитально ремонтируемых подводных лодок в Ленинграде, с содержанием по штату № 4/22-Б (буки).
    XIII. Председателю комиссии предоставляется право вызова отдельных специалистов научно-исследовательских институтов, надобность которых возникает по ходу дела.
    XIV. Выводы и заключения по германской подводной лодке «У-250» по всем частям, начальникам соответствующих центральных управлений ВМФ представить начальнику управления кораблестроения ВМФ к 25 декабря для сводного доклада мне.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39838, л. 71-75. Подлинник.


    оглавление
  10. ПРИКАЗ О ПРОВЕРКЕ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

    №00260
    20 декабря 1944 г.




    Начиная с сентября месяца этого года боевая деятельность Краснознаменного Балтийского флота осуществлялась в условиях изгнания немецких захватчиков Красной Армией из Прибалтийских советских республик и выхода из войны Финляндии.
    В течение этого большого оперативного отрезка времени мною не раз отмечались крупные недостатки и пассивность в выполнении флотом своих боевых задач. Указывалось на отсутствие организации взаимодействия надводных, подводных и воздушных сил при нарушении коммуникаций противника, на недостаточное содействие флотом нашим сухопутным войскам в освобождении морских баз и портов Таллинн и Рига, на нецелеустремленность и неактивность в использовании легких сил и, в частности, торпедных катеров, на запоздалое и несвоевременное развертывание резерва подводных лодок в Балтийском море и их плавбаз в портах Финляндии, на плохую организацию боевого обеспечения, в особенности разведки и противолодочной обороны.
    Надо было ожидать, что командующий Краснознаменным Балтийским флотом примет серьезные меры по устранению указанных недостатков и наладит порядок на флоте.
    Однако произведенной по моему приказанию Главным морским штабом с 22 ноября по 12 декабря этого года проверкой боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота установлено, что не только не устранены все ранее отмеченные мной недостатки, но имеется еще ряд новых фактов, свидетельствующих о продолжающейся безынициативности и пассивности в боевой работе флота.

    1. При содействии войскам Ленинградского фронта в очищении от противника полуострова Сворбе (о. Эзель), флотом не была выполнена поставленная ему задача блокировать полуостров, не допустив подвоза резервов и эвакуации войск противника. В результате противник через Ирбенский пролив не только осуществлял систематическое питание своих войск, но и беспрепятственно вывез с полуострова Сворбе две дивизии, чем усилил свою группировку в районе Либава-Тукумс.
    В процессе этой операции 23 ноября с 9 часов 32 мин в течение целого дня крейсер противника типа «Лютцов» безнаказанно и без существенных помех со стороны Краснознаменного Балтийского флота, на виду с нашего берега, из района западнее полуострова Сворбе, при хорошей погоде для использования как кораблей, так и авиации, обстреливал наши войска на полуострове и, получив возможно только незначительные повреждения от нанесенных с большим опозданием двух ударов штурмовиков и бомбардировщиков, причем весьма ограниченным и явно недостаточным числом самолетов, ушел в свою базу.
    Как могло получиться, что столь благоприятная возможность уничтожения эвакуируемых противником морем двух дивизий и появившегося крейсера противника была упущена?

    Это произошло только потому, что:
    а) Краснознаменный Балтийский флот в целом к этой единственной активной операции, проводимой в этот период, по серьезному не готовился. Командующий флотом не придал ей необходимого значения.
    б) Не были поставлены задачи всем соединениям и частям, могущим участвовать в операции. В частности, не было вовсе поставлено задач бригаде подводных лодок и тылу флота. В результате этого, вместо дополнительного развертывания наибольшего числа подводных лодок (в частности двух резервных подводных лодок типа «М»), в операции участвовала лишь одна подводная лодка, а торпедные катера, катерные тральщики, морские бронекатера и канлодки остались без топлива в момент самой интенсивной эвакуации войск противника с полуострова и появления крейсера противника.
    в) Не был использован ближайший к району действий аэродром Кагул (остров Эзель) для штурмовой, торпедоносной и бомбардировочной авиации, хотя к этому были все возможности как по условиям аэродромным, так и материально-технического обеспечения.
    г) Командовавший действующим отрядом кораблей контр-адмирал Святов при постановке задач подчиненным частям самовольно исключил задачу блокады полуострова, неосновательно ссылаясь на отсутствие средств и благоприятной погоды.
    д) По важности выполняемой операции необходимо было руководить ею лично командующему флотом со своим походным штабом и не было необходимости создания специального штаба «операции на море» и назначения командиром этой операции контр-адмирала тов. Святова.

    2. Рижский морской оборонительный район, непосредственно граничащий с противником на море, имея свой штаб расположенным в 50 километрах от линии фронта, за полтора месяца своего существования никакой боевой деятельности не ведет и стремления к этому не имеет, хотя корабли противника продолжают систематически действовать во всем Рижском заливе, а подводные лодки его появляются даже у входа в реку Западную Двину.
    а) Командующий РМОР контр-адмирал тов. Чероков, находившийся с опергруппой своего штаба в Риге с 13 октября, оперативными вопросами вовсе не занимался, а уделял основное внимание размещению штабов, частей и тыла в городе Рига.
    б) Должного оперативного режима в Рижском заливе создано не было.
    Разведка не велась. Дозоры не неслись вовсе. Средств для поиска и уничтожения подводных лодок противника подготовлено не было. Наблюдение организовано не было. Даже не было выставлено поста СНиС на побережье Рижского залива у фланга нашей армии. Не использовался для этой цели остров Рухну, и даже не было известно, оставлен ли он противником; остров был занят только по моему прямому приказанию.
    в) Траление организовано неудовлетворительно. В день проверки в Усть-Двинске и Риге находилось до 20 тральных единиц, но траление магнитных мин могли начать только четыре, так как по халатности штаба и тыла района электромагнитые тралы для остальных кораблей были оставлены в Ленинграде.
    Очередность траления предусматривала только обеспечение ввода кораблей в Западную Двину на зимовку и совершенно не была направлена на расширение своей операционной зоны и обеспечение фарватеров для прохода кораблей, для содействия флангу Красной Армии.
    г) Противодесантной обороной вовсе не занимались. Взаимодействие с частями Красной Армии и использование всех имеемых сил и средств для отражения десанта противника не было вовсе подготовлено.
    д) Командир ОВРа РМОР капитан 1 ранга тов. Мещерский и его штаб боевого управления своими частями вообще не имели, не только обстановки в Рижском заливе, а даже количества тральщиков, занятых тралением, не знали, охраны входа в Усть-Двинск и наблюдения за рейдом не установили, свой штаб разместили в городе Рига в 15-километровом удалении от основного места стоянки кораблей в Усть-Двинске и залива.
    ОХР ОВРа РМОР фактически отсутствовал, так как его личный состав использовался на строительных работах. Ясно, что порядка в Рижском заливе при этом не могло быть.
    ж) Коммуникация противника Виндава-Либава-Мемель - Данциг не подвергается никакому воздействию надводных кораблей флота.

    Исключительно выгодный пункт базирования ударных легких сил флота, как расположенный в центре этой коммуникации порт Швентой, могущий быть/быстро, но при некоторой затрате сил, подготовленным к этому, не использован. Мои неоднократные в продолжении двух месяцев требования о подготовке порта Швентой до сих пор не выполнены без всяких к тому причин. Вместо настойчивых мер по расширению базирования кораблей флота для развития ударов по коммуникациям противника из ее центра по всем направлениям, поступают совершенно неосновательные ссылки на различные трудности, вплоть до попытки доказать невозможность выполнения поставленной мною задачи. Работы по углублению входного фарватера в порт Швентой, начатые после вмешательства Главного морского штаба на месте, затянули до заморозков и появления льда, чем еще больше задержали использование порта Швентой.
    Все это могло иметь место только в результате отсутствия внимания и руководства со стороны командующего флотом важнейшим в настоящий момент на Балтийском театре Рижским морским оборонительным районом.

    3. Военно-воздушные силы флота, отличающиеся в лучшую сторону из всех крупных соединений флота своим стремлением к активной боевой деятельности с хорошо организованным маневренным перебазированием своих боевых соединений и их тылов в ближайшие районы действий (Паланген, Паневежис), давшие увеличение эффективности их использования, все же имеют следующие крупные недостатки:
    а) В боевой деятельности авиации вовсе отсутствует взаимодействие с кораблями флота и береговой обороной.
    б) Несмотря на сравнительно большое напряжение разведывательной авиации (15-й отдельный развеывательный авиационный Таллиннский Краснознаменный полк), воздушная разведка еще стоит на низком уровне. Работа летчиков-разведчиков не целеустремлена на вскрытие характера деятельности флота и авиации противника. Данные разведки отрабатываются поверхностно, глубоко не изучаются. Задачи и способы разведки не совершенствуются.
    Штаб 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллиннского Краснознаменного полка работает неудовлетворительно, а разведывательный отдел штаба ВВС им не руководит.
    в) Оборона передовых аэродромов (Паланген) в условиях непосредственной близости линии фронта и угрозы морского и воздушного диверсионного десанта противника находится в явно неудовлетворительном состоянии.

    4. Таллиннский морской оборонительный район не знал границ своей операционной зоны, в силу чего не имел отчетливого представления, за что он несет ответственность:
    а) Состояние противолодочной обороны в Финском заливе продолжает оставаться плохим. Несмотря на ежедневные обнаружения подводных лодок противника в одном и том же районе устья Финского залива в течение двух месяцев, до сих пор не организована ни одна сколько-нибудь серьезная операция по поиску и уничтожению этих подводных лодок противника.
    б) Штабом района не организовано взаимодействие и связь дозорных кораблей с батареями береговой обороны. Не поставлены задачи ВМБ Порккала-Удд и 260-й отдельной бригаде морской пехоты.

    5. Бригада подводных лодок с момента появления возможности выхода подводных лодок в море шхерами проделала значительную работу. Однако в ее деятельности выявлено ряд крупных недостатков:
    а) Опоздание развертывания базирования подводных лодок на порты Финляндии на целый месяц от момента выхода первых подводных лодок в Балтийское море вызвало задержку организации и нарушение непрерывности боевого управления ими и их боевой деятельности.
    б) Взаимодействие подводных лодок с авиацией до настоящего времени вовсе отсутствует. Подводные лодки данные воздушной разведки о транспортах противника получают через 10-18 час.
    В силу этих причин маневренное и групповое использование подводных лодок не организовано.
    в) Результаты торпедных атак подводных лодок не проверяются, а это приводит к ложному представлению об эффективности их использования.
    Разительным примером является официально зафиксированный случай потопления одним четырехторпедным залпом подводной лодки «Щ-307» одновременно трех транспортов противника, стоявших на якоре на глубинах 8-10 метров у входа в Виндаву, по которому абсолютно никакой проверки ни аэрофоторазведкой, ни другими средствами сделано не было.

    6. Боевое управление флотом продолжает оставаться на низком уровне и не отвечает требованиям активной борьбы с противником.
    а) Военный совет флота не поставил вовсе боевых задач Рижскому морскому оборонительному району и не полностью поставил боевые задачи Таллиннскому 7 морскому оборонительному району, не объявив им границ их операционных зон и не определив границ районов баз, ОВРов и ОХРов внутри самих морских оборонительных районов. Морские оборонительные районы в свою очередь не поставили боевых задач своим соединениям. В результате этого трудно определить, кто за что отвечает и кто кому подчинен. Продолжает оставаться много хозяев в одной и той-же операционной зоне. И не случайно командиру БПЛ поручено руководство обеспечением нашей коммуникации из Швеции до меридиана острова Гогланд, в то время как эта коммуникация проходит через операционную зону Таллиннского морского оборонительного района, а подчиненный непосредственно Таллиннскому морскому оборонительному району командир ВМБ Порккала-Удд переподчинен по этому-же вопросу командиру бригады подводных лодок. Начальник штаба эскадры контр-адмирал тов. Святов, командуя операцией на полуострове Сворбе, в подчинении имел боевые средства Таллиннского морского оборонительного района и бригады шхерных кораблей, подчинялся непосредственно Военному совету флота, а действовал в операционной зоне Рижского морского оборонительного района.
    б) Командующий флотом продолжает до сих пор управлять соединениями не путем постановки задач и жесткого требования их выполнения, а распорядительным порядком по телефонным звонкам.
    в) Оповещение о появлении кораблей противника и переходах морем своих кораблей не организовано. В результате этого о крейсере типа «Лютцов», который обстреливал 23 ноября наши войска на полуострове Сворбе, оповещения по флоту дано не было; 22 ноября около 20 час. в районе Айнажи появилось девять кораблей с огнями; армейские батареи просили разрешения открыть по этим кораблям огонь, что штаб флота запретил, так как определить свои это корабли или противника не мог.
    г) Взаимодействие кораблей, авиации и береговой обороны отсутствует. До сих пор не было не только ни одной совместной операции этих сил для удара по конвоям противника, но даже каждая из них не знает зон действия другого, а в результате: 18 ноября в 16 час. 07 мин. и в 16 час. 20 мин. наши торпедные катера были атакованы нашими же самолетами в районе восточное полуострова Сворбе; 28 ноября в Данцигской бухте наш самолет-торпедоносец атаковал подводную лодку, хотя в этом районе находилась наша подводная лодка.
    д) Оперативная разведка на театре организована плохо. Развертывание радиоразведывательных средств и разведывательной группы в районе Швентой-Паланген произведено с опозданием и только по указанию Главного морского штаба. В результате отсутствия взаимодействия между различными силами и средствами разведки, непрерывность ее на театре не достигнута. Должного анализа и вывода по данным разведки штабом флота и штабами соединений не производится, а это приводит к положению, при котором задания на разведку не целеустремляют исполнителей на совершенствование способов разведки и улучшение ее результатов.
    е) Связь в Таллиннском и Рижском морских оборонительных районах находится на низком уровне. Время прохождения телеграмм и их искажаемость увеличились с августа по ноябрь месяц вдвое. Узел связи штаба флота, состоящий из 144 чел. бездействует, а обеспечение флота связью осуществляют во вред своим прямым задачам органы службы наблюдения и связи Таллиннского морского оборонительного района. Мой приказ № 0733 от 12 сентября 1944 г.* об оборудовании к 15 ноября десяти подводных лодок перископными антеннами не выполнен.
    ж) Командные пункты соединений Рижского морского оборонительного района находятся в неудовлетворительном состоянии. Командные пункты Таллиннского морского оборонительного района требуют значительного улучшения. Отсутствует единое понимание организации командных пунктов на флоте. Нет стремления защитить командные пункты от бомб противника.
    з) Наставления и другие документы, регламентирующие оперативный режим и взаимодействие соединений флота, до сих пор штабом флота не отработаны.

    Указанные беспорядки и упущения в боевой деятельности флота объясняются общей пассивностью на Краснознаменном Балтийском флоте и в первую очередь неправильным стилем руководства командующего флотом и слабой работой штаба флота.
    За плохое руководство соединениями, неорганизованность и бессистемность в работе, за указанные упущения на флоте командующему флотом адмиралу тов. Трибуц В. Ф. объявляю строгий выговор.
    За плохую организацию боевого управления начальнику штаба флота контрадмиралу тов. Петрову объявляю выговор.
    За недопустимо плохую работу оперативного отдела штаба флота начальнику отдела контр-адмиралу тов. Ладинскому объявляю строгий выговор и предупреждаю его, что если он немедленно резко не улучшит работу оперативного отдела, то будет с занимаемой должности снят с понижением.
    За отсутствие организации боевой деятельности в Рижском морском оборонительном районе командующему им контр-адмиралу тов. Черокову объявляю строгий выговор и предупреждаю о неполном служебном соответствии.
    За плохое состояние связи на флоте начальнику отдела связи КБФ генерал-майору береговой службы тов. Зернову объявляю выговор.
    Командира ОВРа Рижского морского оборонительного района капитана 1 ранга тов. Мещерского, как несправившегося со своими обязанностями, от занимаемой должности отстранить.
    Начальника штаба ОВРа Рижского морского оборонительного района капитана 3 ранга Паршина отстранить за бездеятельность от занимаемой должности и назначить с понижением.

    Приказываю:
    1. Военному совету КБФ указанные безобразия и упущения решительными мерами устранить и навести порядок на флоте, для чего устанавливаю срок 1 марта 1945 г.
    2. Начальнику Главного морского штаба проверить после 1 марта 1945 г. исполнение настоящего приказа и результаты доложить мне.
    3. Настоящий приказ довести до сведения только военных советов флотов и флотилий, начальников центральных управлений НК ВМФ и начальника Военно-морской академии.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39844, л. 261-272. Подлинник.


    оглавление
  11. ПРИКАЗ О ВЫВОДАХ ПО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ ЗА 1944 г.

    № 00700
    27 декабря 1944 г.




    В 1944 г. боевая подготовка флотов и флотилий проводилась в условиях активной боевой деятельности большинства флотов и флотилий по очищению совместно с Красной Армией советской территории, занятой противником.
    При этом флоты (флотилии) достигли ряда успехов в совместно проводимых с Красной Армией операциях, которые явились лучшим видом проверки боевой подготовки флотов (флотилий) и способствовали дальнейшему ее росту и закреплению отработки взаимодействия разнородных сил флота между собой и с Красной Армией.
    Боевая деятельность флотов (флотилий) дала самое ценное - боевой опыт, использование которого позволило еще более поднять боеспособность флотов (флотилий).
    Повышение уровня оперативно-тактической подготовки и улучшение подготовки штабов соединений явились основными факторами успешных операций, проведенных флотами (флотилиями) в 1944 г.
    За 1944 г. отработано и проверено в практике боевых действий и боевой подготовки:

    - оперативное использование ВВС;
    - охрана своих коммуникаций (конвоирование) при взаимодействии кораблей различных соединений (СФ);
    - поиск и атака подлодок противника средствами ПЛО во взаимодействии с авиацией (СФ, ТОФ);
    - взаимодействие базового ДОЗК с кораблями поддержки, с авиацией и береговой обороной (ТОФ);
    - массированные удары торпедных катеров по кораблям и транспортам противника самостоятельно (СФ) и во взаимодействии с бомбардировочной, торпедоносной и штурмовой авиацией (ТОФ);
    - набеговые действия торпедных катеров на базы и якорные стоянки самостоятельно (КБФ, ЧФ) и во взаимодействии с надводными кораблями и авиацией (СФ, ТОФ);
    - ночной поиск противника авиацией и эсминцами с наведением торпедных катеров (ТОФ) и совместная ночная атака торпедных катеров и эсминцев (СФ);
    - взаимодействие артиллерии БО с артиллерией КА и частями морской пехоты;
    - связь взаимодействия самолетов с катерами, надводными кораблями и подводными лодками - только частично;
    - взаимодействие наземных средств ПВО с истребительной авиацией;
    - тактический прием одновременной атаки торпедами и артиллерией с эсминцев (СФ, ТОФ);
    - нанесение удара несколькими подводными лодками по конвою, путем сосредоточения их в одном районе по данным разведки (СФ, ТОФ);
    - инженерное обеспечение базирования соединений флота, а также инженерное обеспечение операций, проводимых соединениями кораблей совместно с сухопутными войсками БО.

    Боевая подготовка на флотах (флотилиях) в 1944 г. проводилась, в основном, в простых условиях и без повторных тренировок в море по применению маневра и использованию оружия.
    Боевая подготовка была направлена, главным образом, на привитие личному составу навыков в практическом использовании боевых средств кораблей, частей. Планирование и организация БП стали более четкими и отвечали, в основном, задачам боевой деятельности флотов (флотилий).
    Специальная боевая подготовка соединений и частей флотов (флотилий) к выполнению предстоящих им операций стала неотъемлемой частью подготовки операции.
    Боевая подготовка за 1944 г., в целом, характеризуется, как дальнейшее повышение оперативно-тактической подготовки флотов (флотилий) и их офицерского состава, его умения организовать взаимодействие и управлять в бою при выполнении боевых задач.
    Несмотря на успехи, достигнутые в 1944 г. в боевой подготовке, флоты и флотилии еще имеют ряд существенных недочетов, снижающих общий уровень подготовленности флотов и флотилий.
    Руководящий офицерский состав еще не приобрел должных навыков в планировании и организации взаимодействия различных родов морских сил, особенно авиации и кораблей флота в сложных операциях флота с частями КА.
    Штабы не научились организовывать развитие успеха в операциях до полного уничтожения противника. Подготовка резервов и сосредоточения их в решающий момент на решающем направлении с точной увязкой и согласованностью по времени и месту с действиями основных сил в операции еще не отработана.
    При передвижении КП флотов и флотилий организации связи внимания не уделялось. Связь КП флотов (флотилий) с подчиненными соединениями, частями в период перехода прекращалась, а по прибытии на место осуществлялась с перебоями продолжительное время (КБФ, ДФ, ЧФ).
    Тылы недостаточно подготовлены к обеспечению морских и речных операций в условиях изменения базирования сил флота.
    В боевой подготовке штабов, соединений, кораблей и частей имеют место следующие недостатки:

    Оперативно-тактическая подготовка офицерского состава ВМФ:
    а) при планировании операции, особенно взаимодействия в них различных сил, элемент времени и особенности районов действий учитываются недостаточно, тактическое взаимодействие разнородных соединений при проведении операций организуется и проводится неудовлетворительно, особенно ВВС с кораблями и подводными лодками (кроме СФ);
    б) при проведении конкретных операций имеет место недооценка необходимости разведки, неумелое ее планирование и проведение. Организация воздушной разведки на театре не на должной высоте (особенно на КБФ), вскрытие намерений и характера деятельности противника происходит с большим опозданием;
    в) недостаточно совершенствование методов, организации и планирования смелых наступательных операций при взаимодействии всех родов морских сил, особенно на коммуникациях противника и защите своих коммуникаций (КБФ);
    г) организация взаимодействия морских сил при бое в море не отработана;
    д) отдельные приемы тактического взаимодействия, отработанные и примененные на отдельных флотах, на остальных флотах не изучаются и не применяются (организация поиска и атаки подводных лодок, ночной поиск и атака торпедных катеров во взаимодействии с авиацией - на ЧФ);
    е) слаба отработка взаимодействия частей ДЕС, высадившихся на берег, с кораблями поддержки (КБФ, ЧФ);
    ж) недостаточно уделяется внимания созданию и поддержанию противолодочного режима на театрах;
    з) не достигнута скрытность подготовки операций, нарушается режим радиообмена и разведки;
    и) недостаточно осваиваются новые тактические и технические способы и приемы гидрографического обеспечения послевоенного траления;
    к) новая техника не применяется полностью вследствие недостаточного ее освоения;

    надводные корабли (и ПМО) ВМФ:
    а) штабы и управления однородных соединений еще как органы БУ для сложной обстановки боя подготовлены недостаточно;
    б) недостаточно отрабатываются взаимодействие торпедных катеров с авиацией ночью;
    в) ПВО кораблей и соединений в сложных условиях не отрабатывалась, наведение ИА с кораблей не отработано;
    г) недостаточно отрабатывается проводка кораблей за тралами с обвехованием протраленной полосы ночью на реках;
    д) отсутствует практика на тралящих кораблях по тралению боевых неконтактных мин (КАФ);
    е) морская выучка по овладению маневрами корабля в соединении (совместные съемки и постановки на якорь, эволюции и др.) недостаточна - учений проводится мало;
    ж) нет навыков у командиров эсминцев и сторожевых кораблей в маневрировании в сложных условиях (прорезание строя, движение через походные ордера, перемена места, сложные эволюции);
    з) недостаточна тактическая подготовка командиров торпедных катеров по выходу в торпедную атаку - неправильное занятие позиции, неправильное определение аргументов цели, неправильное маневрирование по уклонению от артогня (КБФ);
    и) недостаточно идет освоение приборов радиолокации для использования их при выходе в торпедную атаку (СФ, ЧФ);
    к) игнорируется применение камуфляжа на кораблях для целей маскировки (ЧФ);
    л) организация ГКП кораблей еще находится на низком уровне;
    м) количество аварий кораблей и механизмов продолжает оставаться еще высоким, в особенности на малых кораблях и катерах (КБФ КАФ);
    н) надводные корабли, вооруженные гидроакустической аппаратурой, к активной борьбе с подводными лодками еще не подготовлены (исключая СФ);

    подводные лодки (и ПЛО) ВМФ:
    а) недостаточна оперативно-тактическая подготовка офицеров штабов соединений подводных лодок и кораблей ПЛО, а также их командиров (КБФ, ЧФ);
    б) недостаточно уделяется внимания отработке взаимодействия катеров охотников за подводными лодками с авиацией и торпедными катерами (КБФ, ЧФ), а также не отрабатывается взаимодействие катеров с БШПС;
    в) не уделяется внимания подготовке катеров морпогранохраны по ПЛО (ТОФ);

    ВВС и ПВО ВМФ:
    а) тактическое взаимодействие ударных групп торпедоносцев, бомбардировщиков, штурмовиков и прикрывающих их истребителей отработано недостаточно (СФ, КБФ, ЧФ, ТОФ);
    б) методы отвлечения противника в ходе боя отрабатываются и практикуются недостаточно;
    в) недостаточна подготовка ПВО к отражению массированных налетов ВВС противника в ночных условиях;
    г) отстает подготовка летчиков-ночников ИА ПВО (СФ, КБФ);
    д) отработка инструментального наведения истребителей с центральных постов слаба;
    к) централизованное управление огнем дивизиона (группы батарей) не отработано;
    ж) высока аварийность, как следствие недисциплинированности летного состава и отсутствия должной организации летной работы и контроля за ней (особенно ТОФ);

    береговая оборона ВМФ:
    а) тактическая подготовка офицерского состава, в особенности командиров дивизионов, недостаточна;
    б) подготовка штабов по организации и планированию боя недостаточна;
    в) взаимодействие частей береговой обороны в системе ВМБ отработано недостаточно;
    г) береговая артиллерия медленно осваивает сложные виды артстрельб на море, в особенности с корректировкой самолета и применением САБ;
    д) подготовка морской пехоты проводится недостаточно целеустремленно, части морской пехоты медленно осваиваются с морской обстановкой - условий к этому на флотах не создано;
    е) подготовка частей и соединений по маскировке от воздушного противника находится на низком уровне;

    штурманская подготовка ВМФ:
    а) недостаточное знание частью командиров кораблей и штурманов театра (ЧФ) и гидрометеорологического режима на театре (СФ);
    б) штурманская подготовка командиров малых кораблей и катеров еще низкая (КБФ);

    артиллерийская подготовка ВМФ:
    а) корабли к сложным артстрельбам не подготовлены (исключая ТОФ) внезапные короткие стрельбы не проводятся, стрельбы в сложных метеорологических условиях и в темное время проводятся недостаточно, возможности ПУС полностью не используются;
    б) подготовка к совместным стрельбам по морским и воздушным целям недостаточна;
    в) корректировочная авиация не нашла еще должного применения ее при артстрельбах;
    г) как правило, с началом года подготовка начинается снова, несмотря на подготовленность личного состава к проведению более сложных задач;
    д) огневая подготовка к конкретным операциям проводится недостаточно;

    минно-торпедная подготовка ВМФ:
    a) подготовка крейсеров к одиночным торпедным стрельбам и эсминцев к совместным торпедным стрельбам недостаточная;
    б) сравнительно низкая успешность применения торпедного оружия торпедными катерами и самолетами торпедоносцами - стрельбы проводятся с больших дистанций, торпедные прицелы не всегда используются;
    в) по-прежнему велик процент потерь и потоплений торпед (ТОФ);
    г) не осваиваются и не используются мины «АГ», «ГМЗ» и «СА»;
    д) не отрабатываются аэрофоторазведка минных полей (кроме КБФ) и обнаружение минных полей «УЗПН» (кроме СФ);
    е) недостаточное внимание торпедным стрельбам с торпедных катеров (ЧФ);

    связь ВМФ:
    а) не достигнута бесперебойная связь взаимодействия разнородных соединений флота и частей Красной Армии, особенно в десантных операциях;
    б) не отрабатывается использование простейших средств связи (фонарь, семафор, указки Раффа, свисток) между подразделениями морской пехоты (отделение - взвод) и средствами усиления;
    в) система опознавания отработана недостаточно, в особенности при распознавании кораблей самолетами (СФ, КБФ, КАФ);
    г) гидроакустики надводных кораблей отрабатываются недостаточно, учений проводится мало;

    химическая подготовка ВМФ:
    а) недостаточно отработана ПХО вновь организованных ВМБ;
    б) самолеты «ДЗ» для обеспечения торпедных атак кораблей и авиации не отработаны (иск. ТОФ);
    в) части морской пехоты к использованию дымсредств при высадке десанта не подготовлены;

    электро-механическая подготовка ВМФ;
    а) на кораблях и батареях не отрабатываются приемы боевого применения технических средств (СФ, КБФ, ЧФ);
    б) мероприятия по поддержанию максимальной скорости хода и дальности плавания кораблей проводятся недостаточно настойчиво (СФ, КБФ, ЧФ);
    в) продолжает иметь место отработка задач по живучести без учета опыта войны - не на ходу, без фактического испольозвания материальной части и применения средств имитации (СФ, КБФ, ЧФ);

    медико-санитарная служба ВМФ:
    а) офицерский состав береговых частей недостаточно подготовлен в вопросах санитарного обеспечения части;
    б) недостаточно уделяется внимания подготовке офицеров медицинской службы по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению кораблей и частей;
    в) отсутствуют подготовленные заместители боевых санитаров и боевых санитаров-носильщиков, что снижает качество оказания первой помощи;

    подготовка по маскировке ВМФ:
    а) отсутствует должная тактическая целеустремленность в подготовке по маскировке;
    б) недостаточна подготовка специалистов по маскировке для производства контроля маскировки объектов визуальным наблюдением с воздуха и дешифрованием аэрофотоснимков;
    в) слабо изучение приемов противника по маскировке (ЧФ);

    физическая подготовка ВМФ:
    а) на флотах и флотилиях большое количество личного состава, не умеющего плавать - 10-12%;
    б) лыжная подготовка личного состава частей недостаточна;
    в) повседневная физическая подготовка личного состава недостаточна, положенное время на физическую подготовку не используется;
    г) офицерский состав физической подготовкой занимается по-прежнему недостаточно;

    планирование и организация боевой подготовки:
    а) командирам соединений и кораблей недостаточно предоставляется самостоятельность и инициативе в планировании БП на основе «плановой таблицы совместных учений и игр разнородных соединений»;
    б) учет действительной подготовленности соединений, кораблей и частей, на основе собственной оценки командира (доложенной командованию), не стал еще исходным моментом для планирования своей БП;
    в) оценка подготовленности соединений, кораблей и офицерского состава производится еще путем формального приема и сдачи зачетов, а не повседневным контролем;
    г) планирование отработки задач БП еще базируется на формальном соблюдении последовательности выполнения и сдачи задач курсов и программ;
    д) командиры ВМБ еще недостаточно координируют и обеспечивают БП соединений (кораблей, самолетов и подводных лодок), базирующихся на них.

    Изменение военной обстановки на ряде воюющих флотов, уменьшение, а в отдельных случаях и прекращение помех для боевой подготовки кораблям со стороны авиации и подводных лодок противника и понижение оперативного напряжения позволяют в 1945 году боевую подготовку целеустремить, начиная с зимнего периода, к боевым действиям в море - на отработку тактических приемов при проведении активных боевых операций, опирающихся на систему военно-морских баз.
    Приказываю:
    а) командующим - СФ, КБФ, ЧФ, ТОФ, БФ, КДФ, ДФ, КФ, и КАФ:
    - ликвидировать имеемые недостатки в БП;
    - БП планировать, исходя из поставленных флотам и флотилиям оперативных задач;
    - обратить больше внимания на практическую отработку на тактических учениях тактики и тактического взаимодействия, вытекающих из задач разнородных соединений, попутно отрабатывая задачи одиночного корабля, однородного соединения; одиночное обучение кораблей (частей) не должно служить тормозом в БП соединения в целом.
    б) начальнику ГМШ ВМФ:
    - проверить на флотах и флотилиях соответствие оперативно-тактических документов требованиям современности и доложить результаты к 1 июля 1945 г.;
    - проследить за соответствием планирования БП требованиям существующей системы, контролем и методикой ее проведения.
    в) начальникам ВВС ВМФ, БО ВМФ, ПП ВМФ:
    - согласовав с нач. УБП ГМШ ВМФ, дать на флоты (флотилии) на основе циркуляра нач. ГМШ ВМФ 0919-44 г. организационно-методические указания по БП своих сил;
    г) начальникам ЦУ НКВМФ:
    - согласовав с нач. УБП ГМШ, дать на флоты (флотилии) на основе циркуляра нач. ГМШ ВМФ № 0919-44 г. организационно-методические указания по БП своих частей по специальности.

    Развертывая подготовку флотов для боя в море, не забывать ближайших задач боевой деятельности соединений различных родов морских сил и быть всегда готовым к их выполнению.
    Приказ довести до командиров соединений (частей), а также начальников штабов и начальников политотделов соединений.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39844, л. 274-287. Подлинник.


    оглавление
  12. ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, ФЛОТИЛИЮ ОФИЦЕРОВ, ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННЫМИ ТРИБУНАЛАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА ДО ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ

    № 0935
    28 декабря 1944 г.




    При отправке в действующие флоты, флотилии офицеров, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания военных действий (примечание 2 к ст. 28 У К РСФСР), приказываю руководствоваться следующим:
    1. В штрафные части направлять:

    а) офицеров, осужденных военными трибуналами с лишением воинского звания;
    б) офицеров, осужденных военными трибуналами хотя и без лишения воинских званий, но за тяжкие преступления (убийство, разбазаривание военного имущества, злостное хулиганство и др.).
    Срок пребывания в штрафной части устанавливать приказом командующего флотом (флотилией), где служит осужденный, сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

    2. В штрафные части действующих флотов, флотилий не направлять офицеров, осужденных военными трибуналами без лишений воинских званий, если совершенные ими преступления не являются тяжкими. Этих офицеров использовать на офицерских должностях в боевых частях действующих флотов с понижением по должности.
    3. Офицерский состав, подлежащий направлению в штрафные части согласно раздела 1-го пунктов «а» и «б» настоящего приказа, отправлять:
    а) осужденных на Краснознаменном Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах и на Краснознаменной Амурской флотилии - в штрафные части Краснознаменной Днепропетровской флотилии, гор. Пинск;
    б) осужденных на Черноморском флоте и Каспийской флотилии - в штрафные части Дунайской флотилии, гор. Измаил.
    4. Осужденных военными трибуналами с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий офицеров направлять в действующие флоты, флотилии следующим порядком:
    а) офицеров, осужденных с лишением офицерского звания, направлять на одинаковых основаниях с осужденными лицами рядового и старшинского состава;
    б) офицеров, осужденных без лишения звания, но за тяжкие преступления, сосредоточивать во флотском экипаже и отправку производить командами со старшим из офицеров не реже двух раз в месяц. По прибытии на действующий флот, флотилию команда поступает в распоряжение отдела кадров офицерского состава флота, флотилии и направляются в штрафные части, где используются на общих основаниях, установленных «Положением о штрафных частях»;
    в) офицеров, осужденных на недействующих флотах, флотилиях без лишения воинского звания, не подлежащих направлению в штрафные части (раздел 2 настоящего приказа), направлять на действующие флоты одиночным порядком. Осужденных на Тихоокеанском флоте и Краснознаменной Амурской флотилии направлять на Северный флот; осужденных на Каспийской флотилии направлять на Дунайскую флотилию. Копии приговоров выдавать этим офицерам на руки, а вторые экземпляры приговоров посылать почтой начальнику отдела кадров офицерского состава соответствующего флота, флотилии.
    5. Военным советам действующих флотов и флотилий применять разжалование офицерского состава в рядовые и посылку в штрафную часть без приговоров военных трибуналов только за трусость и неустойчивость (приказ НКВМФ 270-1942 г.).

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39838, л. 353-355. Подлинник.


    оглавление

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru