Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Воспоминания капитана 1 ранга в отставке Н.Н. Козлова впервые опубликованы в книге бывшего командира группы движения ПЛ «К-21» (май 1943 – декабрь 1944) К.М. Сергеева «Лунин атакует «Тирпиц»



капитан I ранга в отставке
Николай Никифорович Козлов.



ГДЕ ВЗЯТЬ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ?




Об авторе: Козлов Николай Никифорович (род. 1909 г.). Уроженец города Брянска.
Русский, член ВКП(б) с 1931 года.
В годы Великой Отечественной войны помощник флагманского инженер-механика по электрической части Краснознаменной бригады ПЛ СФ, инженер-капитан 2 ранга.
Участник трех боевых походов ПЛ СФ.
В годы войны награжден орденом Отечественной войны I (1943) и II степени (1945), медалями.


    До начала войны в составе бригады ПЛ были четыре типа лодок – «малютки» (XII серия), «щуки» (X серия), «декабристы» (I серия) и «катюши» (XIV серия), сведенные в три дивизиона.

    На каждый дивизион имелась одна запасная аккумуляторная батарея (далее АБ). Помещение для хранения батарей было маленьким. Батареи изготовлялись в основном в Ленинграде на заводе им. Лейтенанта Шмидта. Два других аккумуляторных завода – в Саратове и в Тюмени, для флота работали мало, а с началом войны полностью переключились на армейские заказы. Блокада отрезала Ленинград от страны.

    Война резко увеличила интенсивность и частоту походов лодок, а значит и использования их АБ. Не стало возможным придерживаться строгих рамок «Правил ухода за аккумуляторными батареями» (ПУАБ). Срочные погружения лодок прерывали зарядки батарей на самых различных стадиях, что приводило к их сульфатированию, преждевременному износу, порче и понижению энергоемкости. Батареи быстро изнашивались, а замены им не было. Были случаи повреждения батарей от бомбежек, пока мы не поставили батареи на амортизаторы.

    К середине 1942 года, то есть через год после начала войны, мы запросили у Технического управления ВМФ уже 10 АБ. Наши запросы вызвали в ТУ ВМФ сомнение, и даже негодование. Как же так? Ведь АБ по техническим условиям должна служить 3 года! И в июне 1942 года в бригаду ПЛ по приказу Сталина (!), Верховного Главнокомандующего и Наркома обороны, прибыла комиссия – проверить правильность эксплуатации АБ. Видимо, дело было в том, что на изготовление АБ шел такой важный стратегический металл, как свинец. В стране был жесткий порядок!

    Председатель комиссии (какой-то армейский подполковник) прямо- таки «рыл носом землю», чтобы доказать наше неумение эксплуатировать АБ. Он перерыл все лодочные аккумуляторные журналы и написал разгромный акт на 50 страницах. Но он совершил грубую ошибку – все перерывы в зарядках АБ из-за срочных погружений ПЛ в боевой обстановке он истолковал как незнание нами ПУАБа и нашу техническую неграмотность. Нам поставили в вину даже то, что мы на ПЛ «С-101», у которой полопались аккумуляторные баки (лодку по ошибке пробомбила наша авиация!), по приказу командующего флотом поставили АБ с «декабриста», поскольку другой просто не было.

    Я отказался подписывать такой акт и написал объяснение к нему тоже на 50 страницах. Командир бригады подписывать акт отказался, а командующий флотом не стал его утверждать, так акт и ушел в Москву.

    Через месяц на флот пришел приказ Сталина (!), в котором был всего один пункт – объявлялся строгий выговор командиру ПЛ «С-101» капитану 3 ранга Виктору Кузьмичу Bекке за то, что он не сумел уклониться от атаки наших самолетов и в результате бомбежки пришла в негодность лодочная АБ. Виктор Кузьмич ходил понурый, пока какой-то шутник не сказал ему: «Ты, Кузьмич, можешь гордиться – ведь «строгач» от самого СТАЛИНА! У кого из командиров лодок есть такой? Ни у кого! Только у тебя! А ты ходишь, горюешь..»

    Однако батарей и после приказа Сталина не прибавилось, В III квартале 1942 года сравнительно небольшие боевые успехи бригады ПЛ объяснялись, в числя прочих причин, нахождением большого числа ПЛ в ремонте после бомбежек, из-за изношенности механизмов и отсутствия АБ у трех лодок. Но если повреждения можно было в основном отремонтировать, изношенные механизмы заменить или тоже отремонтировать, то изношенную или разбитую батарею можно заменить только новой, а их не было. А без батареи лодка – не лодка, в море ее не пошлешь!

    Выход из положения был найден случайно. С началом войны по договоренности советского правительства с правительством Великобритании в Полярное, в бригаду пришли английские лодки. Они базировались в нашей береговой базе, ходили в море, воевали и не безуспешно. И вот однажды в кабинете командира бригады Виноградова раздался телефонный звонок Звонил командующий флотом Головко который сказал:

    – Николай Игнатьевич! Ко мне сейчас обратился глава английской миссии в Полярном контр-адмирал Фишер с необычной просьбой – прислать к ним на английскую лодку нашего специалиста по аккумуляторным батареям.

    Фишер получил сообщение о том, что на их ПЛ, шедшей в проливе Па-де-Кале, взорвалась аккумуляторная батарея. Есть человеческие жертвы. Фишер волнуется, у него нет уверенности, что на их лодках базирующихся в Полярном, делается все правильно по уходу за аккумуляторными батареями. Пришлите пожалуйста, к ним на лодку нашего специалиста, пуста он там проверит все как следует, если нужно, пусть поможет, посоветует, а то еще взорвутся у нас в базе,,, Будет большой скандал!

    Виноградов тут же вызвал меня (я был помощником флагманского инженер-механика бригады по электрочасти) и объяснил задачу. В помощь мне прислали переводчика штаба СФ майора Володю Кривощекова и мы пошли на лодку «Тайгрис». Впрочем, прибежал и переводчик от английской миссии. Пришел также инженер-механик дивизиона английских лодок. Тут же были старпом и инженер-механик «Тайгриса».

    Осмотр начался с большой неожиданности. Я обратился к инженер-механику «Тайгриса» с просьбой показать мне инструкцию по зарядке АБ. Но тот ответил, что у них на лодке за эксплуатацию АБ отвечает... старпом! Я подумал, что английский переводчик ошибся и переспросил снова через Володю Кривощекова. Однако старпом ответил, что именно он, а не механик отвечает за АБ и принес инструкцию по зарядке. Весь наш международный «симпозиум» начал коллективно переводить и разбирать текст инструкции. Там было упомянуто о необходимости вентилирования АБ и о том, что во время зарядки на лодке нельзя курить. Я спросил, а как вы боретесь с водородом, который АБ выделяет в атмосферу лодки? Старпом сказал, что по инструкции на палубу отсека кладется железный лист, на него насыпается некий порошок, поглощающий водород. А как вы замеряете содержание водорода в воздухе? «А никак!» – ответил старпом. На что я заметил, что в базе еще можно как-то обеспечить более или менее удовлетворительное вентилирование, но в море без замеров содержания водорода вы можете взорваться! Ведь водород взрывоопасен в любой концентрации, начиная с 4% и выше!

    Туг вмешался дивмех, который спросил меня:
    – А как у вас обстоит с этим дело?
    – У нас есть приборы для замера концентрации водорода, – сказал я.

    Попутно я спросил дивмеха, как он будет заменять батарею, если она выйдет из строя и придет в негодность по какой-либо причине, в том числе из-за бомбежки. «Нет ничего проще, – сказал дивмех, – по нашему запросу наша английская фирма пришлет новую с первым же конвоем». Тут меня осенило – а что если у них можно будет заказать батарею? Докладывая Виноградову о проделанной работе и об опасной ситуации с батареями на английских лодках, я высказал такое предложение. На что Виноградов сказал: «Так в чем! дело? Спроси у англичан, могут ли они поставить нам батарею?» Я ему сказал, что мне спрашивать неудобно да, пожалуй, и опасно – ведь я, по существу, разглашу англичанам, что у нас нет батарей!

    Но в это время, видимо, по докладу своего дивмеха английский адмирал обратился к командующему с просьбой оборудовать английские лодки нашей техникой, чтобы обеспечить безопасность эксплуатации АБ, особенно в море. Когда Виноградов стал докладывать командующему итоги моего «похода» на «Тайгрис», Головко сказал:– Давайте поможем англичанам и пусть Козлов договаривается с дивмехом о поставке батарей. Всю ответственность я беру на себя.

    На следующей встрече с английским дивмехом я сказал ему, что мы установим на английских лодках приборы КП-6 для дожигания водорода и приборы для замера концентрации водорода в воздухе и спросил, может ли он заказать в Англии батареи для наших ПЛ. Дивмех обещал доложить о нашей просьбе адмиралу. Английский адмирал ответил: батареи сделаем и пришлем, пусть дают чертежи.

    Я доложил Виноградову, что договоренность есть, но нужны чертежи. Виноградов доложил командующему и Головко разрешил передать чертежи в английскую миссию.

    Через месяц - два с очередными конвоями нам пришли АБ для «щук», «катюш», «эсок». Не дали батарей только для «малюток». Потом Техническое управление ВМФ стало заказывать батареи и для ПЛ Черноморского и Балтийского флотов. Я же приказом Наркома ВМФ Кузнецова был назначен официальным приемщиком английских батарей, прибывших с конвоями. Оплата за батареи шла в счет лендлиза, для всего ВМФ.

    Так что перерыв в отправке конвоев был весьма чувствителен не только для Красной Армии в целом но и, в частности, для бригады ПЛ Северного флота,

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru