Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Данный документ, представляющий выписку из журнала боевых действий подводной лодки «М-34» выявлен в фондах ОЦВМА, впервые опубликован и прокомментирован Мирославом Морозовым.


Выписка из журнала боевых действий подводной лодки «М-34» о боевом походе на позицию № 11 с 18 по 23 сентября 1941 г.


    18 сентября. В 17 час. 03 мин. вышел из Балаклавской бухты. Готовность № 2. Ветер северо-западный. Море 3 балла. Видимость хорошая. Курс 180°, ход 10,5 узла.
    В 18 час. 42 мин. по пеленгу 118° силуэт, дистанция - 40-45 каб.
    В 18 час. 51 мин. в силуэте опознана подводная лодка. Дан полный ход, приготовлен левый торпедный аппарат к выстрелу.
    В 18 час. 56 мин. опознал подводную лодку типа «Д» (*1). Подводная лодка обменялась опознавательными с сопровождавшим меня катером.
    В 19 час. 20 мин. курс 275°, ход 10,5 узла. Подводная лодка скрылась по пеленгу 100°.

    19 сентября. В 5 час. 35 мин. погрузился на глубину 25 м. Ход 3 узла, курс 266°.
    В 7 часов всплыл на перископную глубину. Горизонт и воздух чист. Видимость хорошая. Волна от северо-востока 3-4 балла. Облачно. Горизонт и воздух осматривается через каждые 10-15 минут.
    В 20 час. 18 мин. всплыл в крейсерское положение. Готовность № 2. Курс 266°, ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Ветер северо-восточный, 5-6 баллов. Море 5 баллов. Видимость 5-7 каб.

    20 сентября. В 5 час. 21 мин. погрузился на глубину 25 м. Курс 270° ход 3 узла.
    В 7 час. 30 мин. всплыл на перископную глубину. Видимость 3-5 каб., по пеленгу 270° открылся берег.
    В 7 час. 50 мин. курс 23°, ход 3 узла. На 3-узловом ходу на перископной глубине подводную лодку невозможно удержать, даже если она имеет отрицательную плавучесть. Поэтому периодически погружаюсь на глубину 15-20 м или ложусь на грунт. Всплываю на перископную глубину через 20-30 минут с ходом 4 узла.
    В 20 час. 25 мин. Всплыл в крейсерское положение. Начал зарядку аккумуляторной батареи.

    21 сентября. В 4 часа 56 мин. погрузился на глубину 20 м. Курс 270°, ход 3 узла.
    В 5 час. 12 мин. слышен удар о грунт. Застопорил электромотор. Дал ход назад. Слышно трение о корпус, похоже на минрепы или сети. Застопорил электромотор. Трение продолжается, подводная лодка разворачивается вправо.
    В 5 час. 30 мин. всплыл в позиционное положение. Осмотрел корпус и поверхность воды вокруг подводной лодки. Ничего не обнаружил. В 5 час. 40 мин. Лег на грунт. Глубина 28 м.
    В 6 час. 58 мин. всплыл на перископную глубину. Горизонт чист. Видимость хорошая. Волна 2-3 балла.
    В 8 час. 20 мин. по пеленгу 1° в дистанции 40-45 каб. силуэты двух транспортов. Боевая тревога. Торпедные аппараты приготовлены к выстрелу.(*2)
    В 8 час. 54 мин. произвел выстрел из левого торпедного аппарата по танкеру водоизмещением 5-6 тысяч т, идущему переменным курсом совместно с транспортом в охранении катеров-охотников и эскадренного миноносца типа «Королева Мария».
    После выстрела подводная лодка всплыла на 4 м. Перед выстрелом подводная лодка имела ход 4 узла. Эскадренный миноносец и 1 катер шли курсами на подводную лодку. Заполнена система быстрого погружения.
    В 8 час. 54,8 мин. прямо по носу слышен взрыв, подводная лодка ушла на глубину 28 м. Циркуляция влево.
    В 8 час. 55,5 мин. 2 взрыва прямо над подводной лодкой. Курс 270°. Остановлен электромотор, гирокомпас; управление рулями переведено вручную.
    До 9 час. 23 мин. продолжается бомбежка подводной лодки. 3-й взрыв особенно силен (лодка вздрагивает всем корпусом, в отсеках все в порядке). Сброшено 6 бомб.
    В 15 часов прекращено бомбометание. Сброшено 36 бомб. Отбой боевой тревоги. Отдраены переборки.
    20 час. 37 мин. всплыл в крейсерское положение. Курс 90°, ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Готовность № 2. Ветер северо-восточный, 1 балл. Море - штиль. Видимость 7-8 каб. Возвращаюсь в базу(*3).

    22 сентября. В 4 часа 30 мин. курс 32°, ход 10,5 узла. В 5 час. 48 мин. погрузился на глубину 20 м. Курс 82°. Ход 3 узла.
    В 20 час. 36 мин. всплыли в крейсерское положение. Ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Курс 95°. Ветер от северо-востока, 1 балл. Море - штиль. Видимость 4-5 каб. Готовность № 2.

    23 сентября. В 6 час. 24 мин. встречены катером «МО-139». Следуем рекомендованными курсами в базу.

Командир подводной лодки «М-34» капитан-лейтенант Н.И. Голованов



Выводы командования

    1. В 8 час. 20 мин. 21 сентября обнаружил 2 транспорта противника, идущих в охранении эскадренного миноносца и 2 сторожевых катеров переменными курсами. В 8 час. 54 мин. атаковал головной танкер водоизмещением 5000-6000 т одной торпедой с дистанции 5-7 каб. Взрыв торпеды был услышан через 45-48 секунд. Место потопления ш = 28°44', д = 43°59’5.

    2. В перископ потопления транспорта не наблюдал, подвергся преследованию эскадренного миноносца и сторожевых катеров. Преследование подводной лодки и бомбежка производились с 8 час. 56 мин. до 15 час. 00 мин. Сброшено 36 бомб.

    3. В 11 час. 25 мин., воспользовавшись случаем, поднял перископ для осмотра, - перископ был поврежден в результате взрыва глубинных бомб; видимости нет, обстановку уточнить невозможно.

    4. В результате бомбежки вышли из строя перископ, дифферентовочная помпа, несколько амперметров, дифферентометр в рубке, плафоны и колпаки освещения и разбита посуда.

    5. Сбрасываемые глубинные бомбы, предположительно весом 25 кг, разрывы которых были на небольшой дистанции, подводная лодка выдерживает хорошо, главные механизмы и корпус не повреждены.

    6. Безнаказанность и уход подводной лодки от преследования после такого числа сброшенных на нее бомб желательно в печати не опубликовывать, дабы не вызывать у противника необходимости сбрасывать бомбы большего веса.

    7. Противник бомбит неорганизованно.

    8. После залпа подводная лодка не удержала глубину и подвсплыла на 4 м. При каждом возвращении с позиции необходимо выгружать торпеды и проверять приборы беспузырной торпедной стрельбы в подводном положении, производя замеры принимаемой воды при залпе.

    9. Подтверждается наличие створа к югу от м. Тузла. Истинное направление 297-117° южного фарватера у Тузла, которого корабли при следовании строго придерживаются.

    10. При выходе транспорта из фарватера у Тузла для подводных лодок создается достаточно благоприятная обстановка для прорыва охранения и атаки транспорта или кораблей охраны.

    11. Задачу подводная лодка выполнила. Личный состав действовал отлично.

    12. Командир и личный состав заслуживают поощрения.

Командир 2-й бригады подводных лодок ЧФ капитан 1 ранга М.Г. Соловьев
Военком 2-й бригады подводных лодок ЧФ полковой комиссар А.А. Павлинский

ОЦВМА, ф. 118, д. 1436, л. 52-60.


Примечания:


    *1 Обнаружена проходившая ходовые испытания после капитального ремонта ПЛ «Д-4».

    *2 Подлодка обнаружила конвой в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга», конвоировавшихся румынскими миноносцами «Змеул», «Сборул» и «Налука». Траление впереди по курсу конвоя осуществляли канонерскими лодками «Думитреску» и «Гикулеску», дальнее прикрытие – эсминцами «Реджеле Фердинанд» и «Марашти». По румынским данным след торпеды был замечен с танкера «Суперга», после чего на судне застопорили машину и торпеда прошла перед форштевнем. Услышанный на подлодке взрыв на самом деле являлся первым взрывом глубинной бомбы. Преследование ПЛ осуществляли отделившиеся от конвоя ММ «Змеул» и «Налука» (вскоре вернулся к конвою). Любопытно проследить события связанные с дальнейшим переходом конвоя. В 11.10 тех же суток его в районе м. Шаблер атаковала ПЛ «Д-5» – торпеда прошла мимо танкера «Тампико». Подлодка была контратакована ММ «Налука» и сопровождавшим конвой болгарским самолетом. Около 19 часов конвой прибыл в Варну. 29 сентября на переходе в Бургас конвой, к которому присоединился румынский ТР «Сулина» (конвоирование осуществляли 2 болгарских ММ и 2 ТКА) был атакован ПЛ «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант А.Д. Девятко), которой удалось торпедировать танкер «Суперга» (6154 брт). На следующий день выбросившийся на берег танкер был окончательно разрушен попаданием торпеды этой же ПЛ. Уцелевший «Тампико» 1 ноября прошел через Босфор, на следующий день на выходе из Дарданелл был встречен итальянскими ММ «Монзамбано» и «Кастельфидардо», но 3 ноября торпедирован британской субмариной «Протеус». Тяжело поврежденный танкер был отбуксирован в Венецию, но до конца войны в строй так и не введен.

    *3 Возвращение в базу ранее окончания срока пребывания на позиции вызвано выходом из строя перископа, вследствие чего подводная лодка лишилась возможности наблюдения.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru