Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное |
    1. В 8 час. 20 мин. 21 сентября обнаружил 2 транспорта противника, идущих в охранении эскадренного миноносца и 2 сторожевых катеров переменными курсами. В 8 час. 54 мин. атаковал головной танкер водоизмещением 5000-6000 т одной торпедой с дистанции 5-7 каб. Взрыв торпеды был услышан через 45-48 секунд. Место потопления ш = 28°44', д = 43°59’5.     2. В перископ потопления транспорта не наблюдал, подвергся преследованию эскадренного миноносца и сторожевых катеров. Преследование подводной лодки и бомбежка производились с 8 час. 56 мин. до 15 час. 00 мин. Сброшено 36 бомб.     3. В 11 час. 25 мин., воспользовавшись случаем, поднял перископ для осмотра, - перископ был поврежден в результате взрыва глубинных бомб; видимости нет, обстановку уточнить невозможно.     4. В результате бомбежки вышли из строя перископ, дифферентовочная помпа, несколько амперметров, дифферентометр в рубке, плафоны и колпаки освещения и разбита посуда.     5. Сбрасываемые глубинные бомбы, предположительно весом 25 кг, разрывы которых были на небольшой дистанции, подводная лодка выдерживает хорошо, главные механизмы и корпус не повреждены.     6. Безнаказанность и уход подводной лодки от преследования после такого числа сброшенных на нее бомб желательно в печати не опубликовывать, дабы не вызывать у противника необходимости сбрасывать бомбы большего веса.     7. Противник бомбит неорганизованно.     8. После залпа подводная лодка не удержала глубину и подвсплыла на 4 м. При каждом возвращении с позиции необходимо выгружать торпеды и проверять приборы беспузырной торпедной стрельбы в подводном положении, производя замеры принимаемой воды при залпе.     9. Подтверждается наличие створа к югу от м. Тузла. Истинное направление 297-117° южного фарватера у Тузла, которого корабли при следовании строго придерживаются.     10. При выходе транспорта из фарватера у Тузла для подводных лодок создается достаточно благоприятная обстановка для прорыва охранения и атаки транспорта или кораблей охраны.     11. Задачу подводная лодка выполнила. Личный состав действовал отлично.     12. Командир и личный состав заслуживают поощрения. Командир 2-й бригады подводных лодок ЧФ капитан 1 ранга М.Г. Соловьев Военком 2-й бригады подводных лодок ЧФ полковой комиссар А.А. Павлинский ОЦВМА, ф. 118, д. 1436, л. 52-60.     *1 Обнаружена проходившая ходовые испытания после капитального ремонта ПЛ «Д-4».     *2 Подлодка обнаружила конвой в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга», конвоировавшихся румынскими миноносцами «Змеул», «Сборул» и «Налука». Траление впереди по курсу конвоя осуществляли канонерскими лодками «Думитреску» и «Гикулеску», дальнее прикрытие – эсминцами «Реджеле Фердинанд» и «Марашти». По румынским данным след торпеды был замечен с танкера «Суперга», после чего на судне застопорили машину и торпеда прошла перед форштевнем. Услышанный на подлодке взрыв на самом деле являлся первым взрывом глубинной бомбы. Преследование ПЛ осуществляли отделившиеся от конвоя ММ «Змеул» и «Налука» (вскоре вернулся к конвою). Любопытно проследить события связанные с дальнейшим переходом конвоя. В 11.10 тех же суток его в районе м. Шаблер атаковала ПЛ «Д-5» – торпеда прошла мимо танкера «Тампико». Подлодка была контратакована ММ «Налука» и сопровождавшим конвой болгарским самолетом. Около 19 часов конвой прибыл в Варну. 29 сентября на переходе в Бургас конвой, к которому присоединился румынский ТР «Сулина» (конвоирование осуществляли 2 болгарских ММ и 2 ТКА) был атакован ПЛ «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант А.Д. Девятко), которой удалось торпедировать танкер «Суперга» (6154 брт). На следующий день выбросившийся на берег танкер был окончательно разрушен попаданием торпеды этой же ПЛ. Уцелевший «Тампико» 1 ноября прошел через Босфор, на следующий день на выходе из Дарданелл был встречен итальянскими ММ «Монзамбано» и «Кастельфидардо», но 3 ноября торпедирован британской субмариной «Протеус». Тяжело поврежденный танкер был отбуксирован в Венецию, но до конца войны в строй так и не введен.     *3 Возвращение в базу ранее окончания срока пребывания на позиции вызвано выходом из строя перископа, вследствие чего подводная лодка лишилась возможности наблюдения. |
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум |