Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Данный документ, представляющий собой предложения британского офицера-подводника по поводу эффективного использования советских подводных лодок после его участия в боевом походе ПЛ «М-34» в рамках обмена боевым опытом выявлен в фондах ОЦВМА, опубликован и прокомментирован Мирославом Морозовым


Предложение капитана Фокса по использованию наших ПЛ ПЛ.

    Диаграмма, приложенная к схеме рассматривает пребывание двух подводных лодок в течение одного месяца на важной линии коммуникации противника между болгарскими портами и Констанца.

    Некоторые корабли противника идут по маршруту Констанца в устье Дуная, но их не так много и я предпочел бы взять лодки с позиции у Сулины и использовать к югу от Констанцы.

    Прилагаемая диаграмма рассматривает использование на позиции 6 ПЛ ПЛ типа «М» и 3 ПЛ ПЛ типа «Щ» и позиция остается без лодок только (исключая зарядку батареи) в течение одной ночи, когда ПЛ покидает позицию, ибо на следующее утро прибывает заменяющая ПЛ.

    Из первой схемы можно видеть, что использование пяти ПЛ типа «М». Каждая ПЛ получает 13 дней в базе и 7 дней в море.     Предположим, что одна из лодок временно выйдет из строя, однако несение позиционной службы может быть выполнено четырьмя ПЛ, но с таким расчетом, что ПЛ ПЛ будут находится 9 дней и базе и 7 в море.

    Если одна ПЛ выйдет из строя, несение позиционной службы на недолгое время могут выполнять три типа «Щ» с таким расчетом, что они будут 9 дней в базе и 9 дней в море.

    Замечания о позициях. Кажется наилучшей позицией является позиция между Мангалия и Констанца и я бы имел одну лодку здесь. ПЛ ПЛ, идущие на эти позиции могут использовать фарватер против Тузлы и при оставлении позиции они могут уходить либо этим же фарватером, либо фарватером, находящимся против Констанцы*.

    Если ПЛ уходит с позиции, используя фарватер против Тузлы ночью, она может пройти вблизи ПЛ, идущей ей на смену. Однако, это не будет играть значения, так как каждая ПЛ будет предупреждена о возможности встречи ПЛ в эту ночь в данном районе, а также им должно быть приказано не атаковать ПЛ ПЛ в этом районе.

    Между базой и входным фарватером на позицию уходящая и возвращающаяся ПЛ ПЛ, должны идти разными маршрутами, так как, в случае преждевременного ухода с позиции (допустим использовали торпеды), они могут встретиться на пути.

    Я бы посоветовал использовать лодки, упомянутые во второй схеме, на позиции к югу от Мангалии, если это не слишком близко к болгарской границе.

    ПЛ ПЛ подходят на позицию и уходят с позиции к югу от Мангалии.

    Если использовать указанную выше позицию нельзя, я бы посоветовал использовать ПЛ ПЛ, указанные в первой схеме, между Констанцей и Тузла, а указанные ПЛ ПЛ во второй схеме - между Тузла и Мангалия. В этом случае все лодки должны использовать фарватер против Тузлы. В этом случае одну из схем нужно передвинуть на два дня, во избежание прибытия на позицию одновременно двух лодок.

    Если между Констанца и Мангалия оперируют две ПЛ, фарватер использовался бы очень часто, что было бы необходимо приказать ПЛ не атаковать подводные лодки во всем этом районе. Это не будет играть роли, ибо основной задачей их является атака кораблей противника, а также противник имеет мало ПЛ ПЛ в этом районе.

    Прилагается схема действия ЭМ в этом районе.

    Задачей этой операции является атака линии коммуникации конвоев противника между Констанца и Мангалия в ночной время эсминца.

    Операция, возможно, немного опасная для эсминцев, но я считаю, что она оправдает себя по следующим причинам:

    1. Конвои противника в настоящее время следуют на линии Мангалия - Констанца без каких-либо помех, кроме подводных лодок.

    2. Эта операция будет иметь очень большой моральный эффект на врага, даже в том случае, если не будет потоплено ни одного корабля противника, а эсминец получает повреждения.

    Эта операция может остановить движение конвоев противника на некоторое время, ибо они не будут знать когда такая же операция повторится.

    3. Кроме этого, эта операция имела бы большую моральную поддержку для наших ПЛ ПЛ, действующих в этом районе. Я знаю из опыта, что известие о действии своих надводных кораблей, иногда приходящих в район действия своих подводных лодок и атакуя здесь корабли противника, очень обадривает ПЛ ПЛ. Кроме того, противолодочные корабли противника не чувствовали бы себя в безопасности.

    Подобные операции очень часто проводились английскими крейсерами и эсминцами у южного побережья Норвегии, несмотря на наличие крупных воздушных сил противника в Ставангере.

    Прежде, чем начать эту операцию, надо приказать своим ПЛ ПЛ покинуть этот район на ночь или же уйти ближе к берегу противника, лечь на грунт и не атаковать никаких кораблей в течение этой ночи. Если ПЛ ПЛ уходят к берегу противника, эсминцам должно быть приказано не атаковывать подводных лодок в этом районе.

    Предположим, что темное время суток продолжается с 20 до 6 часов, и, что если эсминцы идут со скоростью 25 узлов (кроме района между Мангалия и Констанца, где они могут идти малым ходом), расстояние которое должны пройти эсминцы, идущие курсом, который я рекомендовал бы, около 480 миль.

    Эсминцы покидают Севастополь около 15 часов и идут со скоростью 25 узлов 120 миль в северо-западном направлении, как бы направляясь в Одессу. В 20 часов, с наступлением темноты, ложатся на курс зюйд-вест по направлению к Констанце, что составит еще 120 миль и они прибудут в район Констанцы в 01.00. Расстояние от Констанцы до Мангалии около 25 миль, которое они могут покрыть к 03.00 или же ранее, если они никого не встретят.

    Если эсминцы никого не обнаружили и сами не были обнаружены, я бы посоветовал дать по Мангалии несколько залпов для того, чтобы обратить на себя внимание противника.

    В 03.00 эсминцы направляются в Севастополь и к 06.00. (начало рассвета) будут в расстоянии 75 миль от берегов противника. Им потребуется пройти еще около 150 миль (6 часов при скорости 25 узлов). Если это потребуется и будет возможно, для сопровождения эсминцев могут быть посланы истребители на этот участок пути.

    Если эсминцы могут идти со скоростью больше 25 узлов, операция займет меньше времени и они к началу рассвета, таким образом, будут дальше от берегов противника.

29 сентября 1941 г.

Переводчик старший лейтенант Тарасов

ОЦВМА, ф. 32, д. 5532, л. 262-266.

    * Необходимо отметить, что между 2 августа и 24 октября подводными минзагами «Л-4» и «Л-5» в районе порта Мангалия было выставлено 122 мины ПЛТ, еще 2 мины АМГ в районе маяка Тузла выставила авиация ЧФ. Сведения о потерях противника на этих заграждениях отсутствуют, однако на действия наших подлодок на позиции №11 факт наличия мин в районе Мангалии оказывал большое сковывающее значение. Реально никакого фарватера на запад от Констанцы не существовало – в штабе ЧФ было известно, что, в соответствии с заявлением румынского правительства от 20 февраля 1941 г. указанный район заминирован, что соответствовало действительности.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru