Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Этот документ составлен командиром 1-й бригады ПЛ КБФ Героем Советского Союза капитаном 1 ранга Н. П.Египко и 5 августа 1941 года представлен начальнику 3-го отделения Особого отдела 2-й бригады ПЛ КБФ. Очевидно Египко, пережив тяжелые поражения первых дней войны, когда его бригада в июне-июле 1941 года потеряла едва ли не половину лодок, пребывал в состоянии "ступора". Судя по стилистике документа и наличию в нем множества ошибок, в том же состоянии писался и данный отчет. Египко наверняка знал о судьбе командующего Западного фронта генерала Д.Г.Павлова и ряда других высших офицеров РККА, расстрелянных "за позорящее звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций". Может быть, когда он писал эти строки, Египко думал: расстреляют ли его прямо здесь и сейчас, или все-таки выведут на улицу?
Данный документ выявлен К.Б.Стрельбицким в Архивном отделении ЦВМА (ф.18, д.7370, л.л.71-75) и опубликован в сборнике "Тайны подводной войны-7".
Указанные Египко исходные, (напр. №1700 21.06) означает принятие 17 час. 00 мин. 21 июня 1941 года


Секретно экз. №
О подлодках 1 бригады ПЛ КБФ в Либаве.


    В момент начала военных действий Германии против СССР в Либаве находилось 15 подлодок C-1 и C-3 стояли в доке были разабраны система погружения и дизеля C-9 и Л-3 только вышли из дока Калев и Лембит, Спидола и Ронис последние комиссией были признаны не пригодными для плавания и намечались для использования как зарядовые станции и семь подлодок типа "М".

    Старшим командиром Либавской группы был назначен Командир 3-ДПЛ т. Аверочкин.

    С 23 мая 1941 г., на пятый день моего командования бригадой несмотря на не подготовленность Рижского порта я с двумя отмобилизованными плавбазами и восмью подлодками типа "С" прибыл в Усть-Двинск где и находился в начале войны. До начала войны по плану технического отдела КБФ должны быть подлодки C-7, C-8 идти в Кронштадт в гарантийный ремонт и C-10, C-5 в док Либава, Калев и Лембит в Таллин. Я не желая одновременно много разоружать подлодок и тем более ремонтирующиеся подлодки С-1 и С-3 завод Тосмаре в срок не выпускал, а так же желая к предстоящим маневрам 15 июля представить как можно большее число подлодок Я несколько раз обращался к командующему КБФ с ходатайством о переносе ремонта на после маневров на что командующий мне разрешил всилу чего с началом войны эти шесть подлодок не оказались разобранными.

    В 1.00 22 июня получили шифровку с указанием, что Германия провоцирует войну Накапливает войска на границе Необходимо усилить темпы БП и привести части, корабли в боевую готовность меньше говорить о военной опасности, а больше делать чтобы корабли были боеспособные (№-1700 21.06).

    В 4 час 22-го получил указание то Начальника Штаба КБФ о рассредоточении подлодок по реке, принять подлодкам все виды снабжения немедленно перевести подлодки 4-ДПЛ в Усть Двинск, а 3-ДПЛ в Виндаву (№-0100 22.06). На этом основании я дал указание Командиру 3-ДПЛ в Либаве о принятии всех запасов и переходе (№0430 22.06).

    В 14 час то Командира 3-ДПЛ получил донесение о готовности к выходу (№-1200 22.06).

    В 15 час 15 мин дал приказание Командиру 3-ДПЛ и в копии Командиру ЛВМБ подлодкам выходить по готовности, на переходе учитыват обстановку военного времени Переход до Ирбенского пролива при боевом обеспечении ЛВМБ (1515 22.06). В 15 час 20 мин обратился к Начальнику Штаба КБФ с просьбой о приказании Командиру ЛВМБ, ВВС и ОЛС"у прикрыть переход подлодок.

    С 16 час 30 мин сообщил Командир 3-ДПЛ, что Командир ЛВМБ не выпускает подлодки протестует моему приказанию. Я после обратился к Начальнику Штаба КБФ за приказанием Командиру ЛВМБ. После 19 час 20 мин получил от подлодок Л-3, М-79, М-81, и М-83 высланы на позицию Подлодки С-9, М-77, М-78 высланы Усть-Двинск, Калев - Виндаву.

    В 21 час 30 мин получил сообщение от Командира 3-ДПЛ, что подлодки С-1, С-3, М-71, Спидола и Ронис не могут выйти (№-1925 22.06.

    В 22 часа Комдиву 3 дал приказание всеми мерами ускорить выход подлодок из дока и переход остальных подлодок (№-2205 22.06). В 23 часа дал повторное приказание Командиру 3-ДПЛ подлодкам немедленно выходить (2315 22.06).

    В 2 часа 15 мин 23 июня получил кодограмму от Командира БерБазы 1-БПЛ из Либавы, что подлодки С-1 и С-3 вышли из дока (№-0115 23.06.) В 17 час 23 июня получил шифровку от Зам Начальника Штаба КБФ на имя Командира Либавской ВМБ и копия мне, что подлодки С-1 и С-3 готовы к выходу из дока и перебазированию в Усть-Двинск (№-0808 23.06).

    Командир 3-ДПЛ 23 июня по телефону из Виндавы мне доложил, что с подлодками своего дивизиона прибыл и в Либаве своим заместителем оставил Командира ПЛ С-1 Капитана 3-го ранга Морского. В этот же день не имея связи с Либавой я послал в Либаву нарочного к Командиру С-1 с приказанием всеми мерами ускорить ремонт и перевод под охраной ЛВМБ остальные подлодки в Усть-Двинск о чём сообщил так же Начальнику Штаба КБФ (№-1710 23.06).

    Уже 23 июня телефонная и телеграфная связь с Либавой и Таллином не существовала. 24 июня прекратилась с Либавой и радиосвязь. В 2 часа 24 июня даю приказание Командиру Бер Базы 1-БПЛ - Донести о готовности подлодок к переходу в Усть-Двинск, но ответа не получил (№-0200 24.06). После обратился к Начальнику Штаба КБФ с просьбой приказать Командиру ЛВМБ открыть радиовахту для связи с 1-БПЛ на подлодках С-1 и С-3 (№-1830 24.06), но связь так и не была восстановлена.

    В 2 час 30 мин 25 июня получаю радио от Начальника Штаба КБФ, что С-1 взорвана личным составом в Либаве, а С-3 атакована ТКА вероятно погибла (№-0103 25.06). Это первое сообщение о подлодках Либавы после нарушения связи с Либавой. Одновременно с этими событиями я начал давать указания подлодкам высланным командиром ЛВМБ о возвращении с позиции из расчета наличия топлива на переход Усть-Двинск. После подлодки Л-3, М-81 и М-79 возвратились в нашу базу. М-83 имея повреждения несмотря на мои приказания следовать в Усть-Двинск почему то зашла 25 июня в Либаву Два дня из пушек стреляла по противнику и после 27 июня взорвана личным составом.

    В настоящее время при моей попытке узнать кто дал приказание подрывать подлодки так и не узнал. По заявлению Командира М-79 Старшего лейтенанта Автомонова при уходе на позицию на его лодку был назначен Командир М-71 обеспечивающим командиром. При вопросе Командира М-71 тов Костылеве к Командиру 4-ДПЛ А как быть с моей лодкой М-71 Комдив ответил, что если что случится, то мы подорвем её. Как видно Командир 4ДПЛ и Командир 3-ДПЛ в первые дни войны не имели обстановки фронта поэтому посылали обеспечивающих командиров. Сам Командир 4-ДПЛ пошёл обеспечивать на переход в Усть-Двинск Командира М-78 на которой погиб в районе Виндава. В итоге этих событий в Либаве были подорваны личным составом подлодки С-1, М-71, М-80, М-83, Спидола и Ронис. С-3 не могла погрузиться идя без обеспечения погибла у Ужава.

&nbs   pДо настоящего времени не известно где находится весь командный состав Береговой Базы и всех подорванных подводных лодок т к они все очевидно ушли на сухопутный фронт, что затрудняет установить точно обстановку в Либаве в первые дни войны.

Командир 1-й Бригады подлодок КБФ
капитан 1-го ранга: - (Н.Египко).
Отп. В 3-х экз.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru