Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

ПРИКАЗЫ И ДИРЕКТИВЫ

Начальника Главного политического управления РКВМФ армейского комиссара 2 ранга РОГОВА в 1942 г.


  1. 6 февраля 1942 г. О состоянии воинской дисциплины за полгода войны

  2. 16 марта 1942 г. О состоянии партийно-политической работы в бригаде подводных лодок КБФ"

  3. 4 августа 1942 г. Об использовании подводных лодок ЧФ для перевозок грузов в осажденный Севастополь

  4. 18 ноября 1942 г. О недостатках в проведении собрания партийного актива в бригаде ПЛ СФ

  1. ОБЗОР О СОСТОЯНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЗА ПОЛГОДА ВОЙНЫ

    № 28695с
    6 февраля 1942 г.



        Полгода Отечественной войны на море показывают, что начальствующий и рядовой состав РКВМФ, понимая серьезность обстановки, наряду с отважным и упорным выполнением боевых заданий, несмотря на ряд больших трудностей, еще больше подтянулся и строго и точно выполняет все требования воинской организации и дисциплины. Железная воинская дисциплина и крепкое политико-моральное состояние абсолютного большинства личного состава кораблей и частей флота обеспечили успешное выполнение сложных боевых задач в Отечественной войне на море и на суше с немецкими оккупантами. Боевые успехи и крупные победы Красной Армии и РКВМФ в декабре и январе месяцах еще более укрепили политико-моральное состояние личного состава кораблей и частей флота и способствовали дальнейшему повышению воинской дисциплины. Однако достижения были бы значительно больше, если бы все командиры и политработники были сами образцом дисциплинированности, настойчивее и серьезнее занимались вопросами поддержания воинской организации и дисциплины на высоком уровне, соответствующим требованиям военного времени. Произведенные Главным политуправлением РКВМФ проверки ряда соединений Черноморского флота, а также материалы, поступающие от политорганов флота, показывают, что в деле укрепления воинской дисциплины на флоте сделано далеко не все, что в некоторых соединениях РКВМФ дисциплина продолжает оставаться не на должном уровне, а на отдельных кораблях и в частях даже ухудшается.

        Основными недостатками в состоянии воинской дисциплины являются:

        1. В РКВМФ есть еще отдельные люди, которые считают, что тяготы войны освобождают их от необходимости строго и точно соблюдать все уставы и указания начальников. Обычно это приводит к самым тяжелым последствиям: бессмысленно гибнут люди и истребляется материальная часть. Подтверждением этого являются участившиеся на всех морях, и особенно на Черноморском флоте, за последние 2 месяца войны аварии и катастрофы в ВВС, посадки кораблей на камни, столкновения и т. д. Например:

        Только за первую половину января в ВВС действующих флотов произошло 5 катастроф и 14 аварий, при этом две трети из них в частях ВВС ЧФ.
    10 декабря 1941 г. летчик 49 АЭ БВФ лейтенант Петров, нарушив наставление по производству полетов (аэродром в тумане, прожектор разряжен и убран, самолет только что вынужденно сел из-за разъединения тяги сектора газа - по халатности техника), произвел взлет с вынужденной посадки, возвратился на аэродром и, идя на посадку на высоте 5 метров, врезался правой плоскостью в крышу, а поплавком в стену дома. В результате - Петров получил ушибы головы и левой руки, а самолет полностью разбит и ремонту не подлежит.

        6 декабря 1941 г. эсминец «Безупречный» ЧФ, выходя из гавани, навалил носом на бочку, а кормой на ТР «Местком» и потерпел аврию. Виновник аварии - командир эсминца, капитан-лейтенант Буряк, допустивший серьезные ошибки в управлении кораблем.

        19 января 1942 г. летчик 63 АБ ЧФ лейтенант Егоров, возвращаясь с боевого задания, зашел на посадку с убранными щитками. Ему была дана красная ракета. При отходе на 2-й круг, отказал правый мотор и самолет с высоты 15 метров ударился носовой частью в землю. В результате - штурман ст. лейтенант Аникеев тяжело ранен, самолет поломан.

    29 ноября 1941 г. волной выброшен на берег в бухте Туапсе ТЩ «Пионер» ЧФ, не имевший своего хода. Виновником этой безобразнейшей аварии является капитан буксира «СП-13» Найдин, который не выполнил трижды отданного ему приказания об отводе тральщика от стенки на внутренний рейд. Найдин отдан под суд.

        31 января 1942 г. летчик 39 АП ВВС ТОФ лейтенант Манжосов, будучи ведущим в паре, самовольно изменил маршрут, нарушил высоту - снизился пикированием на бреющий полет над морем - и врезался в море. Манжосов и его самолет утонули.

        Эти и другие, им подобные случаи аварий и катастроф являются прямым следствием снижения воинской дисциплины в этих частях, ослабления борьбы с авариями и воспитательной работы командиров и политработников вокруг этого важнейшего дела. Имеются в РКВМФ также случаи, когда небрежное отношение личного состава к своему заведыванию - к боевому оружию и технике, к боезапасу, обмундированию и снаряжению - проходит безнаказанным, без должного реагирования их начальников. Это приводит обычно к списанию, к выходу из строя отдельных механизмов, что в боевых условиях влечет за собой невыполнение боевого задания и бесцельные жертвы.

        2. Другим, не менее серьезным недостатком, резко отрицательно влияющим на состояние боеспособности некоторых кораблей и частей РКВМФ является пьянство, особенно на Черноморском флоте. Некоторые командиры и даже политработники, вместо честного выполнения требований директивы НКВМФ № 2009с и Главного ПУ РКВМФ № 75с, сами пьянствуют, роняя честь и достоинство командира РКВМФ, а в отдельных случаях являются инициаторами коллективного пьянстсва.

        Во 2 БПЛ ЧФ из 96 проступков, совершенных в декабре, было 22 случая пьянок, в том числе: младший начсостав - 9 случаев, а начсостав - 2 случая.

        На подлодках «М-32» и «М-36» большинство взысканий наложено в декабре за пьянство. Сам командир подлодки «М-36» лейтенант Комаров не является образцом для своих подчиненных, нередко пьянствует и легко смотрит на быт. Не прекращает систематических выпивок, несмотря не взыскание, и командир подлодки «М-113» капитан-лейтенант Станкевич.

        9 декабря 1941 г. командир КТЩ-76 ЧФ ст. лейтенант Сергунин, получив приказание подготовить катер к несению дозорной службы в море, организовал перед выходом на катере пьянку, в которую втянул командиров отделений Баканова (рулевого) и Пономарева (моториста). В результате выполнение боевого задания было сорвано. Сергунин отдан под суд военного трибунала.

        Помкомандира 18-й желдор. артбатареи КБФ лейтенант Ваганов организовал в ноябре коллективную пьянку с подчиненными командирами: командир 4-го транспортера ст. лейтенант Марчуков, инженер батареи воентехник 2 ранга Зайцев, командир взвода управления артогнем Маринкин, начальник клуба младший политрук Жебко и ряд других командиров. Ваганов из комсомола исключен. Привлечены к партийной и союзной ответственности остальные нарушители дисциплины.

        В январе с. г. из 712-й авиабазы 63 АБ ЧФ через Краснодар в Новороссийск была направлена команда - 50 краснофлотцев под руководством лейтенанта Нечина. Уже в вагоне Нечин начал пьянствовать, а прибыв в Краснодар, распустил команду, сам пошел в ресторан, где напился пьяным и был задержан комендантом. Краснофлотцы разошлись по городу, 15 чел. тоже налились пьяными, а трое из них учинили хулиганские действия на улице. Команду пришлось возвратить в авиабазу, сорвав задание. Нечин предается суду военного трибунала.

        В конце ноября бывший зам. начальника политотдела тыла ЧФ полковой комиссар Куров, явившись на корабль в пьяном виде, начал издеваться и угрожать применением оружия к начклуба тыла, а затем потребовал от него найти младшего командира и немедленно доставить ему чемодан и патефон, вновь угрожая выпустить все пули пистолета в младшего командира. Куров с должности снят, в воинском звании снижен до батальонного комиссара и назначен политруком роты.

        7 января 1942 г. вечером, после организованной в ресторане г. Батуми коллективной пьянки группы командиров, закончившейся дракой и поножевщиной из-за участвовавшей в попойке женщины - военфельдшера, был убит один из участников пьянки - старшина Максимов, содержатель полка морской пехоты. Ведется следствие.

        К каким последствиям приводит пьянство нагляднее всего видно на примере бывшего командира подлодки «Л-23» 1 БПЛ ЧФ капитана 2 ранга Шатского и бывшего военкома танкера «Передовик» ЧФ ст. политрука Комлева. Шатский в течение около полугода систематически пьянствовал, в том числе на корабле и со своими подчиненными; неоднократно пьянки сопровождались дебошем, оскорблением и грубостью к подчиненным, вплоть до угрозы расстрела на месте за невыполнение нелепых и преступных его приказаний. Шатский неоднократно наказывался и предупреждался. В ответ на это у Шатского появились антикомиссарские настроения, и он неоднократно пытался дискредитировать своего комиссара в глазах подчиненных. 4 января 1942 г. вечером Шатский, напившись пьяным, пришел на лодку, учинил сборище личного состава и приказал младшему командиру Войтенко по случаю предстоящего похода лодки играть на баяне, пригрозив расстрелом на месте за отказ. К личному составу лодки приставал с поцелуями, а отказывающихся называл не уважающими и не любящими своего командира. Шатский исключен из рядов ВКП(б), отстранен от командования лодкой и отдан под суд военного трибунала. Комлев систематически пьянствовал с участием женщин, пьяным появлялся на корабле, дискредитировал себя в глазах подчиненных; никакой борьбы с пьянством и недисциплинированностью не вел. Видя, что командиры и комиссар пьянствуют, часть краснофлотцев тоже занялись пьянками, а вино брали из запасов корабля, взламывая замки кладовых. Комлев исключен из рядов ВКП(б) и отстранен от занимаемой должности.

        3. Продолжают еще иметь место в некоторых соединениях РКВМФ и такие грубейшие нарушения воинской дисциплины и отрицательные явления, как: неисполнение приказания, сон на посту, самовольные отлучки, пререкания и грубость подчиненных к начальникам и отдельные, буквально единичные случаи дезертирства.

        На крейсере «Красный Крым» ЧФ за 1/2 года войны было 6 случаев дезертирства, в том числе 1 кандидат партии и 3 комсомольца. На этом же крейсере количество дисциплинарных проступков, хотя и уменьшается, но продолжает оставаться большим; дисциплина по-прежнему на низком уровне: ежемесячно подвергается взысканиям от 11-13 % краснофлотцев и от 15 до 20 % начсостава.

    Сентябрь Октябрь Ноябрь
    Всего проступков 112 98 63
    из них:
    пререканий с командирами 17 27 2
    уход с поста и сон на посту 4 7 2

        Характерным для действующих флотов является то, что воинская организация и дисциплина значительно ниже на кораблях, стоящих в базах, удаленных от линии боев, а также в частях, расположенных в тыловых базах. Таким образом, чем глубже в тыл, тем ниже дисциплина и организованность, тем больше всяких чрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев и т. п., совершаемых, как показывают расследования, главным образом на почве пьянства и неудовлетворительной организации службы.

        Где причины того, что в некоторых соединениях, на отдельных кораблях и частях воинская дисциплина находится все еще не на высоком уровне?
    Главными из них являются:

        1) Недостаточная личная примерность и требовательность части начсостава к себе и подчиненным в вопросах дисциплины, терпимое отношение, либерализм, а в отдельных случаях и прямое попустительство к нарушителям дисциплины. Вместе с тем все еще имеет место недооценка воспитательного значения приговоров военного трибунала, ограничение работы по приговорам лишь зачтением их личному составу перед строем.

        2) Все еще слабая работа партийных и комсомольских организаций по активизации авангардной роли коммунистов и комсомольцев в борьбе за железную воинскую дисциплину; наличие не единичных фактов личной недисциплинированности коммунистов и комсомольцев, при недостаточно решительном, быстром и остром реагировании на это со стороны партийных и комсомольских организаций.

        3) Неудовлетворительное выполнение многими командирами и политработниками одного из требований приказа НКО тов. Сталина за № 0391, в котором предлагалось:

        «Всем командирам, политработникам и начальникам повседневно беседовать с красноармейцами, разъясняя им необходимость железной воинской дисциплины, честного выполнения своего воинского долга, военной присяги и приказов командира и начальника».

        4) Наличие отдельных фактов подмены воспитательной работы руганью, репрессиями и рукоприкладством, забвение истины, что «применение репрессий является крайней мерой, допустимой лишь в случаях прямого неповиновения и открытого сопротивления в условиях боевой обстановки или в случаях злостного нарушения дисциплины и порядка лицами, сознательно идущими на срыв приказов командования» (Сталин).

        Нередки также случаи, когда взыскания накладываются без реального учета возможности их применения, чем снижается их воспитательное значение (арестовывают, а гауптвахта нет, лишают очередного отпуска из пределов части, базы и т. п.).

        5) Все еще слабая работа некоторых военкомов и политорганов по воспитанию начсостава, особенно прибывшего из запаса.

        По-прежнему неудовлетворительная работа военкомов и политорганов с младшими командирами, которые почти полностью самоустранились от участия в дисциплинарной практике. Политорганы неудовлетворительно контролируют деятельность военкомов по укреплению воинской дисциплины.

        Указанные в обзоре недостатки в состоянии воинской дисциплины в некоторых соединениях РКВМФ настоятельно требуют коренного улучшения дела боевого и политического воспитания личного состава в этих соединениях и в этих целях еще более настойчивого осуществления военкомами систематического контроля за выполнением всех приказов высшего командования.

    Предлагаю:


        1. В кратчайший срок устранить все отмеченные в обзоре недостатки в состоянии воинской дисциплины.

        2. Начальникам политорганов и военкомам соединений и кораблей (частей) установить личный неослабный контроль за состоянием воинской организации и дисциплины, за осуществлением дисциплинарной практики, своевременно принимать самые решительные меры для укрепления дисциплины и организованности, не допуская ослабления, их в какой бы то ни было форме.

        Военкомам соединений и кораблей (частей) повседневно контролировать выполнение требований приказа НК ВМФ № 00400- 1942 г. и ранее изданных приказов и директив по вопросам дисциплины.

        3. Начальникам политорганов периодически проводить совещания военкомов кораблей (частей) по вопросам укрепления воинской дисциплины личного состава, организации с ним воспитательной работы, обобщать и широко распространять положительный опыт борьбы лучших военкомов за укрепление воинской дисциплины и порядка на корабле (в части).

        4. Командирам и военкомам кораблей (частей) созывать периодически совещания начальствующего состава (отдельно - младшего начсостава) для подчинения итогов, распространения положительных образцов и для постановки очередных задач в работе по воспитанию личного состава и укреплению воинской дисциплины.

        5. На закрытых собраниях парторганизаций периодически ставить вопросы состояния воинской дисциплины личного состава, примерности коммунистов и комсомольцев и выдвигать конкретные задачи перед парторганизацией в деле дальнейшего укрепления дисциплины.

        6. В учебных заведениях и отрядах, в школах подготовки младшего начсостава особое внимание военкомов и политорганов должно быть обращено на воспитание каждого курсанта, ученика в духе беззаветной преданности Родине и Сталину, нерушимой верности военной присяге, в духе высокой воинской дисциплинированности и безупречной исполнительности, честности, правдивости и моральной чистоты. Личным примером преподавателей и командиров, всей организацией службы, порядка, учебы и дисциплиной в учебном заведении, всей системой партийно-политической работы - курсант (ученик) должен быть подготовлен к тому, чтобы самостоятельно и главное без серьезных ошибок решать на корабле (в части) сложнейшую и почетнейшую задачу - военного и политического воспитания бойцов РКВМФ.

        7. Усилить и качественно улучшить разъяснительную работу о необходимости поддержания дисциплины в военное время на более высоком уровне, чем в мирное. Пропаганду военной присяги. Корабельного, Дисциплинарного и других уставов сделать еще более острой, предметной доходчивой и непрерывной. Систематически организовывать и проводить с личным составом беседы, ставить лекции и доклады для начсостава (отдельно - для младшего начсостава) о значении и сущности советской воинской дисциплины. Например:

        Дисциплина - главная сила армии и флота. «Войско без дисциплина превращается в сброд» (Сталин).
    Современный бой требует железной воинской дисциплины.
    Высокие моральные качества наших бойцов и командиров - основа советской воинской дисциплины.
    Честное и самоотверженное выполнение воинского долга и военной присяги - сущность нашей дисциплины.
    Приказ командира - закон.
    Самовольный уход с поста, с поля боя или сон на посту - предательство и измена. Умереть, но выполнить боевой приказ.
    Ничто не может помешать выполнению приказа. Умереть, но выполнить приказ.

        В беседах и докладах, лекциях шире популяризировать боевые подвиги и образы самоотверженного выполнения воинского долга бойцами, командирами и политработниками.

        8. Военкомам соединений, кораблей (частей) систематически проверять несение личным составом вахтенной и караульной службы, состояние гауптвахт, учет на корабле (в части) и в соединении дисциплинарных проступков, взысканий и поощрений, на месте добиваясь устранения вскрытых недостатков.

        9. Начальникам политуправлений флотов и политотделов флотилий к 25 апреля 1942 г. представить в Главное ПУ РКВМФ политдонесение о состоянии воинской дисциплины и дисциплинарной практики и о мерах, проводимых с целью ее дальнейшего укрепления.

        10. С обзором ознакомить включительно до командира и военкома корабля (отдельной части) и секретаря парторганизации.

    Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ Начальник 1-го отдела Главного политуправления РКВМФ бригадный комиссар ЛОЩАКОВ
    ОЦВМА, ф. 243, д. 23624, л. 27-30. Типографский оттиск.

    оглавление


  2. ДИРЕКТИВА ГЛАВПУ РКВМФ ВОЕННОМУ СОВЕТУ И НАЧАЛЬНИКУ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ КБФ, ВОЕНКОМУ И НАЧПОЛИТОТДЕЛА БРИГАДЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК КБФ

    О СОСТОЯНИИ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В БРИГАДЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК КБФ

    №13с
    16 марта 1942г.



        Главное политическое управление РКВМФ проверило в феврале месяце состояние партийно-политической работы на бригаде подлодок КБФ. Проверкой установлено, что в обстановке исключительных трудностей, созданных длительной блокадой г. Ленинграда, политработники, партийные и комсомольские организации бригады подводных лодок сумели сохранить у большинства личного состава крепкий боевой дух. Ярким выражением политического подъема является успешный ход ремонта, проводимого силами почти исключительно личного состава бригады. Вместе с тем проверка вскрыла наличие ряда крупных недостатков, свидетельствующих о неудовлетворительном выполнении некоторыми комиссарами и политотделом требований директив Главного политуправления РКВМФ.

        Основными недостатками являются:

        1) Воинская дисциплина на ряде подводных лодок продолжает оставаться неудовлетворительной. По-прежнему велико количество случаев грубейшего нарушения воинской дисциплины: сон на вахте, оскорбления, грубость и пререкания, особенно с младшим начсоставом, небрежное отношение к оружию. Характерным в состоянии дисциплины является то, что командный состав менее дисциплинирован, чем рядовой. В бригаде развито пьянство, особенно среди начальствующего состава. В результате пьянства и разложения в бригаде произошел такой дикий случай. 29 января старший краснофлотец Трофимов, комсомолец, зарубил топором мичмана Сидоренко и глав. старшину Никонова, а затем и сам застрелился. Вся эта группа, работая в торпедном кабинете бригады, систематически пьянствовала, ходила в город по поддельным увольнительным. Группа была подчинена флагману Иодковскому, который интересовался только техникой, но не людьми. О пьянстве этой группы было известно военкому бригады тов. Майорову, который ограничился арестом Трофимова, но не заинтересовался этой группой.

        2) Воровство, случаи хищения и разбазаривания продуктов и личных вещей командиров и краснофлотцев стали в бригаде массовым явлением, при этом воровством занимаются не только краснофлотцы, но и некоторые командиры. В течение декабря-января на подлодке «К-51» разворовано и разбазарено 205 литров водки, около 16 кг масла, 23 кг молока, 115 кг консервов, 1.45 кг печенья и около 270 кг галет. Кроме того, списано актами (часть из которых сомнительна) - 261 литр водки, 214 кг копченостей и 4500 шт. яиц. Продукты расходовались на свадьбу одного из лейтенантов, растаскивались по квартирам. Никаких норм снабжения не было - военком Рацуцкий с воровством и разбазариванием борьбы не вел. Еще осенью 1941, г. на этой же лодке было массовое хищение продуктов. Для отчетности за продукты фабриковались фиктивные акты, которые утверждались командованием подлодки и дивизиона. Это позорное явление могло иметь место потому, что командование бригады решительных мер по искоренению воровства не принимало. Военком бригады тов. Майоров, знавший о неблагополучии на подлодке «К-51» и др., писавший громкие резолюции на актах этой подлодки, дальше резолюции не пошел, никаких мер не принял и до последних дней считал Рацуцкого хорошим комиссаром. Аналогичное разбазаривание и воровство было допущено на подлодке «Щ-304», где разворовано 32-суточный автономный паек на групповые пьянки и банкеты с участием командира дивизиона Червинского. Пьянство на лодке началось еще в октябре, бывало и в боевых походах. Однажды командир подлодки Афанасьев напился до того, что не мог вести корабль, в другой раз он не мог отличить южную часть Гогланда от северной. Военком подлодки Быко-Янко вместо борьбы с расхитителями потворствовал им, участвуя в пьянках на подлодке, одна из которых была устроена по случаю дня его рождения. Военкому бригады Майорову было известно о неблагополучии на этой подлодке. Больше того, посланный на нее инструктор политотдела Гапон обнаружил недостачу пайка на 28 суток еще в декабре месяце. Однако тов. Майоров не дал делу должный ход и вновь послал комиссию на лодку. До февраля месяца так и тянулось это дело. Военком подлодки «Щ-304» Быко-Янко считается также хорошим комиссаром. Его работу в январе месяце проверяло ПУ КБФ и ничего серьезного не обнаружило. Крупное воровство обнаружено и на базе учебного дивизиона бригады, на плавбазе «Смольный», где украдены вещи погибших командиров; много мелких краж и на других подлодках. За один только январь месяц военным трибуналом осуждено 17 чел., в том числе за кражу продуктов-16 чел. Однако сурово судили в бригаде за мелкое воровство, а крупные воры и их покровители оставались безнаказанными.

        Основными причинами такого состояния дисциплины и широкого распространения в бригаде позорного явления воровства являются:

        а) низкая требовательность всех звеньев начсостава, широко распространенное панибратство, увещевания и либерализм к нарушителям дисциплины и к жуликам; отсутствие примерности некоторых командиров и комиссаров, их личная распущенность и моральная невыдержанность;

        б) ослабление, а в ряде случаев отход партийных и комсомольских организаций от борьбы за укрепление воинского порядка и дисциплины. Не плохо обеспечивая судоремонт, парторганизации ряда подлодок запустили внутрипартийную работу: ослабла партийная дисциплина, по два-три месяца не проводились партийные собрания, а там, где созывались, готовились плохо. Самым же серьезным упущением является разрыв между большим ростом парторганизаций и работой по большевистскому воспитания молодых коммунистов, которая находится на крайне низком уровне и даже вовсе отсутствует («Щ-318»); вместе с тем есть подлодки, парторганизации которых за все время войны не приняли в кандидаты партии ни одного человека («Щ-306», «М-95»);

        в) неудовлетворительность агитационно-пропагандистской работы, низкое качество политинформаций и политбесед, запущенность работы с агитаторами, забыты в пропаганде такие вопросы, как военная присяга, закон о каре за измену Родине и др.; слабая воспитательная работа с начальствующим составом. Политотдел БПЛ, привлекая из местных партийных организаций докладчиков по вопросам военного положения, не проверял их конспекты (тезисы) и в результате некоторые из этих докладчиков фантазировали, врали и разбалтывали военные секреты, нанося тем самым ущерб делу агитации и пропаганды;

        д) ряд военкомов подлодок плохо выполняют основные требования «Положения о военных комиссарах». Будучи слабо подготовленными в военном отношении, некоторые военкомы подлодок оказались неспособными преодолеть пассивность действий и явную растерянность некоторых командиров в первые месяцы войны и мало что делают сейчас для повышения своей военно-морской подготовки. Не у всех военкомов проявляется большевистская бдительность, что подтверждается наличием массового воровства, пьянства, а также отдельными случаями недостаточно активной борьбы с носителями антисоветских высказываний, не всегда военкомы организуют активное разоблачение и изоляцию антисоветских элементов.

        29 января на подлодке «С-9» рабочий завода вел в отсеке махровую контрреволюционную пропаганду. Военкому подлодки тов. Селезневу этот случай стал известен только к исходу следующего дня и то благодаря партсобранию. Тов. Селезнев на другой день пришел сам поговорить с рабочим, который опять повел контрреволюционную агитацию. Вместо того чтобы пресечь агитацию, тов. Селезнев вступил в длительную полемику с рабочим в присутствии краснофлотцев, после чего ограничился сообщением в Особый отдел. До 12 февраля, когда прибыл представитель Главного ПУ РКВМФ, тов. Селезнев никаких других мер по этому случаю не принял;

        е) неудовлетворительное руководство политотдела бригады работой военкомов подлодок и поверхностный контроль за состоянием партийно-политической работы на подводных лодках. Политотдел бригады занимался больше обследованием, нежели кропотливой организаторской и агитационно-пропагандистской работой на каждой подлодке; слабо требовал с опытных военкомов, мало помогал молодым комиссарам, плохо учил их практике партийной и политической работы. Политотдел бригады представил в ГлавПУ РКВМФ за декабрь-февраль месяцы до 20 политдонесений, но ни в одном из них не вскрыл действительного состояния бригады, ограничиваясь фиксацией отдельных явлений, отдельных случаев мелкого воровства;

        ж) неудовлетворительная работа военкома бригады полкового комиссара тов. Майорова, который сжился с безобразиями на подлодках и в бригаде, примиренчески относился к грубейшим проступкам и воинским преступлениям отдельных командиров и комиссаров подлодок, смазывал, скрывал от вышестоящих политорганов действительное положение дел в бригаде. Во взаимоотношениях с военкомами подлодок и дивизионов проявлял грубость, плохо руководил ими и политотделом бригады;

        д) слабое руководство политуправления КБФ работой политотдела бригады и недостаточный контроль за практической деятельностью военкомов, плохое знание кадров военкомов важнейшего соединения флота.

    Приказываю:


        1. Военкома бригады подлодок КБФ полкового комиссара тов. Майорова как несправившегося - от занимаемой должности отстранить и направить в распоряжение Главного политуправления РКВМФ.

        2. Военкома подводной лодки «К-51» старшего политрука Рацуцкого, допустившего разбазаривание продуктов на подлодке и не принявшего должных мер к ликвидации воровства, предупредить о неполном служебном соответствии.

        3. Военкома подводной лодки «Щ-304» старшего политрука Быко-Янко за отсутствие борьбы с массовым хищением продуктов и пьянство на подлодке, за личное участие в них понизить в военном звании до политрука.

        4. Начальнику политотдела бригады подлодок КБФ батальонному комиссару тов. Медведицкому объявляю выговор за недостаточную настойчивость по устранению недостатков в политической работе.

        5. Обращаю внимание начальника политуправления КБФ дивизионногокомиссара тов. Лебедева на слабое руководство работой политотдела бригады подлодок КБФ.

        6. Военкому БПЛ и начальнику политотдела в кратчайший срок устранить вскрытые проверкой недостатки.

        7. Организовать специальную военно-морскую подготовку военкомов подлодок, до начала летней кампании занятия проводить не менее 4 раз в неделю, в дальнейшем - во время нахождения подлодок в базе; установить строгий контроль за самостоятельной работой военкомов; добиться, чтобы к началу летней компании каждый военком подлодки знал устройство своего корабля, его тактико-технические элементы и умел использовать надводное оружие подлодки.

        8. Дифференцировать руководство работой военкомов подлодок: молодых, недостаточно опытных военкомов - больше учить личным показом на месте, опытных военкомов - чаще контролировать, больше требовать с них.

        9. Военкомов дивизионов обязать периодически созывать собрания партийного и комсомольского актива дивизиона по вопросам практики партийной и комсомольской работы.

        10. Улучшить воспитательную работу с начсоставом, активизировать военно-морскую и политическую пропаганду; систематически организовывая специально для начсостава квалифицированные лекции и доклады. Настойчивее вовлекать начсостав в воспитательную работу с краснофлотцами и младшим начсоставом.

        11. Систематичнее и настойчивее работать по укреплению авторитета начсостава, с краснофлотцами и особо с младшим начсоставом организовать и провести серию докладов и бесед о роли командира в бою и повседневной службе, о командирах героях-подводниках и т. п.

        12. Провести дополнительно разъяснительную работу среди краснофлотцев и начальствующего состава в духе требований приказа НКВМФ № 0210 и директив Главного ПУ РКВМФ о борьбе с хищениями и об экономии во всем.

        13. В партийной работе главным считать: организацию повседневного большевистского воспитания кандидатов и молодых членов партии, прежде всего методом индивидуальной работы с каждым, вовлечение их в активную партийную работу, укрепление партийной дисциплины в организациях, повышение идейного уровня партийных собраний, активизацию каждого коммуниста и всей организации в целом.

        14. Поднять качество всей агитационно-пропагандистской работы в бригаде, улучшив контроль за ее содержанием; шире использовать свои кадры агитаторов и пропагандистов. Военкомам дивизионов подводных лодок систематически лично вести пропагандистскую работу.

        15. Разъяснить военкомам дивизионов ПЛ ПЛ, что они также несут ответственность за недостатки обнаруживаемые на ПЛ ПЛ, входящих в дивизионы. Оценить работу военкомов ДПЛ нужно по уровню боевой готовности и политико-моральному состоянию подчиненных им ПЛ ПЛ.

        16. Политуправлению КБФ: а) укрепить политотдел БПЛ опытными инструкторами; б) помочь политотделу в организации и проведении среди начсостава политической и военно-морской пропаганды; в) улучшить кульобслуживание подводников.

        17. Начальнику политуправления КБФ дивизионному комиссару тов. Лебедеву в мае месяце лично проверить работу политотдела БПЛ и представить мне к 1.06.42 г. доклад о результатах проверки.

        Настоящую директиву объявить военкомам ПЛ ПЛ КБФ, а на остальных флотах до военкома ДПЛ.


    Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ
    ЦВМА, ф. 11, on. 2, д. 129, л. 59-64. Подлинник.

    оглавление


  3. ОБЗОР «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ЧФ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ОСАЖДЕННЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ»

    № 31203
    4 августа 1942 г.



    Июнь-июль 1942 г.

        К перевозке грузов с Кавказского побережья в г. Севастополь и к эвакуации раненых из осажденного Севастополя в июне-июле месяцах 1942 г. были привлечены подводные лодки Черноморского флота. Для выполнения этих операций были использованы подводные лодки всех типов. Перевозка грузов на подводных лодках проводилась впервые, и опыта в этом деле не было никакого. Подлодки типа <М> и <А>, выгрузив торпеды и часть артбоезапаса, брали груз в Новороссийске и следовали в Севастополь.

        Так, 14 июня подлодка «М-33» (командир лодки капитан-лейтенант Суров) приняла на борт консервированный гороховый суп в банках, общим весом около 7 тонн. В весовом отношении количество груза соответствовало предварительным расчетам, но вместить в лодку груз легкий по весу и объемистый по габаритам представляло большие затруднения, требовалось много места. Ящики с консервами укладывались, где только было возможно. Основное количество грузов было размещено во 2-м и 4-м отсеках. В первом рейсе подлодка оказалась настолько забитой грузами, что многие ответственные механизмы не имели к себе доступа. Например, если бы при погружении вентиляция первого номера пневматически не отработала, то вручную ее открыть было бы невозможно. Недопустимость такой загрузки лодки была совершенно очевидной. В последующих рейсах других подлодок этот недостаток не повторялся. Закончив погрузку, лодка 14 июня вышла в Севастополь. К берегам Крыма она подошла в районе Кикенеиза и в 50 кабельтовых от берега произвела погружение, пройдя в подводном положении до Траверза Балаклавы, где лодка всплыла. После всплытия лодка была обнаружена самолетами противника. За Балаклавой по лодке открыла огонь немецкая батарея. Когда снаряды стали накрывать лодку, ей пришлось уйти под воду и подводным ходом идти до Фиолента. 15 июня в 23 ч 30 мин лодка благополучно вошла в Камышевую бухту, в течение часа произвела разгрузку сразу на автомашины и через три часа вышли в Новороссийск. По пути три раза погружалась от самолетов противника.

        Подлодка «М-33» совершила два рейса. Для третьего рейса было погружено в лодку 7 тонн боезапаса и 6 тонн бензина. Бензин был принят в 4-ю балластную цистерну. Лодка вышла из Новороссийска, но была возвращена, ей было приказано откачать бензин. Не успев как следует очистить лодку от растекавшегося по всем трюмам бензина и от большого скопления бензиновых паров внутри лодки, она вышла на дифферентовку. До начала дифферентовки при окончании приема расчетной дифферентовочной воды произошел взрыв паров бензина. Воспламенение произошло в центральном посту и распространилось по всем отсекам, кроме концевых. Люди, находившиеся внизу, особенно в центральном посту, получили сильные ожоги. Но, несмотря на это, они продолжали выполнять свои обязанности, и лодка ни на минуту не теряла управление. Из центрального поста люди вышли наверх с горящей на них одеждой, обгоревшими лицами и руками, на всех горела кожа тела, так как они до пояса были голые. Командир приказал бойцам прыгать в воду. Своему помощнику лейтенанту Рузову он приказал спуститься вниз и осмотреть, задраены ли переборки. Внизу стоял черный дым и невыносимая жара. Дышать было нечем. Командир отделения мотористов Бувалко спустился во второй и четвертый отсеки для проверки, не горят ли мины. Командир БЧ-5 Орденоносец инженер-лейтенант Сапегин в момент взрыва сильно обгорел, превозмогая боль, он без приказания командира обошел все отсеки, тщательно их обследовал и только после полного осмотра лодки поднялся наверх, доложил командиру, что очагов пожара в отсеках нет и тут же потерял сознание. После взрыва лодка подошла к стенке. Все пострадавшие были отправлены в госпиталь. Выгрузив боезапас, личный состав приступил к очистке лодки, путем щелочения и промывки соляром цистерн, трюмов и магистралей.

        При взрыве от сильного давления сел металлический настил над батареей и замкнул в нескольких местах элементы батареи. Побиты электроприборы и манометры. 27 июня лодка пришла в Очемчири для ремонта. Личный состав подлодки вел себя исключительно мужественно и стойко. Не было ни одного случая трусости или малодушия. Все были готовы выполнить любое приказание командира.

        Другая подводная лодка «М-60» (командир лодки капитан-лейтенант Кудрявцев) в Новороссийске приняла на борт мины, противотанковые патроны и мясные консервы, общим весом 7 тонн. Дополнительно в 4-ю цистерну был принят бензин. Почти уже закончили приемку бензина, как во всех отсеках произошел взрыв паров бензина. Из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Из центрального поста выскочили наверх сильно обгоревшие люди. По приказу командира они бросились в воду. Командир отделения Власенко весь в огне (горела одежда и волосы) перед прыжком в воду крикнул командиру: «Закройте судовую вентиляцию, внизу горят мины». Секретарь парторганизации командир БЧ-5 воентехник 1 ранга Кохин, находившийся на верхней палубе, услышав, что внизу горят мины, бросился во второй отрек и вместе со старшиной группы электриков Глебовым вынесли наверх два ящика с горящими минами. Обследовав весь отсек и убедившись, что горящих мин больше нет, они вышли наверх. Следуя примеру секретаря парторганизации, все краснофлотцы и командиры работали смело и отважно, пренебрегая личной опасностью. Лодка немедленно дала ход и отошла от танкера с бензином. Людей из воды приняли на другую, рядом стоящую подводную лодку.

        Более серьезные последствия произошли на подлодке «М-32» (командир лодки капитан-лейтенант Колтыпин). 21 июня, прогрузив мины и винтовочные патроны весом 8 тонн и приняв 6 тонн бензина, лодка вышла в Севастополь. Придя в Стрелецкую бухту, выгрузили боезапас и откачали бензин. Однако бензин обнаруживался в самых неожиданных местах по всей лодке. 23 июня при погружении для дифферентов и заполнения 4-й баластной цистерны пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки (наружной вентиляции цистерна № 4 не имеет).

        В момент окончания дифферентов произошел взрыв в центральном посту. Лодка была под водой. При взрыве люди получили ожоги лица и рук и, несмотря на это, вели себя исключительно смело и самоотверженно. Обгоревшие товарищи рвались исполнять служебные обязанности и помогали, как могли. Сложность обстановки усугублялась тем, что лодка не могла выйти из бухты в светлое время суток, так как сразу же попала бы под ураганный огонь батарей и самолетов противника.

        Штабом флота командиру лодки было отдано приказание выбрать удобное место и лечь на грунт до наступления темноты. С наступлением темноты всплыть и идти в Новороссийск. Лодка должна была пролежать на грунте 16 часов. Условия внутри лодки были чрезвычайно тяжелые, воздух в помещениях лодки насыщался парами бензина, но другого выхода не было. Командир лодки, найдя 35-метровую глубину у выхода из Стрелецкой бухты, лег на грунт. Кроме экипажа корабля на лодке находились: два корреспондента, два командира из гидрографического отдела флота, два раненых командира с фронта и две женщины, взятые из Севастополя. Командир лодки отдал приказание: «Всем лежать и лишних движений не делать». А сам до 10 часов проверял отсеки и беседовал с людьми. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали дуреть, терять сознание.

        В 12 часов секретарь парторганизации лодки тов. Сидоров разбудил командира и сказал: «В лодке тяжело, надо что-то делать». Командир лодки проверил состояние людей и убедился, что в нормальном состоянии остались единицы. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: «Что это все значит». Большинство людей лежало в обморочном состоянии. Женщины уговаривали командира всплыть, а когда им обяснили, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть, и просили застрелить их. К 12 часам способность соображать и действовать сохранилась только у трех человек: командира лодки Колтыпина, старшины группы Пустовойтенко и краснофлотца Сидорова. До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда командир почувствовал, что дальше не выдержать, он приказал Пустовойтенко не спать, считая боевой задачей - во что бы то ни стало продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира. Несколько раз командир просыпался и напоминал Пустовойтенко о его задаче. Пустовойтенко продержался до 21 часа, стал будить командира, но последний встать не мог. Взятый с берега, взамен обгоревшего механика Дьяконова, механик Медведев, будучи в ненормальном состоянии, несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и пытался открыть люки. За ним спокойно ходил краснофлотец Сидоров и за ноги оттаскивал его от люков. Медведеву все же удалось незаметно отдраить люк в 6-й отсек, но 35-метровое давление не дало люку открыться. Люк остался отдраенным, и это впоследствии сказалось. Пустовойтенко пытался разбудить механика Медведева, на руках перенес его в центральный пост, чтобы с ним продуть лодку и всплыть, но этого сделать не удалось. Тогда Пустовойтенко решил перенести в центральный пост командира лодки, самому продуть балласт и, когда лодка всплывет, вынести командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он быстро очнется. Пустовойтенко продул среднюю. Лодка всплыла под рубку. Затем он открыл люк, но от удара свежего воздуха тоже стал терять сознание. Чувствуя, что он теряет сознание, успел задраить люк и упал вниз. В таком состоянии лодка оставалась на протяжении двух часов. Через отдраенный люк в 6-й отсек стала поступать вода, заполнила трюм 6-го отсека и залила главный электромотор. Течением воды лодку отнесло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Когда Пустовойтенко пришел в себя, он открыл рубочный люк и вынес наверх командира лодки. Командир очнулся, но управлять лодкой долго не мог. Пустовойтенко за это время пустил судовую вентиляцию, задраил люк в 6-й отсек и откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил его на вахту к электростанции. Командир лодки приступил к управлению кораблем. Лодка стояла носом к берегу. Командир дал команду «задний ход», а электрик Кижаев, не придя еще в полное сознание, вместо «назад» дал ход «вперед». Командир спустился вниз и спросил Кижаева, почему он не дает хода назад. Кижаев на это ответил: <Наша лодка должна идти только вперед, назад нельзя: там фашисты>. Командир приказал Пустовойтенко стоять у станции и обеспечивать правильное исполнение команд Кижаевым, сознание которого еще не совсем прояснилось. От ударов о камни сломался вертикальный руль и мог перекладываться только влево. Батарея разрядилась. Сняться с камней не могли. Командир, будучи в полусознании, не находил правильного решения. В этот тяжелый для лодки момент краснофлотец Гузий сказал командиру: «Товарищ командир, а что если мы рванем дизелем». Командир сразу же принял этот простой и правильный совет. Пустовойтенко и моторист Щелкунов приготовили дизель и дали с места 600 оборотов. Лодка пошла по камням и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, лодка вышла из минного поля и взяла курс на Новороссийск. Зная, что по пути следования предстоят погружения, включили на зарядку батарею. От работы дизеля в лодке усилилась вентиляция и атмосфера несколько разрядилась, люди начали приходить в себя. 25 июня утром лодка прибыла в Новороссийск, ее промыли, прощелочили и 26 июня она вышла в Очемчири.

        Оценивать действия людей на этой лодке в обычном смысле нельзя, поскольку с течением обстоятельств почти весь личный состав был выведен из строя, кроме одного физически сильного старшины группы тов. Пустовойтенко. Тов. Пустовойтенко, краснофлотец Сидоров и командир подлодки Калтыпин сделали все для спасения корабля и всего личного состава. Выполняя воинский долг перед Родиной, люди этой героической лодки шли на любые лишения, шли на самопожертвования, но боевую задачу командования выполнили с честью.

        Последующие операции подлодок по перевозке грузов в Севастополь никаких происшествий не имели, хотя они также брали и бензин. Единственная крупная неприятность, которую пришлось испытать личному составу - это действие паров бензина.

        После откачки бензина, при новой дифферентовке, учитывая опыт первых лодок, принимались возможные меры предосторожности, а именно: при заполнении балласта оставляли пустой среднюю цистерну и рубочный люк открытым до тех пор, пока не заполнится водой четвертая цистерна и воздух вместе с газами оттуда не выйдет в центральный пост, а затем через люк наружу.

        Подлодка «М-118» (командир лодки старший лейтенант Савин) проделали три рейса. Бойцы и командиры работали дни и ночи. Они сами грузили и выгружали боезапас, на переходе бдительно несли вахту и несмотря на большое напряжение сил, никаких жалоб на усталость не было. Обстановка в лодке была тяжелой. Пары бензина действовали настолько сильно, что люди теряли сознание, беспричинно смеялись и вели себя ненормально. Боцман не мог держать лодку на заданной глубине, рулевой - на заданном курсе. Лодку на переходах бомбили катера и авиация противника. Сброшено свыше 80 бомб. Особенно трудно было производить выгрузку, т. к. пристань непрерывно обстреливалась артогнем, работать приходилось все время под обстрелом.

        2 июля вражеские самолеты бомбили Новороссийск. На месте стоянки лодок на воде горел соляр метровым слоем. Для выхода лодке пришлось разворачиваться в огне и проходить через огонь. Лодка этот маневр проделала хорошо и вышла из огня без вреда для людей и лодки. Личный состав во время походов действовал хорошо. Образцово показали себя: командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Панов, штурман лейтенант Шушаков, мотористы Колосовский, Слюсарь, Николаенко, радист Гончаров, главстаршина торпедист Барыкин, электрик Пилгуй, боцман Денисов и рулевой Власов. Хорошо работали секретарь парторганизации Колосовский, который очень внимательно направлял работу коммунистов и добился хороших результатов их работы. Колосовский проводил индивидуальную работу с теми товарищами, которым особенно нужна была помощь. Перед походом в Севастополь и по возвращении в Новороссийск военком 7-го дивизиона батальонный комиссар Никитин с личным составом проводил итоговые беседы.

        Подлодка «Л-4» (командир капитан 3-го ранга Поляков, военком батальонный комиссар Атран) совершили 3 рейса. Перевезено 230 тонн боезапаса и продовольствия в Севастополь. Из Севастополя вывезено 236 человек. При переходах на лодку сброшено 84 глубинных бомбы. Переходы из Новороссийска в Севастополь и обратно совершались полными ходами. При погрузке в базе производилась зарядка батареи. Времени для переборки и ремонта механизмов не было. Имевшие место поломки механизмов личный состав быстро устранял, не останавливая дизелей, на ходу производил замену отдельных деталей. Особенно самоотверженно работали мотористы Волков, Поляков и командир отделения Литвинов. Хорошо работали механизмы трюмной группы, которые обслуживались командиром отделения Леснюшиным и краснофлотцем Григорьевым. Штурман Быков обеспечивал точное кораблевождение. Несмотря на то, что створные огни не горели, лодка точно проходила фарватер. На последнем походе в результате бомбежки на подлодке вышел из строя гирокомпас. Штурман Быков, пользуясь магнитным компасом, точно привел лодку в Новороссийск, а затем в Поти.

        Подлодка «Л-24» (командир капитан 3-го ранга Апостолов, военком политрук Мамутов) совершила 4 рейса, доставив в Севастополь 205 т боезапаса, 109 т продовольствия и 98 т бензина. Вывезено из Севастополя 75 чел. Все переходы лодки Проходили при активном противодействии противника. В одном из переходов на лодку было сброшено 297 авиабомб. Несмотря на это, личный состав работал хорошо, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи. Подлодка брала в среднем около 80 т груза. Краснофлотцы и командиры без отдыха работали на погрузке и выгрузке грузов. Время погрузки они довели до 6-8 часов, а выгрузку производили в 2,5 часа. Особо отличились на этой работе лейтенант Потемкин, старший лейтенант Кузнецов, лейтенант Петренко, начальник санслужбы Литвиненко. Из младших командиров и краснофлотцев образцово работали Глазунов, Литвич, Коваленко, Любимов, Зарубин, Ибраимов, Хабаров, Красев, Дятел, Карпов, Шорников. Своей безупречной работой они увлекали за собой остальной личный состав.

        Подлодка «Л-23» (командир капитан 3-го ранга Фартушный, военком батальонный комиссар Селезнев) совершила б рейсов. Перевезено свыше 600 т разного груза. Вывезено из Севастополя 229 чел. Лодка неоднократно подвергалась бомбардировке с воздуха, на нее было сброшено свыше 700 авиабомб. Только за один день 1 июля на лодку было сброшено 442 бомбы. Повреждений лодка не имела. Личный состав вел себя мужественно, работал безукоризненно. Особенно отличились товарищи Виноградов, Спайков, Горюнов, Бугайчук, Крисанов, Ковбаса, Плохой, Гуменюк, Пащупин, Шкуватов, Тарасов, Бондаревский и другие. Материальная часть работала безотказно. Командный состав хорошо организовал работу личного состава во время погрузок и выгрузок боезапаса и продовольствия, учил бойцов, как надо работать, чтобы отлично выполнить боевую задачу.

    Подлодка «Д-5» (командир старший лейтенант Трофимов, военком старший политрук Дубина) совершила 3 рейса. Перевезено свыше 120 т разных грузов. Вывезено из Севастополя 178 чел. Противник неоднократно бомбил лодку, сбросив на нее свыше 200 бомб. Личный состав работал исключительно организованно и добросовестно. Особо отличились на работе тов. Оглобля, Бониловский, Решетняк, Брозель, Тертышников, Степанов, Рудой, Шулимов, Савенков, Лебедев и другие. Материальная часть работала без перебоев. По независящей от личного состава причине вышло рулевое управление, лодка потеряла управление на 1,5 часа в ночное время. Старшина Помазов и командир отделения Татарников, пренебрегая опасностью для жизни, ликвидировали неисправность. 22 июня при всплытии на корме и на винтах обнаружили противолодочную сеть, которую обрубили и корму освободили, но одна линия вала не работала. Старшина Помазов и краснофлотец Сластин в эпроновских костюмах проработали под водой 2 часа и полностью освободили винт от противолодочной сети. Образцово работали радисты Тертышников и Романчук.

        Подлодка «С-31» (командир капитан-лейтенант Белоруков, военком старший политрук Замятин) совершила 5 рейсов. Перевезено 224 т разных грузов и 45 т бензина. Вывезено из Севастополя 67 чел. Противник обстреливал лодку из пулеметов и сбрасывал обломки рельс. Личный состав работал хорошо.

        Подлодка «Щ-205» (командир капитан 3 ранга Сухомлинов, военком политрук Захаров) совершила один рейс, перебросив в Севастополь 48 т груза, а оттуда взял 51 чел. Противником на лодку сброшено более 40 авиабомб. В результате бомбардировки заклинило кормовые горизонтальные рули. Эта неисправность была быстро устранена. При погрузках и выгрузках хорошо работали товарищи Щукин, Корчевный, Голубничий, Сальников и другие. Из командного состава образцово работали помощник командира Матвеев, штурман Костромов и командир БЧ-5 Лукьянов.

        Подводная лодка «А-4» (командир капитан-лейтенант Трофимчук, военком политрук Рябиков) за три рейса перевезла свыше 30 т разного груза, из Севастополя вывезено 34 раненых бойцов. Лодка четыре раза подвергалась атакам самолетов противника. На траверзе Херсонесского маяка торпедный катер противника выпустил по лодке 2 торпеды, которые прошли по носу. Лодка погрузилась. Катер сбросил на нее две глубинные бомбы. Переход происходил в штурмовых условиях. Личный состав лодки во время переходов заботливо ухаживал за ранеными товарищами, которые по прибытии в Новороссийск благодарили краснофлотцев за оказанное внимание и заботу.

        Подводная лодка «А-2» (командовали во время похода командир 6-го дивизиона капитан 3 ранга Гуз и военком политрук Чулочников) совершила один поход. Перевезено 15,5 т груза. 1 июля, подойдя к фарватеру, лодка подверглась сильной бомбежке катеров и авиации противника. На лодку сброшено около 200 бомб. До 22 часов в фарватер лодка войти не могла. С наступлением темноты начали зарядку батареи. Заряжались всю ночь. Подлодке по радио было передано приказание штаба - «Груз выбросить в море и идти в Севастополь за людьми». Груз выбросили, вытаскивая ящики по 75 кг через один рубочный люк. Военком Чулочников разъяснил личному составу обстановку и новую задачу, которую должен решить экипаж подводной лодки, призвал мужественно встретить трудности и опасность. Все краснофлотцы, понимая исключительную важность задачи, работали не покладая рук, не считаясь ни с чем. Вошли в фарватер, а затем в Херсонесскую бухту. На берегу шла стрельба, виднелись пожары. Подошли на 1,5-2 кабельтовых к берегу. Вскоре к лодке подошла шлюпка, в которой было 9 чел. гвардейцев зенитного полка, ожидавших прихода ПЛ. Лодка вышла из бухты на фарватер, где она подверглась сильной бомбардировке. 5 июля лодка благополучно прибыла в Новороссийск, отлично выполнив боевую задачу.

        Подводная лодка «М-112» (командир старший лейтенант Хаханов) совершила два рейса. Перевезено в Севастополь 20,5 т груза, вывезено 18 чел. бойцов, женщин и детей. На обратном пути, при выходе из Стрелецкой бухты, лодку атаковал самолет противника, который выпустил торпеду. Четыре часа подряд лодка находилась под бомбежкой авиации противника. Личный состав первый раз испытывал интенсивную бомбардировку, но вел себя мужественно и спокойно.

        Подводная лодка «Щ-209» (командир капитан-лейтенант Иванов, военком старший политрук Гришин) совершила два рейса в Севастополь. Перевезено 65 т разных грузов и вывезено из Севастополя 106 чел. Выполнение боевой задачи проходило в сложных условиях. Во время второго рейса лодка вошла в бухту под артиллерийским обстрелом и бомбежкой авиацией противника. На обратном пути в Новороссийск подлодка два дня подвергалась непрерывным бомбардировкам авиации и катеров противника. Личный состав лодки работал самоотверженно. Командный состав работал образцово, он учил краснофлотцев показом и личным примером, как нужно выполнять боевую задачу. Лодка нуждалась в срочном и неотложном ремонте. Командиры и краснофлотцы своим честным и добросовестным отношением к делу обеспечили безотказную работу механизмов. Особенно отличились на работе в походе ст. лейтенант Елисеев, ст. лейтенант Островский, ст. лейтенант Поползухин; они показали образцы смелости, мужества и хладнокровия. Бдительно и грамотно они несли вахту, умело организовывали работу личного состава. Командир БЧ-5 Лысенко хорошо руководил личным составом, проявлял заботу о подчиненных и обеспечил бесперебойную работу всех механизмов. Из младших командиров и краснофлотцев особенно отличились: тов. Долоскалов, Костенко, Макаров, Сухоруков, Бойко, Кутяков, Худосов.

    Партийно-политическая работа


        Политработа во время этих операций была гибкой, конкретной и целеустремленной, отсутствовал шаблон и схематизм. Политработники оперативно и умело использовали обстановку и политическую работу не прекращали ни на одну минуту. Сложность плавания под непрерывным воздействием противника, огромная загрузка работой личного состава на походе позволяли проводить только индивидуальные и групповые (2-3 чел.) беседы накоротке. Опираясь на партийный и комсомольский актив, военкомы сумели мобилизовать личный состав на отличную работу при погрузке выгрузке и бдительное несение вахты на переходе морем. С этой целью разъяснялась обстановка на Черном море и положение в Севастополе. На переходе морем по радио принимались сводки Совинформбюро и через агитаторов доводились до всего личного состава.

        Агитаторы подлодки «Л-4» проводили читки материалов из газет и короткие беседы по отсекам. Они разъясняли военно-политические итоги года Отечественной войны, прививали ненависть к фашистам.

        На подлодке «Л-24» за время операций проведены беседы о положении на фронтах, о договоре с Англией и о бережном хранении грузов, перевозимых для защитников Севастополя.

        На подлодке «Л-23» силами партийно-комсомольского актива и агитаторов проведено 19 бесед на темы: о первомайском приказе тов. Сталина, нота тов. Молотова, военно-политические итоги года войны, задачи личного состава в боевом походе. Во время стоянок в Новороссийске обстановка позволяла проводить политинформации для всего личного состава.

        Военком подлодки «Л-4» тов. Атран проводил политинформации по таким вопросам: военно-политические итоги года Отечественной войны, итоги работы личного состава на переходе, положение в осажденном Севастополе.

        Военкомы лодок собирали отдельно коммунистов и комсомольцев для подведения итогов похода, показа особо отличившихся и вскрытия недостатков в работе отдельных коммунистов и комсомольцев. На этих коротких совещаниях давались указания на очередной поход. После каждого похода выпускались боевые листки с показом хорошей работы лучших передовиков, а также с разбором недостатков, выявленных при выполнении боевого задания. Проведенная партийно-политическая работа мобилизовала личный состав и обеспечила успешное проведение операций. Обо всем этом мне сообщили начальники политотделов 2-й и 1-й бригад ПЛ Черноморского флота. Как видно из вышеизложенного, подводниками Черноморского флота проделана огромная работа по выполнению исключительно важной, ответственной боевой задачи. Несмотря на исключительно большое физическое напряжение личного состава, непрерывные налеты вражеской авиации, крайне тяжелые условия в пути следования, влияния паров бензина и другие трудности - подводникичерноморцы с честью выполнили поставленную перед ними задачу по обеспечению боезапасом, горючим и продовольствием осажденного врагом города Севастополя. Личный состав подлодок, сознавая настоятельную необходимость переброски грузов в Севастополь, выжал из техники лодки все, что только она могла дать.

        Стойкость и мужество, отличное военное мастерство командиров и краснофлотцев подводных лодок обеспечили успешное решение боевой задачи.

    Безпримерная стойкость, мужество и отвага были проявлены героическим старшиной группы тов. Пустовойтенко, проявившим изумительную физическую и моральную силу.

        С настоящим ознакомить командиров, комиссаров и начальников политотделов соединений флота и весь начальствующий состав подводных лодок.

    Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ
    ОЦВМА, ф.'243, д. 23624, л. 166-174. Типографский оттиск.

    оглавление


  4. ДИРЕКТИВА ГЛАВПУ РКВМФ НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЙ КБФ, ЧФ, ТОФ, СФ, НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТОТДЕЛОВ ФЛОТИЛИЙ, ВМУЗов
    О НЕДОСТАТКАХ В ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ ПАРТИЙНОГО АКТИВА В БРИГАДЕ ПЛ СФ

    № 59с
    18 ноября 1942 г.



        15 ноября с. г. состоялось собрание партийного актива бригады подводных лодок Северного флота по вопросу: «Об итогах боевой деятельности БПЛ и задачах партийных организаций в связи с боевыми операциями в зимних условиях». На собрании присутствовало 85 коммунистов - командиров и краснофлотцев. Собрание партийного актива, будучи недостаточно подготовлено политическим отделом БПЛ, вместо мобилизации коммунистов и партийных организаций на успешное выполнение приказов командования, пошло по неправильному пути, подвергая обсуждению и критике приказы командования БПЛ и ВС СФ по вопросам боевого использования подводных лодок. Этому немало способствовала неправильная постановка ряда вопросов в докладе командиром бригады контр-адмиралом тов. Виноградовым, что дало повод к выступлениям по вопросам, не подлежащим обсуждению на партактиве. Неправильного направления в работе собрания партактива не уловил также и член Военного совета дивизионный комиссар тов. Николаев, который, выслушав доклад и часть прений, ушел с собрания после своего выступления. Собрание партийного актива решения по докладу не обсуждало, а на следующий день на совещании командиров лодок и их заместителей по политчасти (присутствовало 25 человек) была принята резолюция, которая и была выдана за резолюцию партактива и спущена политотделом в парторганизации для руководства. Эта резолюция, принципиально неправильная и не отражающая действительного положения дел в бригаде, отменена мною как не обсуждавшаяся и не утвержденная партактивом бригады. Политуправление Северного флота прошло мимо этого, из ряда вон выходящего факта. Зам. начальника политуправления СФ бригадный комиссар тов. Юдин, присутствуя на собрании партактива, явился безучастным свидетелем допущенных ошибок, ходом собрания не руководил, в то время как был обязан и имел право запретить обсуждение приказов командования и повлиять на принятие партактивом решения.

        Вскрытые ошибки и недочеты в проведении партактива БПЛ не являются случайными и выражают собой выявленные в ходе проверки низкий уровень политической работы в бригаде, зазнайство и отсутствие настоящей борьбы за укрепление дисциплины, прямо и непосредственно повлиявшие на снижение успеха боевой деятельности подводных лодок Северного флота.

        Начальник политотдела БПЛ бригадный комиссар тов. Козлов и его заместитель полковой комиссар тов. Байков от занимаемых должностей освобождены. Заместителю начальника политуправления СФ бригадному комиссару тов. Юдину объявлен строгий выговор.

    Предлагаю;


        1. Не допускать обсуждения на партсобраниях и собраниях партийного актива приказов и решений, принятых командованием. Партийные собрания и собрания партийного актива обязаны мобилизовать коммунистов и партийные организации на образцовое выполнение приказов командования.

        2. Обязать политорганы тщательно готовить партийные собрания и собрания партийного актива. Систематически учить командиров четко и конкретно ставить задачи перед парторганизацией и партактивом в докладах и выступлениях. Собрания партийного актива по соединениям и крупным гарнизонам готовить и проводить с обязательным участием ответственного представителя политуправления флота.

        3. Ставить на обсуждение собраний партактива, подвергая критике, недочеты в работе парторганизаций, политическом воспитании, состоянии воинской дисциплины с разработкой практических мероприятий парторганизаций, направленных на устранение недостатков в политической работе и организующей роли коммунистов, и особенно партактива, в активизации партийной и политической работы.

        Директиву довести до начальников политотделов соединений.


    Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ
    ЦВМА, ф. 11, on. 2, д. 130, л. 113-118. Подлинник.

    оглавление



 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru