Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

    Данный документ, представляющий собой донесение о первом допросе командира ПЛ «Щ-403» капитан-лейтенанта С.И. Коваленко, который был пленен 19 февраля 1942 г. в ходе столкновения и короткого боя его подлодки с отрядом немецких кораблей, предоставлен в распоряжение редакции сборника «Тайны подводной войны» Руне Раутио (Rune Rautio), Норвегия, и впервые опубликован в переводе с немецкого К.Б. Стрельбицким в 17-м номере сборника.
    Текст соответствует оригиналу публикации, примечания даются в сокращении.



Донесение о первом допросе командира русской подводной лодки, потопленной у Хоннингсвога.



19 февраля 1942 года.
минный заградитель «Бруммер».




    Допрос проводил лейтенант береговой артиллерии Рихард Кауфманн, в качестве переводчика выступал старший ефрейтор Лоренц. Спасённый командир лодки оказался единственным уцелевшим с неё. После того, как он получил первую медицинскую помощь для сломанной кости одной из его ног и огнестрельного ранения другой, он показал следующее:


    Имя: Коваленко Семён [1] Иванович, капитан-лейтенант, командир.

1. Лодка.


    Типа «Щ» (класс «Щука») № 403. На борту находилось 40 человек. Лодка имела надводное водоизмещение более 600 тонн, 4 торпедных трубы, на борту имелось 8 торпед. Её задачей было находиться между Нордкапом и Нордкином. При этом командиру предоставлялось право уходить с этой основной линии коммуникаций на второстепенные. Мин на борту у него не было. Выход из базы подводных лодок Полярное 7 февраля. Офицерский состав на борту: капитан-лейтенант (командир), 1 старший лейтенант (по-видимому – 1-й вахтенный офицер), 1 штурман, 1 младший лейтенант (по-видимому, равносильно гардемарину старшего курса), кроме того, политический комиссар в ранге капитан-лейтенанта, 40 лет от роду и «миролюбивый человек», как подчеркнул пленный [2].

Действия:


    Он не взаимодействовал с другими лодками, но знает, что и другие лодки находятся в море. Так, например, на линии Нордкап - Нордкин находится ещё одна лодка. Но он не смог рассказать никаких подробностей о задачах других лодок, так как таковые всегда выдавались на руки командирам лишь за 1/4 часа до выхода в море. «Мы говорили об этом лишь задним числом», - ответил он на этот вопрос. Поход продолжается примерно 14-15 дней, затем, после возвращения до месяца занимает время нахождения на верфи.

Вооружение:


    спереди – 45-мм скорострельная пушка на лафете-тумбе, на корме на рубке – крупнокалиберный пулемёт калибром 12 мм.

2. Наблюдения общего характера:


    Пленный не производит впечатления ожесточённого или фанатичного человека, он спокоен, держится в рамках интеллигентности и у него иногда проявляется юмор. Он отвечает без особых размышлений и чаще всего в дальнейшем, когда через определённое время к этой теме внезапно возвращаются вновь, он сам себе не противоречит. О вещах, в которых он что-то понимает, он говорит даже с удовольствием, просит бумагу, чтобы что-то нарисовать, показывает в «Бейере» [3] типы известных ему кораблей, а на карте – точки и маршруты. Однако, выяснилось, что большевистский капитан-лейтенант не располагает никакими слишком важными новостями, и что он, по-видимому, вовсе не задумывался над такими вопросами, как, например, англо-русское сотрудничество, и больше ничего сказать не может. Когда один раз его показания показались сомнительны, и переводчик призвал его говорить правду, он очень серьёзно протянул тому свою руку и дал своё честное слово».

Предыдущие задачи


    «Это был мой первый поход во вражеские воды. До этого в моих походах я находился между мысом Святой Нос и мысом Канин Нос, на выходе из Белого моря, чтобы препятствовать проникновению немецких «эсминцев» [4]. На вопрос, что это такое, он показал в «Вейере» большевистский эскадренный миноносец «Фрунзе» – он подразумевал немецкие эскадренные миноносцы.

Базы подводных лодок


    В качестве баз подводных лодок он назвал Мурманск, Полярное и Йоканьгу [5] (на 29°20'), у входа в Белое море. Но в последнем пункте с начала войны больше нет подводных лодок.

Ход боя.


    Спрошенный, почему он раньше не заметил нас, он объяснил, что его гидроакустический локатор не работал и не работает. И хотя в последний раз пребывания на верфи «специалисты» этот прибор перебрали, и тот считался приведённым в порядок, но наделе он оставался таким же неисправным, как и был раньше. Он как раз хотел лечь спать, как его позвали на мостик. Когда он поднялся на мостик, «Бруммер» уже прошёл за его кормой. При этом со всех сторон летели трассирующие пули – дальше он уже ничего больше не помнит. Он считает, что причиной перелома его ноги является огнестрельное ранение, в то время, как в действительности это могло возникнуть от тарана. Показания о нескольких минутах боя крайне ненадёжны и расплывчаты. Больше он ничего не может вспомнить.

Личные данные.


    «Я женат и имею 2 детей, маленьких девочку 6 лет и сына 2 1/2 месяцев. Вместе с моей женой мы ещё до войны жили в Мурманске, так как я служил на Северном флоте. Я родился в 1909 году, а моя жена - в 1912-м.

3. Русский подводный флот в Северном Ледовитом океане.


    Он смог дать очень интересные показания о конструкции, применении и типах русских подводных лодок в Северном Ледовитом океане. Последнее состояние подводного флота является следующим. В Мурманске или Полярном находятся: 2 новые подводные лодки типа «С», 3 новые подводные лодки типа «К», 6 новых подводных лодок типа «Щ» 5 новых подводных лодок типа «М».

    1. Тип «С»: Эти лодки имеют надводное водоизмещение 1500 тонн. Каждая из обеих новых лодок была по одному разу в море. При этом одна из них была поражена бомбами немецких лётчиков и с этого момента находится на верфи.

    2. Тип «К»: 3 лодки наиновейшего типа, вступили в строй лишь в 1941 году, также находятся в Мурманске, из них 2 готовы к выходу в море, 3-я – в ремонте. Другие лодки этого типа будто бы действуют на Балтийском море. Масса балласта, принимаемого в подводном положении – 1200 тонн.

    3. Тип «Щ». Этот класс считается стандартным классом красного флота, которые также строятся и в текущее время. Подводное водоизмещение – 600 тонн, вооружение – 1 45-мм скорострельное орудие на лафете-тумбе перед рубкой, 12-мм крупнокалиберный пулемёт на корме на рубке. К началу этой войны 8 лодок этого типа постоянно находились в Полярном-Мурманске. При этом одна лодка в финско-советскую войну была протаранена и с тех пор больше не годна к боевому использованию [6]. Вторая лодка этого класса тем летом была переведена из Мурманска на Дальний Восток (у Владивостока) по Северному Морскому пути [7]. На последовавший на это вопрос, действительно ли лодки этого типа могут покрывать такие большие расстояния, пленный ответил: «На этом пути находятся суда снабжения, которые снабжают проходящие военные корабли горючим и продовольствием». Лодки называют «Щ» по головному кораблю «Щука» [8]. Весь класс носит имена рыб, как «Дельфин», «Форель», «Ёрш» и т.д. У них существует ещё интересное различие: лодки, которые базируются на Балтийское море, имеют имена, а те, которые на Северном Ледовитом океане, носят номера. Первоначально на Северном флоте находились номера: «Щ-401» – в настоящее время ещё находится на Северном Ледовитом океане (район боевых действий), «Щ-402» – то же,«Щ-404» – то же, «Щ-421» – то же, «Щ-422» – то же, «Щ-423» – вышла на Дальний Восток [9], «Щ-424» – протаранена в финско-русскую войну 1939 года, «Щ-403» – лодка пленного, протаранена, потоплена.

    4. Тип «М»: Так называется по головному кораблю «Молодка» [10]. Малый 200-тонный класс, действия которого, продолжаются максимум одну неделю. Первоначально 6 лодок «М» находились в Мурманске, одна опаздывает с возвращением уже на несколько недель. «Она была торпедирована у Петсамо немецкой подводной лодкой!», – сказал об этом пленный. Время - январь [11].

    К его выходу в море в Северном Ледовитом океане имелось в целом 16 подводных лодок.

4. Английские военные корабли и транспорты в Северном Ледовитом океане.


    Так как русский экипаж при таране кричал: «Русские! Русские», то командиры «Бруммера» и М-1503 вначале считали, что нас приняли за английские силы, которые они, возможно, даже ожидали и хотели обратить на себя наше внимание тем, что они русские. Однако в ходе проведённого в ночь с 18 на 19 февраля допроса пленного он сообщил, что вообще не имеет никакого представления о сотрудничестве с англичанами. По его мнению, каждый работает на себя, в одиночку. Он знает лишь о 2 английских военных кораблях в Северном Ледовитом океане. Одна подводная лодка иногда бывает в Мурманске, однако он сам её не видел и поэтому не может её описать [12]. Кроме того, по его данным, временами в Мурманске находится один патрульный корабль типа «Сторожевик» [13]. После этого он нашёл в «Вейере» современный английский эскортный корабль и сообщил, что у корабля в качестве приметы только одна дымовая труба. Этот корабль должен был через неустановленное время вместе с английским 6000-тонным транспортом покинуть Архангельск, где он укрывался от льда. Кроме обеих этих единиц, он ничего не знает об англичанах. Так же он не знает, чем загружен транспорт, каким путём он будет идти в Мурманск и т.д.

    Сам он ещё не добился со своей подводной лодкой никаких успехов. Но его товарищ 3-4 недели тому назад потопил у Нордкина три немецких парохода. Во всяком случае он утверждал это, как вернулся на базу [14]. Об успехах англичан он ничего не знает.

    Он не является членом партии, только кандидатом в члены партии.





Примечания:


[1] – в оригинале документа – «Simon». [назад]

[2] – Имеются в виду офицеры «Щ-403» – кроме самого С,И. Коваленко, соответственно помощник командира корабля старший лейтенант П.В. Шипин, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) старший лейтенант Н.А. Беляев, командир объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) лейтенант Р.-А.К. Шилинский и военный комиссар старший политрук Ф.В. Полянский. [назад]

[3] – Имеется в виду ежегодный карманный справочник по корабельному составу военно-морских флотов мира «Weyer's Taschenbuch der Kriegsflotten», издающийся в Германии с 1900 года, первым автором-составителем которого являлся корветтен-капитан Кайзеровского ВМФ в отставке Бруно Вейер (Bruno Weyer). [назад]

[4] – в оригинале документа – «Iminskijs». [назад]

[5] – в оригинале документа – «Johannskije». [назад]

[6] – Имеется в виду ПЛ «Щ-424», погибшая 20 октября 1939 г. в устье Кольского залива в результате столкновения с рыболовным траулером. [назад]

[7] – в оригинале документа – «nach Daiivastok (bei Wladivosfok)», имеется в виду «Щ-423». [назад]

[8] – в оригинале документа – Flofillenboot «Schtschuka» (Hecht). [назад]

[9] – в оригинале документа – «Dalivostok». [назад]

[10] – в оригинале документа – "Flotillenboot «Molodka». [назад]

[11] – Имеется в виду ПЛ «М-175», потопленная 10 января 1942 г. в районе полуострова Рыбачий немецкой ПЛ «U-584». [назад]

[12] – В течение августа 1941 – января 1942 г. в составе советского Северного флота действовали, базируясь на Полярный, 4 подводные лодки Королевского ВМФ Великобритании – «Sealion», «Seawoif», «Tigris» и «Trident». [назад]

[13] – в оригинале документа – Pafrol-Boof Тур «Starschewik». [назад]

[14] – очевидно речь идёт о действиях в указанном районе в январе 1942 года подводной лодки «Щ-422», командир которой капитан 3-го ранга А.К.Малышев доложил о 3 потопленных им транспортах противника. [назад]


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru