Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

ПРИКАЗЫ И ДИРЕКТИВЫ

Народного комиссара ВМФ CCCP в 1942 году


  1. 6 января 1942 г. Директива военному совету ЧФ об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 г.

  2. 30 января 1942 г. Приказ о повышении боевой готовности флотов на 1942 г.

  3. 7 марта 1942 г. Директива военному совету СФ о развертывании подводных лодок для прикрытия конвоя

  4. 21 марта 1942 г. Приказ о случаях потери и гибели личного состава верхней вахты на подлодках в боевых походах

  5. 23 апреля 1942 г. Приказ о переводе подводных лодок на Северный флот

  6. 21 мая 1942 г. Директива заместителю наркома ВМФ тов. Исакову И. С. об усилении борьбы на коммуникациях противника

  7. 26 мая 1942 г. Директива военному совету СФ об увеличении количества подлодок для обеспечения конвоя

  8. 14 июня 1942 г. Приказ о принятии мер по изжитию аварий навигационного характера на кораблях ВМФ

  9. 29 августа 1942 г. Приказ об опыте использования индивидуальных спасательных аппаратов на подводных лодках в отечественную войну

  10. 16 сентября 1942 г. Приказ о нарушении организации службы и ослаблении внимания к вопросам боевой подготовки на подводных лодках действующих флотов

  11. 22 сентября 1942 г. Директива об усилении противодействия перевозкам противника на Черном море

  12. 24 сентября 1942 г. Приказ об аварийности в ВМФ и мероприятиях по ее ликвидации

  13. 3 октября 1942 г. Директива о нарушении формы одежды

  14. 21 ноября 1942 г. Директива о правдивости донесений по потерям противника

  15. 1 декабря 1942 г. Директива Военному Совету ЧФ об увлечении репрессивными мерами на флоте

  16. 10 декабря 1942 г. Приказ о порядке выдачи водки личному составу кораблей и частей действующих флотов и флотилий

  17. 26 декабря 1942 г. Приказ о порядке назначения и перемещения начсостава ВМФ


  1. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЧФ ОБ ИТОГАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 1941 г.
    № 159/ш 6 января 1942 г. 21.25.

        Итоги подводной войны ЧФ за 6 месяцев войны показывают абсолютно неудовлетворительные результаты и невыполнение вами моих приказаний в части использования подлодок.

        Из общего числа 44 подлодок ЧФ к началу войны и 54 к концу периода за полгода утоплено 7 транспортов противника, в то же время погибло 7 наших подводных лодок. Таким образом каждый транспорт обходится нам ценой одной лодки.

        Для сравнения сообщаю, что Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны и 21 лодку к концу периода, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки. Условия на Севере отличны от Черноморских, однако не менее сложные и трудные.

        Причины срыва подводной войны на коммуникациях противника:

        1. Слабое напряжение подлодок. На коммуникации противника от Босфора до Одессы выставлялось только 5-6 подлодок. 18 ноября Вам было приказано увеличить число позиций до 14. Вместо этого число позиций было снижено до 3.

        2. Бесцельное использование подлодок не по назначению, вроде обстрела из одной пушки Ялты, что мною было вам запрещено. Сейчас в Коктебеле высажен десант в 20 человек с подлодки, что с успехом мог бы сделать катер МО.

        3. Бесцельное несение дозора подлодок перед Поти, где за 6 месяцев войны ни разу не появился ни один корабль или подлодка противника, на что вам также было мною указано.

        4. Плохая работа оперода и штаба ЧФ в части планирования и организации операций подлодок, без анализа обстановки, без помощи подлодкам в обеспечении решения их главной задачи.

        Разведка самих позиций не делается. Очевидно, что «Щ-204», «Щ-211», «С-34» погибли, а «Щ-205» и «Л-4» подорвались на позиции № 28, и все же подлодки продолжали посылаться одна за другой и к 24 декабря туда же выслана «Щ-207».

        Ожидаю выполнения моих приказаний по использованию ПЛ и доклада, что сделано вами в результате анализа опыта первого полгода войны с тем, чтобы уменьшить потери своих подлодок и увеличить воздействие на коммуникации противника.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12616, л, 126-127. Подлинник.


    оглавление
  2. ПРИКАЗ О ПОВЫШЕНИИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ФЛОТОВ НА 1942 г.
    № 00400 30 января 1942 г.

    1

        Повышение боевой готовности и боевой мощи Военно-Морского Флота СССР в 1942 году для совместного с Красной Армией разгрома фашистских сил должно идти за счет максимального использования военного опыта, накопленного за 7 месяцев войны, и направленной боевой подготовки в любое время, допускаемое обстановкой.

    2

        При этом целеустремленность всех видов БП должна быть направлена на решение конкретных оперативных задач, поставленных флотам и флотилиям Верховным Главнокомандованием через соответствующее фронтовое командование, и отвечать фактической обстановке, сложившейся на театре.

    3

        Подвиги наших моряков-подводников, летчиков, надводных кораблей и бойцов береговой обороны и морских бригад, героические примеры защитников Ханко, Севастополя, Ленинграда и многих других показывают, какими замечательными кадрами располагает Военно-Морской Флот СССР и что можно делать с ними при надлежащем руководстве.

        Боевая живучесть новых кораблей и успехи основного оружия флота - морской артиллерии при обороне Ленингрда или подводников Северного флота, потопивших более 50 фашистских транспортов и кораблей при безотказном действии торпед <53-38>; новые самолеты и авиавооружение показывают наглядно, что Военно-морской Флот СССР имеет вполне современное и надежное оружие, безотказно уничтожающее врага при условии, если это оружие отлично содержится и люди хорошо обучены его использованию.
    Снабжение флотов бесперебойно обеспечивало их боевую деятельность.

        Таким образом, у нас есть все необходимое, чтобы окончательно разгромить врагов. <Враг будет разбит. Победа будет за нами>.

        Для ускорения победы над фашистами военным советам флотов и флотилий надлежит: поддерживая постоянную боевую готовность всех сил и средств, одновременно всеми мерами добиваться быстрейшей ликвидации слабых сторон подготовки, управления и обеспечения боевой деятельности вверенных им частей и соединений, для чего ПРИКАЗЫВАЮ:

    4. В области оперативной и тактической.



        1. Произвести фактическое усиление обороны баз флота с суши в части выделения дополнительных материальных средств, создания и оборудования современной оборонительной системы, организации взаимодействия флота и авиации с гарнизоном сухопутного фронта базы и обязательного согласования плана обороны с армейским командованием.

        2. Закрепить в приказах или кратких наставлениях основне формы и методы взаимодействия с Красной Армией, освоенные на опыте совместных боевых операций (высадка десанта, поддержка фланга огнем кораблей, совместные удары ВВС флота и армии, оперативные перевозки и т. д.).

        3. Ни в коем случае не ослаблять дальнейшего освоения сложных форм взаимодейтвия массированных соединений флота и ВВС для решительных ударов по главным объектам противника (эскадре, десанту, базе). Несмотря на то, что до сих пор таких примеров было мало, в последующей фазе войны все это может понадобиться и возможно сыграет решающую роль.

        4. Решительно улучшить планирование и систематическое управление операциями подлодок на коммуникациях противника. Малоуспешный опыт ЧФ и весьма успешный опыт СФ подтвердили, что ПЛ ПЛ наносят громадный ущерб врагу и несут сами минимальные потери только при условии, если ими управляют из одного штаба, управляют непрерывно, скрупулезно и систематически изучают обстановку, непрерывно обеспечивают ПЛ ПЛ данными разведки театра и противника всеми средствами, включая данные от самих подлодок, и когда их операции планируются не изолированно, а во взаимодействии с ВВС и надводными силами.

        5. Сейчас, когда в результате семимесячной боевой деятельности флотов многие районы моря оказались заминированными как нами, так и противником, особое внимание уделить созданию и поддержанию выгодного для нас режима на театре.

        Сюда относится:

        а) поддержание необходимых минных и сетевых заграждений и очистка опасных районов, нужных для плавания наших кораблей;

        б) организация безопасного плавания по фарватерам, обеспечивающим наши коммуникации (траление старых фарватеров, создание новых; гидрографическое обеспечение фарватеров; воздушное прикрытие конвоев и т. д.);

        в) организация конвоев, усиление ПЛО в пределах ОВРов баз, коммуникаций и маневренных районов театра;

        г) непрерывное наблюдение всеми средствами (СНиС ВВС, РР, техническими средствами и т. д.) за теми же районами для своевременного обнаружения постановки мин противником с самолетов, надводных кораблей или с подлодок.

        6. Запретить использование кораблей для выполнения ими не свойственных задач, без крайней к тому необходимости, т. к. это одновременно ослабляет нас на других направлениях и влечет к непроизвольному расходу ресурса механизмов или боезапасов (использование боевых ТК для посыльной службы на КБФ; обстрел Ялты одной ПЛ на ЧФ и т. д.).

        7. Решительно улучшить разведку сил противника и театра всеми имеемыми средствами и методами.В лучшем случае командование и штабы знают, с каким противником находятся в соприкосновении наши силы. Глубина боевого порядка противника разведуется слабо, система базирования, особенно в части ее изменений (базы флота, аэродромы, не они сами, а силы на них базирующиеся в каждый данный момент, также как и коммуникации противника, его резервы и ресурсы) разведуются очень плохо. Разведывательная служба на всех флотах поставлена еще плохо.

        Необходимо более систематически заниматься планированием, организацией и обеспечением разведки во всех звеньях штабной службы, начиная от штабов флотов и до отдельных частей, кораблей, самолетов.

        Хорошее выполнение разведзаданий поощрять.

        Решительно улучшить и расширить использование фоторазведки ВВС.

    5. В области закрепления новых тактических приемов и применения оружия

        1. В процессе выполнения боевых операций флоты приобрели новые тактические навыки и приемы, освоение которых повышает боевую мощь флота.

    Например:
    1) постановка минзаграждения с ТК ТК и самолетов на внутренних фарватерах противника (ВТК и ВВС КБФ);
    2) высадка оперативного десанта с боевых кораблей (ЧФ в Феодосии);
    3) марш-маневр крупных войсковых соединений через лед (ЧФ);
    4) задымление главной базы флота при артиллерийском обстреле (КБФ) и другие.

        Однако без должного закрепления этой практики в соответствующих наставлениях, хотя бы и временных, этот опыт будет оставаться в пределах одной части, не передаваясь другим соединениям и другим флотам для дальнейшего совершенствования.

        ВС флотов в кратчайший срок издать подобные боевые наставления и, введя их в жизнь, представить мне через ГМШ для решения о внедрении их в действие на других флотах.

        2. Ни в коем случае не допусктаь ослабления внимания к готовности оружия, еще не нашедшего случаев боевого применения из-за сложившейся обстановки.

        Примером может служить торпедное вооружение миноносцев. За 7 месяцев ни в одном флоте не было случая торпедной атаки ММ и ЛД кораблей противника.

        Противник до сих пор уклонялся от решительной схватки с нашими надводными силами, решая свои задачи на море, главным образом, при помощи подлодок, авиации или мин. Однако было бы преступным снизить уровень готовности всей материальной части или БП личного состава БЧ-3 миноносцев, т. к. в решительную минуту она может внезапно понадобиться и сыграть решающую роль в бою.

        В той же мере это относится к химическому вооружению кораблей, авиационных и сухопутных частей флотов, т. к. не исключена возможность внезапного химического нападения со стороны врага.

        3. Отмечается очень робкое использование торпедного оружия с самолетов (только СФ), несмотря на то, что опыт морской войны в Средиземном море и в Тихом океане показал примеры исключительно эффективного его использования.

        Необходимо подготовить и применить торпедометание с самолетов по боевым кораблям и транспортам противника в сочетании с одновременным бомбовым ударом самими ВВС или атакой ТК ТК или легких сил.

        4. Учитывая все возрастающую угрозу для кораблей всех классов со стороны авиации, необходимо дальше работать над тактикой ПВО кораблей и соединений и над повышением эффективности огня всех противовоздушных средств.

        5. Уничтожение магнитных и аккустических мин должно быть первейшей заботой штабов флотов и баз, начиная с организации наблюдения за их постановкой противником, регистрации и траления при помощи соответствующих средств или импровизированных приспособлений.

        Успешный опыт уже есть на ЧФ и КБФ. УБП совместно с МТУ помочь распространить этот опыт на все театры в самый короткий срок.

        6. Особое внимание уделить практическому освоению нового оружия и средств ( на катерах, приборы <Асдик>* и т. д.), поступающих на вооружение флотов.

    6. В области управления:

        1. Почти на всех воюющих флотах многократно отмечается запаздывание боевых донесений и приказаний из-за плохой работы штабов и громоздкости методов управления.

        Начальникам штабов флотов пересмотреть схемы организации связи, все действующие ТУС'ы, методы кодирования по картам квадратов и т. д., особенно для таких действий, которые требуют быстрого управления (корректировка огня, наведение, данные тактической разведки, служба ВНОС и т. д.) и всемерно их упростить. (БУМС-37, ст. ст. 46 и 56).

        2. Почти на всех флотах были недопустимые случаи обстрела своих самолетов, а также ТК ТК (КБФ), нередко с тяжелыми последствиями.

    Это является следствием:
    а) плохой системы и дисциплины опознания,
    б) и безответственности в деле оповещения.

        Военным советам флотов и флотилий пересмотреть систему опознания и оповещения для кораблей и самолетов в сторону их упрощения и надежности, добиться четкой организации этой отрасли управления и ни один случай нарушения, даже не повлекший к печальным последствиям, не оставлять безнаказанным.

        Никто не имеет права попустительствовать в том случае, когда это объективно играет на руку врага.

        3. Плохо то, что разведка работает еще неудовлетворительно, но еще хуже то, что те немногочисленные данные, которые дает разведка, используются плохо или вовсе остаются неиспользованными.

        ТК ТК КБФ перед выходом в операцию сами опрашивали посты СНиС и командиров кораблей об обстановке, вместо того чтобы получать ее от штаба флота. На ЧФ были случаи, когда обнаруженные ПЛ мины на позиции не передавались тотчас всем остальным и т. д.

        4. На всех флотах плохо поставлена отчетность по выполняемым боевым действиям и исключительно низка культура учета расхода людей или материальных ресурсов.

        Военные советы, не требуя сами кратких и сжатых отчетов от подчиненных, тем самым приучают их к безответственности и лишают себя возможности контролировать или передавать их опыт другим соединениям.

        Кроме того, без правильного учета расхода и потерь (а также трофеев) нельзя планомерно восполнять эти потери и обеспечить боевую деятельность частей, соединений или флота в целом. Отсутствие хорошего учета влечет за собой завышение заявок, что в процессе напряженной войны является преступным или приводит к нервозным запросам и телеграммам, дезориентирующим все органы управления и снабжения.

        5. Отмечается много случаев уничтожения важнейших оперативных документов. Командование и штабы ссылаются на критическую обстановку и опасение, что эти документы могли бы попасть в руки к врагу (все документы по о. Эзель, Даго, Пинской флотилии и т. д.). Это значит, что не было принято своевременных мер по вывозу важнейшей части этих документов в другие базы (хотя бы на самолете).

        Надо понимать, что эти документы помимо того, что необходимы командованию и штабам для непрерывности боевого управления, имеют исключительную историческую ценность, т. к. без них невозможно восстановить достоверно ход событий. Кроме того, в условиях спешки и отсутствия оправдательных актов, всегда остается опасение, что не все документы уничтожены и могли попасть в руки врагу.

        За потерю документов должны полностью отвечать командир части и прежде всего начальник соответствующего штаба, аналогично тому как Корабельный Устав ВМФ ст. 75 возлагает эту обязанность на командира корабля.

    7. О сохранении материальной части.


        Война повлекла за собой ряд потерь в боевом составе флота, авиации и во вспомогательных судах. Кроме того, имеется значительное количество поврежденной материальной части, а также израсходованного ресурса механических агрегатов и моторных установок.

        Не все эти потери могут быть оправданы. Особенно посадки кораблей на камни, столкновения, увеличение количества небоевых аварий в ВВС и т. д., что объясняется преступным ослаблением борьбы с авариями, снижением дисциплины и воспитательной работы вокруг этого важнейшего дела.

        Необходимо ясно понимать и добиться разъяснением от подчиненных, что в силу временного захвата противником некоторых судостроительных и ремонтных баз (Николаев, Одесса) или вынужденного свертывания судостроения, как военного так и коммерческого (Ленинград, Севастополь) - темп судостроения относительно снизился и восполнение потерь флота в текущем году будет медленным. Сейчас каждый корабль или транспорт представляет для нас двойную ценность.

        Поэтому военные советы флотов и флотилий должны:

    1) беспощадно бороться с ослаблением службы и дисциплины, влекущими за собой рост аварийности; указаний по этому вопросу давалось достаточно;
    2) добиваться от всех звеньев командования, не ослабляя интенсивности напора и воли к победе, более рационального планирования и лучшего обеспечения операций кораблей, лодок, самолетов, катеров;
    3) не допускать излишне повышенные готовности, не оправдываемые обстановкой;
    4) практически улучшить организацию всех видов ремонта, включая и предупредительный;
    5) во всех случаях, где позволяет обстановка, приступить к подъему и восстановлению аварийных единиц при помощи ЭПРОН'а.

    8. Задачи политорганов.

        Основной задачей политорганов и комиссаров кораблей (частей) и соединений является: еще большая активизация политической работы по обеспечению высокой боевой готовности, продолжая непрерывно воспитывать в личном составе беззаветную преданность партии Ленина-Сталина, храбрость и мужество, железную дисциплину и военную смекалку.

        Устную, печатную и наглядную пропаганду и агитацию улучшить качественно и сделать боевой, злободневной, доходчивой, правдивой и наступательной по характеру.

        Все формы политического воспитания сделать еще более оперативными, гибкими, используя накопленный боевой опыт. Шире применять технические средства пропаганды (радио, фото, кино и т. д.).

        Политорганам неослабно контролировать выполнение военкомами кораблей (частей) и соединений требований <Положения о военных комиссарах>.

        Военным комиссарам соединений и кораблей (частей) еще более настойчиво осуществлять систематический контроль за выполнением всех приказов высшего командования.

    9. Главному морскому штабу:


        1. Непрерывно следить за фактическим выполнением установок настоящего приказа, повседневно, через систему ОД оперативного управления и систематической посылкой офицеров связи на места.

        Нарушения немедленно докладывать мне.

        2. Применять все меры для повышения культуры донесений и отчетов флотов и флотилий, добиваясь быстроты, точности и правдивости отчетных материалов с соблюдением допустимой их краткости.

        3. Систематически работать над обобщением всех материалов, получаемых с флотов, от КА по деятельности флотов, от офицеров связи и РУ, для извлечения и закрепления опыта и преподания его другим соединениям или флотам.

        В части использования оружия и боевой техники, организации службы и боевой учебы ту же работу выполнять УБП, на которое возлагаю, кроме того, наблюдение за специальными указаниями и инструкциями, издаваемыми остальными ЦУ, в области их ведения.

        4. Не гнаться сейчас за разрешением больших проблем и за длительными исследованиями. В данный момент важно быстро извлекать непосредственный опыт по проводимым операциям или боевой деятельности флотов с тем, чтобы также быстро помочь остальным, указав на наши сильные стороны и на ошибки с тем, чтобы последние уже не повторять. Издавать не периодично, а по мере накопления материала.

        Отчеты с флотов, с правильным анализом и выводами, размножать и пересылать на другие моря без переделок, если нужно с кратким заключением.

        5. Добиваться по линии службы штаба сохранности всех оперативных и главнейших прочих документов во всех случаях обстановки. Не оставлять без расследования ни один случай.

        6. Организовать через все ЦУ пересмотр всех норм расхода и питания, на основе реального опыта и по мере необходимости вводить новые в действие.

        7. Все отчетные материалы, после непосредственного использования в ГМШ и УБП, направлять в историческую комиссию и в ВМАкадемию.

        К 1 марта 1942 г. представить мне план работы Исткома и проект усиления ее.

    10. Начальнику Военно-Воздушных Сил НКВМФ.


        1. Проследить за выполнением настоящего приказа в частях ВВС и ПВО всех флотов и флотилий.
        2. В развитие настоящего приказа - издать свои указания по БП на 1942 год, теперь же.
        3. Лично заняться более широким и эффективным использованием торпед и мин с самолетов и доложить мне, что сделано к 15 февраля 1942 г.

    11. Разведывательному управлению, управлению кораблестроения, техническому управлению, управлению связи, артиллерийскому управлению, химическому управлению, медико-санитарному управлению, главному управлению портов, инженерному управлению, гидрографическому управлению, управлению военных сообщений:


        Тщательно изучить все отчеты, представляемые флотами по линии ГМШ, УБП и специальные отчеты соответствующих отделов флотов и тылов, в части их касающейся. По всем практическим предложениям материального снабжения, нового оружия, организационным вопросам и т. д. делать быстро заключения и бесспорные предложения срочно реализовать:

    1) закреплением в соответствующих инструкциях и наставлениях или временных дополнениях к ним;
    2) в табелях снабжения, нормах;
    3) и в специальных указаниях - КПА, органам тыла, проектным организациям и т. д. с тем, чтобы в кратчайшее время, без волокиты распространить ценный опыт одних флотов на все остальные и обеспечить его реализацию.

        Особенно для технического управления, ближайшей задачей (равно как и АУ, МТУ, УСвязи и др.) должно быть издание «Описаний боевых повреждений кораблей и способов их ликвидации в бою», на основе имеемого богатого и очень ценного опыта флотов.

        ГУП - добиваться большей мобильности тылов флотов, при изменении системы базирования.

    12. О кадрах и дисциплине.


        1. Война явилась лучшей проверкой для всего личного состава НКВМФ как в части политико-моральной стойкости, так и в части боевой подготовки. Поэтому основным критерием для оценки людей должна быть оценка на основе результатов выполнения ими своего боевого долга.

        Военным советам флотов и флотилий, командному управлению и ОРСУ НКВМФ все перемещения личного состава, выдвижения на высшие должности, а также представления к повышению в званиях и тем более к наградам производить прежде всего исходя из боевой оценки людей.

        2. Итоги Отечественной войны на море показывают, что весь начальствующий и рядовой состав НКВМФ, понимая серьезность обстановки, наряду с отважным и упорным выполнением боевых заданий, несмотря на ряд больших трудностей, еще больше подтянулся и строго и точно выполняет все требования воинской организации и дисциплины.

        Однако, расследование аварий и некоторых проступков указывает на то, что есть еще отдельные люди, которые считают, что тяготы войны освобождают их от необходимости соблюдать все уставы и указания начальников. Обычно это приводит к самым тяжелым последствиям.

        Продолжая разъяснительную работу о необходимости поддержания дисциплины в военное время на более высоком уровне, чем в мирное, самым беспощадным образом карать нарушителей, не допуская ослабления дисциплины в любой ее форме.

        За более серьезные нарушения привлекать к ответственности по всей строгости законов военного времени.

    13


        Семь прошедших месяцев войны показали на примере защитников Балтийских островов, защитников Ганге, морской обороны Ленинграда, защитников Севастополя, подводников СФ, ТК ТК КБФ, авиации СФ, КБФ и ЧФ, тральщиков КБФ и ЧФ, надводных кораблей ЧФ и десанта в Феодосии и многих других, что краснофлотцы, командиры и политработники НКВМФ не только упорно и смело выполняли наряду с победоносной Красной Армией задачи, поставленные Ставкой Верховного Главнокомандования, но и блестяще поддержали героические и революционные традиции русских моряков.

        На примере моряков-героев Советского Союза, гвардейских частей и кораблей, носящих Красное Знамя, надо воспитывать весь остальной личный состав с тем, чтобы выковать в процессе самой войны из всех моряков неустрашимых и упорных бойцов, ненавидящих фашистов и беззаветно преданных Родине и Сталину.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39811, л. 142-155. Подлинник.



    оглавление
  3. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ СФ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ КОНВОЯ
    №7/198 7 марта 1942 г. 16.21.

        В связи с движением немецкого линкора разверните лодки на позиции 3, 4, 4а, 5 на линию между скандинавским берегом и путем движения конвоя. Эта линия развертывания должна быть выдвинута на вест, но не западнее меридиана 20. Сообразно движению конвоя двигайте линию развертывания к осту, прикрывая конвой. Во всех случаях лодки не должны приближаться к конвою ближе 30 миль. Остальные лодки, могущие выйти вморе, разверните по вашему усмотрению на непосредственных подходах к Кольскому заливу и в море восточное первой линии. С приближением конвоя вышлите для встречи эсминцы не удаляя их более 400 миль от ГБ.

        Аиацию держите в готовности действий по линкору на предельных дальностях. Разведку организуйте, договорившись с Бевином . Конкретное решение и ход операции донесите.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12623, л. 162. Подлинник.


    оглавление
  4. ПРИКАЗ О СЛУЧАЯХ ПОТЕРИ И ГИБЕЛИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВЕРХНЕЙ ВАХТЫ НА ПОДЛОДКАХ В БОЕВЫХ ПОХОДАХ
    № 0253 21 марта 1942 г.

        За истекающий период боевых действий подводных лодок на СФ, КБФ и ЧФ имело место несколько случаев потери и гибели личного состава верхней вахты, в том числе и командиров подводных лодок.

        СФ.ПЛ «С-102», командир капитан-лейтенант Городничий. На позиции, в штормовую погоду смыло волной с мостика вахтенного командира. Гибель вахтенного командира замечена своевременно не была, т. к. в нарушение организации сигнальщик был отпущен вниз. В течение 20 минут подлодка шла никем не управляемая и не имея наблюдения за обстановкой.

        КБФ.ПЛ «Щ-405», командир капитан-лейтенант Сидоренко. Подлодка возвращалась с позиции, подлодка удиферентованна, балласт на подушке, ход 11 узлов. Командир подлодки, находясь на мостике, дал приказание принять главный балласт. Командир БЧ-5, дав приказание вахтенному ЦП о приеме главного балласта, ушел в дизельный отсек.

        Вахтенный ЦП выполнил приказание, открыв клапана вентиляции главного балласта. Подлодка, имея ход под дизелями, с быстро нарастающим диферентом на нос, начала погружаться. Гибель подлодки была предотвращена своевременным закрытием рубочного люка. Оставшиеся на мостике командир подлодки, помощник командира и 2 младших командира - погибли.

        ПЛ «С-9», командир капитан 3 ранга Рогачевский. Подлодка находилась на позиции, состояние моря 8-9 баллов. Подлодка всплывала по волне, имея ход 5 узлов. После продутая средней группы командир подлодки, вахтенный командир и сигнальщик вышли на мостик. При наличии малой плавучести, подлодка была накрыта попутной волной, получила значительный крен и диферент на нос, через рубочный люк начала поступать вода. Авария была предотвращена закрытием рубочного люка. Командир подлодки, вахтенный командир и сигнальщик были смыты волной и погибли.

        ЧФ. ПЛ «С-32», командир капитан 3 ранга Павленко. При выходе в атаку в крейсерском положении (ночью) командиром была дана команда: «боевая тревога». Вахтенный ЦП самостоятельно открыл клапана вентиляции главного балласта и подлодка начала погружаться. Командир подлодки успел спуститься в рубку и задраить рубочный люк. Оставшиеся на мостике: вахтенный командир и 3 краснофлотца - погибли.

        ПЛ «Щ-207», командир старший лейтенант Панов. Подлодка находилась на позиции. Перед рассветом с мостика поступило приказание в ЦП - «убрать ночной прицел». Вахтенный ЦП, ожидая обычного предрассветного погружения, отрепетовал: «есть срочное погружение». Вахтенный командир не обратил внимание на неправильное репетование. Вахтенный ЦП, получив обычное «есть», дал сигнал срочного погружения и открыл клапана вентиляции главного балласта. Благодаря своевременным и правильным действиям командира подлодки и комадира БЧ-5, погружение было приостановлено, чем и предотвращена авария.

        Подобные тяжелые случаи, когда вне боя теряется и гибнет личный состав, говорят о плохой организации на отдельных кораблях, беспечности командиров и неумении грамотно оценить морскую обстановку.

    Приказываю:

    1. Военным советам флотов обратить внимание на состояние организации службы на подлодках и морскую подготовку командиров.

    2. Командирам соединений подводных лодок подобные случаи не оставлять без внимания и тщательного разбора. Просмотреть организацию службы в части обеспечения погружения подлодки и дать предложения исключающие подобные случаи, но не снижающие боеспособности подводной лодки.Предложения КБФ, ЧФ и СФ по организации выслать в УБП к 15.04.42 г.

    3. Приказ объявить до командиров подводных лодок включительно.


    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39796, л. 151-153. Подлинник.


    оглавление
  5. ПРИКАЗ О ПЕРЕВОДЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НА СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
    № 00116 23 апреля 1942г.

        Для усиления состава Северного флота перевести из Баку и Камышина в Архангельск подводные лодки «М-119», «М-121» и «М-122».

    Во исполнение этого приказываю:


        1. Командиру экспедиции особого назначения № 17 контр-адмиралу тов. Кузнецову:

    а) в период апрель-июнь 1942 г. перевести по Волге от Астрахани до Горького подлодку «М-121» из состава Каспийской военной флотилии и из Камышина до Горького подводные лодки завода № 112 «М-119» и «М-122»;
    б) от Горького до Архангельска подводные лодки перевезти по железной дороге на транспортерах;
    в) при вынужденном отказе от перевозки подводных лодок на транспортерах, по причинам мелководья в районе их постановки, все три лодки в Сормовских доках перевести в Архангельск водным путем по Северо-Двинской системе;
    г) организовать охрану и маскировку переводимых кораблей.

    ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭТАПАМ ПЕРЕВОДА:


        2. Военному совету Каспийской военной флотилии:

    а) подводную лодку «М-121» отправить своим ходом в Горький. Обеспечивающим командиром на переход до Горького назначить капитана 2 ранга тов. Кудряшова;
    б) подлодке <М-121> быть в Горьком не позднее 10 мая.

        3. Военному совету Беломорской военной флотилии:

    а) подготовить в Архангельске место и средства для выгрузки подводных лодок с транспортером на воду;
    б) в случае перевода лодок по Северо-Двинской водной системе обеспечить проводку лодок от Великого Устюга до Архангельска. Ответственным за проводку назначить командира отдельного учебного дивизиона подводных лодок капитана 2 ранга тов. Максимова. Организовать снабжение лодок всеми видами довольствия в Котласе.

        4. Командующему Волжской военной флотилией контр-адмиралу тов.Рогачеву:

    а) обеспечить перевод подлодок «М-119» и «М-122» из Камышина в Горький буксирами Наркомречфлота и лоцмана. Командира перехода назначить своим приказом;
    б) подлодку «С-272» в Камышине вывести из Сормовского дока, отбуксировать на своей осадке в Астрахань, используя весенний паводок;
    в) три сормовских дока из Камышина перевести в Горький. Подлодки должны быть в Горьком не позднее 10 мая, доки - не позднее 12 мая.

        Моему заместителю - адмиралу тов. Галлер:

        Дать указания начальникам центральных управлений ВМФ (УК, ТУ, АУ, МТУ, ХИМУ, УСвязи, Гидрографического управления) о выполнении всех зависящих от них мероприятий по подготовке подводных лодок к переходу, а также по обеспечению их в пути и на месте их нового базирования всеми видами вооружения, боезапаса и боевой техники.

        Начальнику Главного управления портов ВМФ генерал-лейтенанту тов.Воробьеву:

        Обеспечить, по кругу ведения, перевод и дальнейшее по месту базирования снабжение переводимых на север подводных лодок всеми видами довольствия.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМУ, ф. 79, д. 39807, л. 45-47. Подлинник.


    оглавление
  6. ДИРЕКТИВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРКОМА ВМФ тов. ИСАКОВУ И. С.* ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ НА КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА
    № 9/120 21 мая 1942 г. 15.06.

        В последнее время противник широко использует коммуникации в северо-западной части Черного моря, доставляя на фронт вооружение, продовольствие, топливо. Морские коммуникации на юге для противника оказались самыми безопасными.
    Наши подлодки действуют самостоятельно, наведение их на обнаруженные транспорта отсутствует. Управление подлодками, находящимися на позициях, отсутствует.

        Не было ни одного случая использования авиацией Чф торпед. Минная война у берегов противника также отсутствует. В течение 11 месяцев Черноморский флот только защищается, сам к нападению не переходит.

        Для перерыва коммуникаций противника в Черном море необходимо использовать торпедоносную и миноносную авиацию, надводные корабли и управлять подлодками, находящимися на позициях, наводя их на обнаруженные транспорта.
    Выполнение этой задачи обеспечить разведкой.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12634, л. 123. Подлинник.
    --------
    * Копия: командующему Чф Октябрьскому Ф. С.


    оглавление
  7. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ СФ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ПОДЛОДОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНВОЯ
    № 7/250 26 мая 1942 г. 17.55.

        Для обеспечения идущего конвоя от возможных действий тяжелых надводных кораблей увеличьте число подлодок прикрытия к осту от Нордкапа. В непосредственной близости от побережья [подлодки] снять.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12635, л. 122. Подлинник.


    оглавление
  8. ПРИКАЗ О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ИЗЖИТИЮ АВАРИЙ НАВИГАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА НА КОРАБЛЯХ ВМФ
    №0511 14 июня 1942 г.

        В 1942 г. в результате роста аварийности навигационного характера на флотах погибло или было повреждено значительное количество боевых и вспомогательных кораблей.

        Особенно больших размеров достигла аварийность среди кораблей Черноморского флота, где она дошла до пределов, которые становятся совершенно нетерпимыми в условиях ведения войны с германским фашизмом, увеличивая и без того значительные боевые потери в корабельном составе флота.

        Основными причинами навигационных аварий являются: организационные недочеты, снижение чувства ответственности у командного состава и недисциплинированность командиров и штурманов, выражающаяся в нарушениях корабельного устава и существующих наставлений.

        Такие аварии, как посадка на мель 10 января 1942 г. подводной лодки «Л-6» в районе бухты Рыбацкой (близ Геленджика), выведшая лодку надолго из строя и потребовавшая затраты полутора миллионов рублей на ремонт ее, и посадка на мель 3 апреля 1942 г. там-же эсминца «Шаумян», приведшая к полной потере корабля в результате преступно-халатного отношения к своим служебным обязанностям командиров этих кораблей и штурманов, не контролировавших счисление пути корабля и не использовавших технических возможностей для ориентировки, потребовали принятия строгих мер воздействия на виновников этих аварий: бывшие - командир подлодки «Л-6» Буль С. П., штурман Маркелов А. Г., дивизионный штурман Керенский П. А. и командир эсминца «Шаумян» Федоров С. И., штурман Полянский Л. Н. осуждены военным трибуналом на сроки от 10 до 7 лет каждый.

        За неудовлетворительное руководство штурманской подготовкой флота, в течение всей зимней кампании не принимавшего необходимых мер, флагманского штурмана Черноморского флота капитана 3 ранга Паршина В. Г. с должности снять, назначить на менее ответственную работу и заменить более опытным командиром.

        За недостаточное внимание к недочетам в штурманской подготовке Черноморского флота начальнику отдела штурманской подготовки флота (УБП) капитану 2 ранга Булыкину Ф. Ф. объявляю строгий выговор.

        На будущее время приказываю:

        1. На всех флотах и флотилиях принять решительные меры для устранения недочетом и изжития аварий навигационного характера.

        2. На Черноморском флоте, в области кораблевождения, повысить ответственность командного состава всех степеней. Работу флагманского штурмана штаба ЧФ по руководству штурманской подготовкой флота сосредоточить в местах базирования боевого ядра действующего флота.

        3. На всех флотах и флотилиях:

    а) ограничить практику использования флагманских штурманов в штабах соединений по оперативной работе, преимущественно перед другими флагманскими специалистами, предоставив им больше времени для работы по специальности и контроля за деятельностью штурманской части кораблей; обязанности по оперативной работе возлагать, в соответствии со ст. 29 Наставления по боевой деятельности штабов соединений ВМФ, на одного из флагманских специалистов по выбору командира соединения (в зависимости от значимости данной специальностина соединении и местных условий);

    б) освободить корабельных штурманов от ведения секретного делопроизводства там, где это еще имеет место, в целях предоставления им возможности производить полноценную подготовку к походу;

    в) не допускать игнорирования командирами кораблей организационных положений действующего наставления по штурманской службе;

    г) возобновить практику докладов штурманов командирам кораблей о подготовке к походу, с обязательным оформлением утверждения командиром корабля предварительной прокладки и предварительных навигационных расчетов.

        4. Командирам соединений проводить с командирами кораблей разборы походов с заслушиванием докладов командиров, участвовавших в походе. Такие же разборы проводить флагманским штурманам со штурманами своих соединений.

        5. При подходах корабля к опасным в навигационном отношении местам организовывать усиленное наблюдение за горизонтом и изменением глубин, используя для того все имеющиеся на корабле технические средства.

        6. Запретить перемещение командного состава штурманской специальности без ведома флагманского штурмана флота (флотилии).

        7. Принять меры по устранению недочетом в штурманском оборудовании кораблей и по организации снабжения, ремонта и выверки приборов. Усилить внимание к содержанию штурманских приборов на корабле в исправности и контролировать выполнение приказа НК ВМФ № 0486 от 7 июня 1941 г.

        8. Поднять на должную высоту обеспечение кораблевождения на судах Морфлота, занятых воинскими перевозками, путем регулярной проверки подготовки судов к походу и периодической проверкой знаний военных лоцманов в области вопросов кораблевождения и организации переходов.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79. д. 39799, л. 20-24. Подлинник.


    оглавление
  9. ПРИКАЗ ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ
    № 0742 29 августа 1942 г.

        Подготовка по индивидуально-спасательному делу в частях и соединениях подводных лодок на действующих флотах все еще проводится недостаточно. Имеются подводные лодки, где личный состав не умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами и не знает техники и режима выхода из погруженной подводной лодки.

        Врачебный состав кораблей и частей еще недостаточно активно включился в работу по медицинскому обеспечению индивидуально-спасательного дела.

        Опыт показывает, что гибель подводной лодки не всегда влечет за собой гибель личного состава.

        Так, например, подводная лодка «С-11» 2 августа 1941 г. была торпедирована противником. Личный состав находившийся в 1-м отсеке, вышел через торпедный аппарат на поверхность моря, использовав «ИСА-М».

        С подводной лодки <М-94>, поврежденной противником, после двух часов борьбы за живучесть корабля, большая часть личного состава спаслась, выйдя на поверхность через рубку ЦП, использовав также «ИСА-М».

        Во всех этих случаях личный состав энергично и настойчиво боролся за живучесть своих кораблей и, лишь после принятия всех мер к спасению корабля, прибегал к средствам индивидуального спасения.

        Эти примеры показывают, что там, где личный состав умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами и знает образцово технику и режим выхода на поверхность из погруженной подводной лодки, он может спастись и на другом корабле наносить сокрушительные удары врагу.

    Приказываю:
    1. Военным советам флотов и флотилий организовать проверку знания личным составом всех подводных лодок <Наставления по технике и режиму выхода людей из погруженной подводной лодки и обратного входа в нее>, введенное в действие моим приказом № 96 от 15 февраля 1940 г.

    2. Командирам бригад и отдельных соединений подводных лодок тщательно контролировать, при каждом выходе подводной лодки в море, готовность «ИСА-М» и наличие их в отсеках соответственно числу личного состава, находящегося там.

        Начальникам управления боевой подготовки ВМФ и медико-санитарного управления ВМФ каждый случай использования «ИСА-М» на подводных лодках и других случаях, разбирать и распространять опыт по действующим флотам.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39810, л. 153. Подлинник.


    оглавление
  10. ПРИКАЗ О НАРУШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ И ОСЛАБЛЕНИИ ВНИМАНИЯ К ВОПРОСАМ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЛОТОВ
    № 0799 16 сентября 1942 г.

        Наряду с повышением эффективности боевых действий подводных лодок по сравнению с первыми месяцами войны, что является результатом накопления боевого опыта, за последующее время отмечаются случаи срыва атак, повреждений подводных лодок с выходом на продолжительный срок из строя для ремонта и отказа в работе отдельных устройств и механизмов. Все это происходит вследствие ряда нарушений в организации службы, невыполнения инструкций и наставлений, ослабления боевой подготовки и тренировки личного состава на боевых постах, плохой подготовки вахтенных командиров и ослабления внимания со стороны командиров ПЛ за подготовкой командного состава.

        Это характеризуется следующими примерами:

        На ПЛ «Щ-304» (КБФ) 16 июня 1942 г. при атаке ТР противника, когда он пришел на угол упреждения, командир не смог произвести залпа т. к. по команде «ПЛИ» из носового отсека поступил доклад о неготовности ТА № 3 к выстрелу. Атака была сорвана.

        Того же числа на той же ПЛ, при атаке ТР, командир не смог дать 2-торпедного залпа из-за неготовности одного ТА к выстрелу. Выпущенная одна торпеда в цель не попала.

        На ПЛ «Щ-404» (СФ) 3 апреля 1942 г. атака была сорвана по вине личного состава БЧ-Ш. Торпеды по команде «ПЛИ» не были выпущены ввиду того, что не была включена автоматическая коробка стрельбы.

        На ПЛ «М-176» (СФ) 1 апреля 1942 г. при атаке по ТР вместо 2-торпедного залпа дали выстрел одной торпедой, второй аппарат оказался неисправен. На этой же ПЛ в нарушение организации службы и по невнимательности со стороны личного состава залп был произведен с опозданием на 3-4 секунды позже команды «ПЛИ».

        На ПЛ «Щ-402» (СФ) 3 марта 1942 г. в силу плохой организации службы БЧ-У, отсутствия контроля за работой боевых частей со стороны командира подводная лодка оказалась без топлива в 350 милях от базы и 22 милях от побережья противника. Только своевременная помощь позволила подлодке благополучно вернуться в базу.

        На той же ПЛ «Щ-402» 13 августа 1942 г. при выполнении боевого похода вследствие плохой организации службы и грубого нарушения правил ухода за батареей аккумуляторов произошел взрыв последней, причем погибла часть личного состава. Подводная лодка возвратилась в базу, встав на продолжительный ремонт.

        На ПЛ «Щ-403» (СФ) 19 февраля 1942 г. в момент обнаружения противника, вахтенный командир, будучи не подготовлен для несения вахты, не дал своевременно сигнала «Срочное погружение», задержав уход под воду. На ПЛ имело место нарушение организации службы: находясь на позиции и производя зарядку батареи, управление вертикальным рулем было вынесено на мостик, кингстоны цистерн закрыты. ПЛ с малой дистанции была отакована артиллерией, потеряла командира и получила повреждение корпуса. Только после этого ушла под воду.

        Этим не исчерпывается ряд случаев срыва боевых заданий, являющихся результатом ослабления внимания к вопросам организации службы, отсутствия постоянной тренировки личного состава на боевых постах и плохой подготовки вахтенных командиров. Нельзя успокаивать себя тем, что личный состав - старослужащий, имеет большой опыт и, в силу этого, не требует повседневной выучки и тренировки.

        В целях изжития и устранения указанных недостатков, приводящих к срыву боевых действий подводных лодок, ПРИКАЗЫВАЮ военным советам флотов (флотилий):

    1. Тренировку личного состава на боевых постах проводить систематически, добиваясь в первую очередь точного и четкого знания обязанностей и автоматизма в действиях.

    2. Отработать организацию службы так, чтобы была исключена всякая возможность срыва боевого задания. Строго следить за точным выполнением действующих уставов и наставлений, не допуская ни малейшего их нарушения. Там, где требуется внести изменения, проводить их приказным порядком, не допуская самотека.

    3. Учить вахтенных командиров не столько теоретически, сколько практически, проводя подготовку непосредственно на мостике, показом, добиваясь четкого выполнения тех обязанностей и действий, которые вытекают из обстановки боевой деятельности. Научить первоначальным действиям по выходу в атаку в плохую видимость и ночью, тренируя их на приборе торпедной стрельбы и при проведении практических стрельб в море. Командиры подводных лодок должны обучать вахтенных командиров лично.

    4. При всяком удобном случае проводить тренировку командиров подлодок в управлении маневрами корабля, особенно после ремонта.

    5. Военным советам флотов (флотилий) проверить состояние организации службы, проведение боевой подготовки и донести мне 15 октября 1942 г.


    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39801, л. 268-271. Подлинник.


    оглавление
  11. ДИРЕКТИВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРКОМА ВМФ АДМИРАЛУ ИСАКОВУ И. С. ОБ УСИЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЕРЕВОЗКАМ ПРОТИВНИКА НА ЧЕРНОМ МОРЕ
    № 9/295 22 сентября 1942 г. 20.05.

        В последнее время на Черном море противник значительно усилил перевозки между портами Румынии, Болгарии, Одессой. Крымом. Черноморский флот действует на коммуникациях противника только бомбардировочной авиацией, частично подлодками.

        Из 40 подлодок, имеемых в составе ЧФ, одновременно на позициях действует 4-5 подлодок, т. е. десятая часть имеемого состава подлодок, что явно недостаточно.

        Необходимо увеличить количество подлодок, особенно у берегов Крыма, северо-западной части Черного моря и в районе Эмине-Босфор.


    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12652, л. 156. Подлинник.


    оглавление
  12. ПРИКАЗ ОБ АВАРИЙНОСТИ В ВМФ И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЕЕ ЛИКВИДАЦИИ
    № 0816 24 сентября 1942 г.

        Практика показывет, что ВС флотов и флотилий все еще не сумели так наладить службу на кораблях, чтобы ликвидировать аварийность. Три с лишним мецесяца после моего приказа № 0511 от 14.06.42 г, перелома не сделали. Пo-прежнему велика навигационная аварийность, это видно из ряда аварий, имевших место за месяц.

        Так на СФ - посадка на мель трех СКА, на БВФ - посадка на камни трех СКА, на КБФ - потеря ориентировки катера и его гибель, на ЛВФ - посадка на камни ТКА, на ЧФ - посадка на мель пяти ТКА, приведшая к гибели трех из них, на ТОФ - посадка на мель двух ТКА, одной ПЛ и ТЩ, на СТОФ - посадка на мель одной ПЛ. В результате за месяц погибло три ТКА и выведено из строя на продолжительное время 18 кораблей.

        Этот далеко не полный перечень свидетельствует о том, что изменений в сторону уменьшения аварий не флотах еще нет.

        Анализ аварий показывает, что все они произошли не потому, что при этом были сложные условия плавания, а лишь вследствие недисциплинированности личного состава кораблей, неорганизованности, грубых нарушений правил и инструкций, халатного или нерадивого отношения к служебным обязанностям и снизившейся требовательности командиров их, а также вследствие отсутствия действительных мер по предупреждению аварий.

        Сейчас, когда Отечественная война требует максимального использования всех сил и средств для достижения скорейшей победы над врагом, выход из строя военного или вспомогательного корабля является совершенно недопустимым.
    Для быстрейшей ликвидации аварийности, снижающей боеспособность флотов (флотилий), ПРИКАЗЫВАЮ военным советам флотов (флотилий):

    1. Вести непримиримую борьбу соответствующими военному времени методами с аварийностью и покончить с этим позорным явлением не на словах, а на деле.

    2. В отношении виновников аварий и лиц, не ведущих борьбы с аварийностью, скрывающих или замазыающих действительные причины аварий, а также относящихся безучастно к ним, применять самые строгие меры взыскания.

    3. За аварии, происшедшие вследствие неумелого управления кораблем, привлекать также к ответственности командира соединения, дивизиона и отряда, обязанных обучать своих командиров.

    4. Не оставлять безнаказанными неправильные действия личного состава, в особенности по недисциплинированности или халатности их, хотя бы эти действия случайно и не привели к аварии. Производить тщательный разбор всех аварий, вскрывая их причины и принимая конкретные меры по предупреждению повторения подобных аварий.

    5. Требовать оформления материалов по каждой аварии в точном соответствии с моим приказом № 80-1941 г**. Донесения и акты расследования высылать в установленные сроки с указанием мер, принятых в отношении виновников аварий, и о мероприятиях по ним.

    6. Приказ довести до командиров боевых частей на кораблях.


    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39802, л. 26-28. Подлинник.


    оглавление
  13. ДИРЕКТИВА ВОЕННЫМ СОВЕТАМ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ, НАЧАЛЬНИКАМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ И ВМУЗов О НАРУШЕНИИ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ
    № 481/ш 3 октября 1942 г. 00.30.

        За последнее время наблюдается резкое искажение отдельными бойцами установленной формы одежды, появился клеш, залихватские фуражки блином, расстегнутые бушлаты, т. е. появился тип клешника с хулиганским поведением.

        Эта небольшая группа разболтанных краснофлотцев, воображающих из себя героев, как правило, менее всего имеет дело с боевыми кораблями и частями.

        Некоторые думают, что это не имеет значения для боевых действий.

        Не превращая вопрос о форме одежды в самоцель, когда нет необходимости и возможности на этом настаивать в боевых условиях кораблей и частей, военсоветы должны вести решительную борьбу с хулиганами-клешниками, позорящими флот.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12652, л. 24-25. Автограф.


    оглавление
  14. ДИРЕКТИВА ВОЕННЫМ СОВЕТАМ КБФ, ЧФ, СФ О ПРАВДИВОСТИ ДОНЕСЕНИЙ ПО ПОТЕРЯМ ПРОТИВНИКА
    № 602/ш 21 ноября 1942 г. 24.00.

        В оперативных сводках допускаются флотами сообщения о потерях противника, недостаточно проверенные и подтвержденные фактами.
        Недостаточная строгость к донесениям нижестоящих инстанций вызвала и недостаточно ответственное отношение к своим докладам.
        Приказываю всякие донесения давать только после проверки, возложив персональную ответственность за правдивость на начальников штабов.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12660, л. 266. Подлинник.


    оглавление
  15. ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЧФ ОБ УВЛЕЧЕНИИ РЕПРЕССИВНЫМИ МЕРАМИ НА ФЛОТЕ
    № 621/ш 1 декабря 1942 г. 18.50.

        Количество осужденных у вас в сентябре и октябре настолько огромно, что почти превышает все другие флоты, вместе взятые.
        Это говорит о крупнейших недостатках в дисциплине, которую нельзя поддерживать только репрессиями.
        Не снижая требовательности, обсудите на Военсовете все мероприятия в этой области.
        Донесите о причинах такого большого количества судимостей и ваших мерах.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 216, д. 12661, л.216. Подлинник.


    оглавление
  16. ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ВОДКИ ЛИЧНОМУ СОСТАВУ КОРАБЛЕЙ И ЧАСТЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ
    № 01040 10 декабря 1942 г.

        В целях упорядочения выдачи водки личному составу кораблей и частей действующих флотов и флотилий приказываю:

        1. Водку, положенную личному составу кораблей и частей действующих флотов и (флотилий) согласно приказу НКВМФ № 0970 от 16 ноября 1942 г., выдавать одновременно с раздачей пищи в обед.

        2. Для раздачи водки на кораблях и в частях выделить проверенных лиц из состава службы продснабжения и старшин групп. Раздачу водки производить в присутствии непосредственных строевых начальников по еженедельным раздаточным ведомостям с ежедневной отметкой о выдаче водки. Строевые начальники отвечают за последствия неправильной раздачи водочных порций. Водку расходовать в пределах лимита, установленного военным советом флота (флотилии), с проведением расхода по продовольственному отчету.

        3. Категорически запретить выдачу водки за прошедшие дни, а также передачу положенных водочных порций одним военнослужащим другому.

        4. Военнослужащим, коим положена водка или вино по приказу НКВМФ № 0970-42 г., но которые не желают получать водочное довольствие натурой, или которым прием водки противопоказан по состоянию здоровья, выплачивать денежную компенсацию в размере:
    - за суточную порцию - 100 гр. водки или 200 гр вина - 10 руб.
    - за суточную порцию - 50 гр. водки или 100 гр. вина - 5 руб.

        5. Довольствующим органам отпускать водку кораблям и частям только по чековым требованиям со своих продскладов.

        6. Разрешить, в случае необходимости, выдачу до 100 граммов водки личному составу подводных лодок действующих флотов по усмотрению военных советов флотов, в зависимости от местных условий, взамен вина.

        7. Начальнику УВЩХС ВМФ генерал-майору интендантской службы Языкову обеспечить к 1 февраля 1943 г. действующие флоты и флотилии калиброванной посудой для раздачи водки.

        8. Начальнику технического управления ВМФ инженер-контр-адмиралу Орлову выделить для изготовления посуды необходимое количество белой жести.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39804, л. 117-118. Подлинник.


    оглавление
  17. ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НАЧСОСТАВА ВМФ
    № 01704 26 декабря 1942 г.

        Установленный приказом народного комиссара Военно-Морского Флота № 304-1940 г. порядок назначения и перемещения начальствующего состава Военно-морского Флота военными советами флотов и флотилий нарушается.

        Приказами командующих флотов производятся перемещения тех категорий начальствующего состава, которые подлежат назначению и перемещению только приказами народного комиссара Военно-морского Флота.

        Приказами командующего Краснознаменным Балтийским флотом без санкции народного комиссара Военно-морского Флота назначены:

    а) подполковник Яник П. Е. начальником артиллерийского отдела тыла флота;
    б) интендант 1 ранга Кобицкий Ю. С. заместителем начальника тыла главной базы флота;
    в) капитан 2 ранга Рабинович С. И. командиром лидера эсминцев «Минск» и ряд других лиц начсостава.

        Приказами командующего Северным флотом назначены:

    а) капитан 2 ранга Мещерякова начальником 2-го отдела штаба Северного флота;
    б) капитан 2 ранга Пьявченко начальником штаба охраны водного района главной базы Северного флота;
    в) капитан 2 ранга Гурин командиром 2-го дивизиона миноносцев;
    г) капитан 2 ранга Котельников командиром 1-го дивизиона подводных лодок Северного флота;
    д) капитан 2 ранга Горожанин начальником штаба бригады эсминцев.

        Этот далеко не полный перечень фактов назначения начальствующего состава на должности, входящие в номенклатуру народного комиссара Военно-морского Флота, указывает на то, что военные советы флотов превышают свои права допуская нарушение приказа № 304-1940 г.

        На флотах и флотилиях имеют место случаи частых, иногда бесцельных, перемещений начальствующего состава без особых к этому оснований.

        По ходатайству Военного совета Северного флота был освобожден от должности командира подводной лодки «Л-22» капитан-лейтенант Афонин, а через месяц приказом Военного совета Северного флота капитан-лейтенант Афонин вновь назначен на ту же должность.

        По представлению Военного совета Северного флота полковник Швечков И. И. приказом народного комиссара Военно-морского Флота 11 августа 1942 г. был назначен начальником артиллерии Северного оборонительного района Северного флота, а 29 августа 1942 г. приказом Военного совета Северного флота зачислен в распоряжение Военного совета Северного флота и 6 октября 1942 г. назначается артиллеристом учебного отряда Северного флота.

        Начальники командных отделов флотов (флотилий) слабо контролируют выполнение приказов по личному составу.

        Начальствующий состав, назначаемый приказами народного комиссара Военно-морского Флота на другие флоты, в течение длительного времени не откомандировывается к новому месту службы.

        Капитан 3 ранга Ковель Ю. П., будучи назначен с Краснознаменного Балтийского флота на Черноморский флот 17 июля 1942 г., был откомандирован к новому месту службы только 4 сентября 1942 г. после неоднократных напоминаний.

        Назначенный приказом народного комиссара Военно-морского Флота с Черноморского флота в Главный морской штаб ВМФ капитан 3 ранга Загребин А. В. был откомандирован в Москву только после неоднократных напоминаний и категорического приказания заместителя народного комиссара Военно-Морского Флота.

        При назначении начальствующего состава на другой флот военные советы флотов вместо немедленного выполнения приказов народного комиссара Военно-Морского Флота нередко возбуждают ходатайства об отмене приказов и оставлении назначенных лиц начсостава на старых должностях.

        Начальствующий состав Военно-Морского Флота, будучи назначен приказом народного комиссара Военно-морского Флота на другой флот (флотилию), увольняется в отпуск без разрешения и уведомления об этом командного управления Военно-морского Флота.

        Донесения командных отделов флотов о выполнении приказов народного комиссара Военно-морского Флота по личному составу, равно как и приказы военных советов флотов, высылаются в командное управление ВМФ с большим опозданием.

        Так например, командный отдел Черноморского флота высылает приказы по личному составу через 2-3 месяца после их подписания Военным советом Черноморского флота.

        Обращаю внимание военных советов флотов и флотилий на недопустимость отмеченных выше фактов и требую навести строгий порядок в вопросах назначения и перемещения начальствующего состава, точного и своевременного исполнения приказов по личному составу.

        Разрешить военным советам флотов (флотилий):

        1. Назначать своими приказами начальствующий состав:

    А. Кораблей и соединений до командира сторожевого корабля, канлодки, малой подлодки, тральщика, помощника командира лидера, эсминцев, крейсера и им соответствующих включительно.

        Примечание: На флотилиях назначение на должности командиров мониторов, канлодок производится только приказом народного комиссара Военно-морского Флота.

    Б. Штабов всех наименований до начальника отделения штаба флота, укрепленного сектора, начальника штаба отдельного дивизиона кораблей и им соответствующих включительно.

    В. Береговых частей флота до начальника отделения отдела тыла и управления тыла флота (флотилии), военно-морской базы и им соответствующих включительно.

    Г. Морской авиации до заместителя командира эскадрильи и ему соответствующих включительно.

    Д. Береговой обороны и сухопутных частей до командира артиллерийского дивизиона, батальона (саперного, связи, местного, морской пехоты и др.) и им соответствующих включительно.

    Е. Строительных частей до командира отдельной строительной роты, инженера строительства и им соответствующих включительно.

    Ж. Административного состава - весь, за исключением начальника финансового отдела флота (флотилии).

    З. Медицинского состава до начальников: госпиталя 3 разряда, отделений госпиталей, базового лазарета и им соответствующих включительно.

        2. Допускать в исключительных случаях к исполнению должностей, не указанных в пункте 1-м настоящего приказа, с немедленным возбуждением ходатайства об утверждении. Лица высшего начальствующего состава, независимо от занимаемой должности, назначаются и перемещаются только приказом народного комиссара Военно-морского Флота.

        3. Военным советам действующих флотов:

    а) присваивать начальствующему составу кадра и запаса воинские звания до <капитан-лейтенанта> и ему соответствующих включительно;

    б) определять в кадры начальствующий состав запаса до «капитан-лейтенанта» и ему соответствующих включительно и зачислять в средний начальствующий состав младший начсостав сверхсрочной службы с немедленным представлением на них личных дел и служебных карт в соответствующие управления Военно-Морского Флота.


        4. Военным советам и командующим действующих флотилий присваивать начальствующему составу воинские звания до «старшего лейтенанта» включительно.

        Приказ НКВМФ от 14 июня 1940 г. за № 304, приказы №№ 0128-39г., 390, 0585 и 0586-41 - отменить.

    КУЗНЕЦОВ
    ЦВМА, ф. 79, д. 39804, л. 211-216. Подлинник.


    оглавление

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru